TopTurizm Яндекс.Метрика
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гид-экскурсовод в Пензе Нина Лебедева

 

Пешком по Алтаю. Горно-Алтайск

 Сегодня, насладившись красотами Телецкого озера мы возвращаемся в цивилизацию. Едем в Горно-Алтайск. Расскажу немного об этом городе. 

 Город Горно-Алтайск - столица Республики Алтай, где сосредоточена вся власть субъекта - Правительство Республики Алтай,

законодательное собрание Эл-Курултай Республики Алтай, суды – Верховный и Арбитражный, Республиканская прокуратура.

Представительный орган местного самоуправления – Горно-Алтайский городской Совет депутатов. Исполнительную власть в городе возглавляет Глава муниципального образования «Город Горно-Алтайск» – Мэр города Горно-Алтайска – выборное должностное лицо. Глава администрации руководит деятельностью Администрации города Горно-Алтайска и подведомственных организаций. 

Численность населения, проживающего на территории Горно-Алтайска - 63410 человек (на 1 января 2017 года). Площадь города составляет - 95,5 км². 

Город расположен близ северо-западной границы республики в межгорной котловине отрогов хребта Иолго на высоте 270-305 метров над уровнем моря.

Горную котловину с мягким микроклиматом, в которой расположен город, люди заселили еще в глубокой древности. Об этом говорят материалы археологических памятников, находящихся в черте г. Горно-Алтайска. Древнейшим памятником, расположенным на территории города, является Улалинка – раннепалеолитический комплекс на реке Улалинке, открытый академиком Окладниковым А.П. в 1961 году. Возраст этого комплекса – от 300 тыс. до 1,5 млн. лет.

Историческое название – Улалу. Это название, по мнению В.И.Эдокова, можно трактовать как «Ула-уул» (географический корень слова «Ула» – «большой, великий» и физический корень «уул» – рожок с водой, урочище. Далее Владимир Иванович пишет, что название, возможно, произошло от слова «Ула улус» – «большой поселок, селение». Отсюда и появился в русской транскрипции населенный пункт Улу–Ула – Улала.

В 1920-е гг. постоянное поселение на реке Улалу уже существовало. Первыми поселенцами были бачатские телеуты Чевалковы, Кочаевы, Табакаевы, Параевы, Яраскины, Каланаковы, русские первопоселенцы: Ащауловы, Коншины, Шебалины и другие.

С 1834 по 1879 гг. село Улала, или по документам селение Улалинское, становится центром Алтайской Духовной миссии. Здесь строятся церкви: Храм Всемилостивого Спаса, Нагорная церковь, часовня, построенная на месте деревянной церкви, сооруженной архимандритом Макарием Глухаревым – начальником АДМ, открывается Никольский женский монастырь.

В 1838 году в селе открывается первая миссионерская школа. Занятия в ней вели: Макарий Глухарев и прибывшие с ним В.С.Попов и А.П. Волков. В 1868 году открывается школа для девочек. В школах преподавали помимо богословских дисциплин математику, грамматику, рисование и ведение домашнего хозяйства. Во 2-й половине ХIХ в. при школе открывается иконописный класс, в котором обучался известный алтайский художник, общественный деятель Г.И. Чорос-Гуркин. В 1867 году в доме М.В. Чевалкова было открыто «Миссионерское центральное училище», впоследствии переведенное в г. Бийск

Население Улалы состояло, в основном, из новокрещеных алтайцев, которые получали льготы по платежу ясака, начальную материальную помощь в виде казенных домов, коров, лошадей и крестьянского инвентаря.

Как отмечал ученый-ориенталист академик В.В. Радлов, посетивший Улалу в 1865 году: «Я обнаружил у здешних телеутов такое знание религии, какое мы напрасно стали ли бы искать в русских деревнях, а кроме того весьма твердые моральные устои...»
В Улале была построена первая больница (ныне кожно-венерологический диспансер), в котором вели прием больных, имелись палаты и располагался приют для детей.

