TopTurizm Яндекс.Метрика
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гид-экскурсовод в Пензе Нина Лебедева

 

Пешеходная экскурсия по Алтаю. Артыбаш

 

            Селу Артыбаш примерно около четырёх сотен лет.       Посёлок расположен на северном берегу озера, на склонах гор. Днём солнце хорошо прогревает территорию села, а от северных ветров село защищено горами. По рассказам местных жителей старое село было расположено на верхней террасе озера, вдали от холодного озера. Температура там обычно выше температуры у озера на 4 — 5 градусов.

      В 1633 году отряд казаков под командованием Петра Собанского вышел из Кузнецка на юг. Отряд прошёл через Горную Шорию и вступил на северный Алтай. Выйдя в долину реки Лебедь, отряд Собанского спустился вдоль реки вниз до её слияния с рекой Бия. Вдоль реки Бия отряд пошёл вверх.

      Воины местного князя Мандрака пытались остановить отряд Собанского. Но им это сделать не удалось и отряд, поднявшись вдоль Бии, вышел к озеру. Как раз в то место, где на месте нынешнего села Артыбаш, было селение коренных обитателей этих мест.

      На берегах озера обитало алтайское племя Телесов. По названию этого племени Собанский и назвал озеро Телесским. Название впоследствии трансформировалось в Телецкое. Так появились на берегах озера первые русские. А в село Артыбаш первые русские поселенцы пришли в 1822 году.

      В советское время посёлок стал активно развиваться с возникновением в стране внутреннего туризма. В конце двадцатых годов в посёлке Артыбаш появляется первый палаточный лагерь. В 1936 году была построена первая туристическая база на Алтае "Золотое озеро". Эта туристическая база принимает туристов и сейчас.

      На въезде в село Артыбаш, на берегу озера, рядом с мостом установлена стела Алтын-Кёль. Эта стела символизирует Телецкое озеро. Изображение на стеле глубоко символично. Здесь перемешиваются мифы и легенды, природа и история этой местности. На стеле изображено лицо мифологического богатыря Сартакпая, который создал озеро. На стеле символично изображены голова марала — символ достатка.       Уста богатыря в виде чаши — символ воды и накопления энергии. Глаза символизируют два, господствующих на озере ветра. Эти ветры называют "Верховка" и "Низовка". Выше показана дева Алтын-Кёль, душа озера. А в самом верху расправил крылья грифон — символ государственности Алтая. Ниже образа богатыря видны рыбы — символ глубин озера. 

      Рядом со стелой находится мост через реку Бия. Этот мост построен в 2002 году вместо старого деревянного. Его расположение символично. Мост отделяет озеро от реки Бия. Здесь и находится исток реки Бия. И одновременно мост соединяет воедино два селения на берегах озера: село Артыбаш и посёлок Иогач.

            В самом центре села Артыбаш, на берегу озера находится художественная галерея "Эрми-Таш". В переводе с алтайского «эрми-таш» означает «звездный камень», или «камень, упавший с небес». Здесь представлены работы местных художников. Это не только картины, но и изделия из глины, дерева. Рядом с галереей расположены сувенирные лавки. Перед ними расположено символичное дерево. Все посетители галерей вешают на веточки дерева разноцветные полоски ткани.

 Чуть дальше по центральной улице села Артыбаш, находится Храм Иконы божьей матери "Умиление". Храм возведён полностью из дерева. Для его постройки использован брус. Со стороны храм выглядит очень красиво.

А прямо над ним этно-музей села Артыбаш.

Алтай бережно хранит их, изменяя и совершенствуя, питая духовную жизнь проживающих здесь народов вплоть до наших дней. Все народы Горного Алтая обладают собственной и неповторимой этнической культурой, имеют особый взгляд на картину мира, на природу и свое место в этом мире. Приветливая хозяйка музея рассказала нам о традициях коренных жителей Алтая.

 Каждая вещь в их доме имеет определенный смысл. Традиционным жилищем народов Алтая считается аил. Это жилище в виде конуса. Конус строится из длинных и тонких стволов деревьев или жердей. Основание выполняется в виде круга. Сверху жерди связываются. Весь конус покрывается войлоком, корой деревьев или шкурами зверей. 

 

В самом верху оставляется отверстие для выхода дыма. Вход располагается с восточной стороны.

      Аил делится на мужскую и женскую половины. Женская половина аила – это кухня и дети. Здесь находятся вещи, связанные с хозяйственной деятельностью женщины. Женская половина Аила, расположена справа от входа. Мужская половина аила – это оружие, орудия труда, сёдла и так далее. Мужская половина аила, связана с хозяйственной деятельностью мужчины. Мужская половина аила располагается слева от входа.