В 2-й половине ХIХ в. в Улале появляется купечество: строятся каменные здания и лавки, торговая площадь с тремя рядами лавок, на которой происходила ежедневная торговля и ежегодная Никольская ярмарка (с 6 по 19 декабря). Оборот с ярмарки составлял несколько десятков тысяч рублей. Имена купцов Тобоковых, Хакина, Бодунова закрепились в названиях, построенных ими домов и лавок.

Основными занятиями улалинцев того времени были земледелие и скотоводство, но получили развитие и ремесла: кузнечное, извозничье, иконописное, гончарное и другие. В селе действовало 27 ремесленных цехов. 

В 1918 г. с образованием Каракорум-Алтайского округа Улала становится его центром. 

Годы гражданской войны не обошли стороной село Улалу, как и тысячи других городов и сел огромной страны.

Снова Улала становится в центре событий, когда в 1922 г. принимается декрет ВЦИК «Об образовании автономной области ойротского народа», а село избирается центром вновь образованной области. Сюда из села Алтайского – центра Горно-Алтайского уезда – переезжают областные органы управления. В селе Улала начинается активное строительство: возводятся административные здания: Дом Советов, Сберегательный банк; магазины: Горно-Алтайторг, универмаг; здания культурного назначения: «Дом Ленина», кинотеатр имени М. Горького; школы: школа № 1, школа № 6, школа № 12; областная больница. Открываются учебные заведения: педагогический техникум, рабфак, зооветеринарный техникум, планово-экономический техникум, фельдшерско-акушерская школа.

В Улале проходят съезды, конференции, митинги, собрания, демонстрации, концерты и другие областные мероприятия.

В 1922 г. выходят первые номера областных газет «Красная Ойротия» и «Кызыл Ойрот» на русском и алтайском языках. Газеты на своих страницах рассказывают о жизни Ойротской автономной области и ее центра. Начинает работу старейшее предприятие города – типография. 

В 1927 г. в Улале для посетителей впервые открывает свои двери Ойротский областной краеведческий музей.

27 февраля 1928 г. решением ВЦИК селу Улала присваивается статус города. 

В 1930-х гг. в стенах Дома Культуры идут постановки пьес алтайских (П.В. Кучияка), советских и зарубежных авторов в исполнении артистов Ойротского областного драматического театра. 

В 1932 г. город Улала переименовывается в город Ойрот-Тура.

В годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) в г. Ойрот-Тура были эвакуированы Московский педагогический институт имени К. Либкнехта, Тамбовский плодоовощной институт имени Мичурина, Ленинградская летная школа, детский дом и другие учреждения. Промышленные предприятия перешли на выпуск военной продукции: пошив военного обмундирования, изготовление лыж, саней, валенок и многого другого.

В 1948 году город Ойрот-Тура в связи с переименованием Ойрот-Туринской автономной области в Горно-Алтайскую получает новое название – г. Горно-Алтайск.

В 1950-е гг. в городе Горно-Алтайске открываются фабрики: ткацкая, швейная и гардинно-тюлевая, работают обозостроительный и кирпичный заводы. Позднее в городе начинают действовать Завод железобетонных изделий, мебельная фабрика, завод «Электробытприбор».

Активно развивается строительная индустрия, ведется строительство многоквартирных жилых домов. Город Горно-Алтайск приобретает современный вид. В 1970-е гг. вырастает микрорайон «Западный», получивший в народе название «Жилмассив», в 1980-е годы – микрорайон в районе мебельной фабрики, застраивается центр города.

В 1992 г. город Горно-Алтайск приобретает статус столицы Республики Алтай. В 1996 г.  у города появляется свой герб.

Горно-Алтайск сегодня– это современная, динамично развивающаяся столица с развитой инфраструктурой, где сосредоточен основной культурный, научный, промышленный, спортивный и исторический потенциал Горного Алтая.

Это многоконфессиональный и многонациональный город, имеющий несколько православных храмов, мусульманскую мечеть, буддийский дацан. Здесь ежегодно отмечаются национальные праздники: Чага Байрам, Масленица, Наурыз.