У алтайцев соблюдаются свои обычаи при рождении ребенка, бракосочетания и другие. Появление ребенка отмечается в семье празднично. Забивается молодняк крупного рогатого скота или овец. По особым канонам проходит обряд бракосочетания. Молодожены выливают в огонь аила жир, бросают щепотку чая и первые капли араки посвящают огню. Над аилом, где проходит той – первый день свадьбы на стороне жениха – и сейчас можно увидеть ветки культового дерева – березы. Второй день свадьбы проводится на стороне невесты, и называется белкенчек – невестин день.

    

Алтайцы очень гостеприимны и радушны. По традиции передаются правила поведения в быту, приема гостей, соблюдение родственных отношений. Например, как подавать араку в пиале гостю, курительную трубку. Существует обычай доброжелательно принимать гостя, подавать ему молоко или чегень, приглашать к чаю.

 Коренные жители гор невероятно гостеприимны, а их стол всегда ломится от традиционных вкусняшек.

Ячменный (перловый) суп – кочо. Для того чтобы суп был наваристым, сначала готовят бульон ("мюн"). Обычно его делают из мяса на кости - свинины, баранины или конины. В традиционной алтайской кухне совсем не используют специи, поэтому в данный суп добавляют только соль и немного дикого лука. После приготовления бульона в суп добавляют ячмень или перловку. Подают это блюдо с нарезанным диким луком и едят его из пиал.

Алтайская сметана – каймак. Делают каймак из кипячёного молока, которое сутки выдерживают в прохладном месте. Из одного литра молока можно получить около 200 г каймака.

Кровяная колбаса – кан. Делают эту колбасу из крови барана. Перед варкой в кровь добавляют молоко, нутряной бараний жир, порезанный дикий лук и, конечно же, чеснок с солью. Всю эту смесь затем заливают в бараньи кишки, предварительно вывернутые жиром внутрь.

Сыр курут. Это копчёный и очень твёрдый сыр кочевников, которые жители гор делают и по сей день. Его делают из кипячёного молока на закваске с добавлением большого количества соли. Именно благодаря необычной технологии приготовления хранить такой сыр можно очень долго. 

На раскопках знаменитого алтайского кургана "Принцесса Укока" помимо драгоценностей и золота нашли кусочки этого сыра!

Кисломолочный напиток чегень. Этот напиток пользуется популярностью в отдалённых сёлах Алтая. Он обладает мягким вкусом, и с его помощью делают множество других напитков, например, алкогольную арачку.

Ток-чок. Эту традиционную алтайскую сладость делают из кедровых орехов, ячменя, молока и мёда. Затем лепят вот такие подушечки, обжаривают в масле и поливают мёдом. Именно за этой сладостью выстроилась очередь у нас в группе. Нас угостили всеми этими вкусняшками.

Однако вернемся к Артыбашу.  Почти в самом конце села находится выставка работ местного художника Шилкина Леонида Алексеевича. Выставка называется “В гостях у художника”. Действительно в гостях. Ведь выставка находится на первом этаже дома, в котором и проживает художник вместе с супругой.

      По дороге от озера из нижнего Артыбаша на верхнюю террасу расположен серебряный источник. Вода этого источника имеет повышенное содержание серебра и долго не портится при хранении. Источник освящён в 1839 году. Рядом с источником расположен кедр — великан. Его ствол не обхватишь и втроём.

 

      С верхней террасы начинается тропа на гору Тилан-Туу. Название переводится как змеиная гора. Это название связано с древней легендой местного племени.

В одном стойбище жили только одни мужчины, потому что предводитель этого племени ненавидел женщин. Но жизнь брала свое и молодые юноши влюблялись в красавиц из соседних селений и хотели на них жениться. Вождь был достаточно смышлен, он не хотел вызывать недовольство среди своих богатырей, а потому ставил перед ними справедливое условие: юноша может жениться на девушке только в том случае, если сумеет подняться с невестой на руках на вершину высокой горы. Но если жених не мог донести любимую до вершины и опускал ее на землю, то она превращалась в змею. Многие юноши пытались покорить вершину неприступной горы с невестой на руках, но путь был очень труден и никто так и не сумел выполнить условие вождя, Много девушек превратилось в змей на радость злобному хану. Но вот однажды бедный пастух влюбился в прекрасную девушку, и она ответила ему взаимностью. Пришла молодая пара к хану с просьбой разрешить им пожениться. Не против жестокий вождь, если выполнят они его условие Подхватил пастух свою невесту на руки, стал подниматься на вершину, а хан не спускает с них глаз, внимательно наблюдает, как он пытается достичь своей цели. Труден путь в гору, юноша уже теряет последние силы. Вот-вот коснется земли его невеста и превратится в змею, которых вокруг видимо-невидимо. Но девушка стала помогать своему жениху. Незаметно, чтобы не видел беспощадный вождь, стала она то рукой, то ногой отталкиваться от земли. Так понемногу они и продвигались вперед.

И вот счастливые влюбленные стоят на вершине. А злобный хан, охваченный гневом, сам превратился в ядовитую змею — щитомордника.

Приезжайте в Артыбаш и хорошего Вам отдыха!

Экскурсии на Алтай.

Опубликовать в социальных сетях