Это туристический центр с сетью первоклассных отелей, оборудованный в центре города горнолыжной трассой с подъемником, системой оснеживания и освещения.

Город на протяжении многих лет является самым зеленым городом России, занимая первые места в российских конкурсах и рейтингах по экологии.

Прогуляемся же по этому древнему городу.

Горный вытянут узкой полосой вдоль долины речки Майма на 12 км. Главная улица — Коммунистический проспект, по которой от автовокзала вы можете достигнуть центральной площади Ленина. Там находится национальный драмтеатр им. Павла Кучияка (1978)

Предыстория Национального драматического театра Республики Алтай началась с подписания Постановления Ойротского облисполкома от 14.04.1936 г. по организации национально-театральной студии. После неоднократных реорганизаций на основании постановления бюро Алтайского крайкома КПСС и крайисполкома от 17.08.1971 г. на основе концертно-эстрадного бюро был открыт Горно-Алтайский областной национальный драматический театр. В 1977 г. было построено здание театра. На основании решения Горно-Алтайского облисполкома от 1 августа 1977 года образован Горно-Алтайский областной национальный драматический театр. Днем рождения театра считается – день первой премьеры спектакля «Золотая заря» Павла Кучияк, режиссера Марии Гавриловны Назаровой – 24 марта 1977 года.

Театр сегодня, как и с самого начала его работы, занимает одно из ведущих мест в развитии художественной культуры Республики Алтай. Театр сыграл и играет огромную роль в развитии алтайского языка, национальной драматургии. И сегодня театр – это язык, традиции, история и современное состояние народа.

Театр обращается к произведениям алтайских, российских, зарубежных драматургов, к классическому наследию мировой детской драматургии, к пьесам современных авторов. Это позволяет создавать спектакли, отвечающие различным зрительским интересам, таким как комедия, психологическая драма, и в то же время удовлетворять потребность зрителя в интеллектуальном театре. Отбор пьес для составления детского репертуара основан на предпочтении популярных классических сказок. В текущем репертуаре - более 50 постановок, а с момента основания театра - около 250 спектаклей.

Рядом с театром мы видим Дворец правосудия

 и гостиницу «Горный Алтай».
Немного поодаль находится деревянная церковь Макария (2003 — 2006). Храм постройки XXI века, расположенный на левобережье, в пойменной части р. Каяс, левого притока р. Маймы, имеет сложную форму – восходящую ступенчатость, несмотря на лежащие в его основе простые объемы. Трапезная двухскатная, фактически сращена с притвором, над которым находится колокольня. В процессе строительства проект был изменён с добавлением с запада сруба, завершенного килевидной бочкой, который стал выполнять функции притвора. Восьмигранная, крытая небольшим шатром и увенчанным главкой с крестом над трапезной колокольня. Граненность колокольни напоминает башенки русских фортификационных сооружений, а вид просветов с балясинами и перильцами на ней — садово-парковую беседку, деталь, заимствованную из светской архитектуры.  Высота сруба определяет основную часть - церковь, в высокую двухскатную кровлю которой врезано основание для главки с крестом. Объём составлен из срубов. Каждый сруб увенчан своеобразной кровлей. Трапезная покрыта простой двухскатной кровлей. Боковые крыльца имеют фронтончики, притвор - бочковидное завершение. Боковые нарядные крыльца напоминают древнерусские жилища, красиво украшенные парадные входы и воспринимаются как сложные и ярусные. Боковые и главный вход выполнены в едином стиле, с акцентом на оформлении. Западное крыльцо высокое, с перилами. Марш-сходы двухсторонние, напоминающие дворянские усадьбы. Красиво оформленная торцевыми выходами церковь и аскетичный пятигранный алтарь также создают сложный объём. Значительность объема алтаря подчеркивается линией карниза, которая на несколько венцов повыше трапезной. Форма и технология изготовления глав храма полностью соответствует национальной традиции и покрыты они русской черепицей — продолговатыми, слегка изогнутыми дощечками в форме лопатки, т.н. лéмехом. Бревенчатые стены храма, не обшитые и не окрашенные, отсутствие подкупольного пространства, сведённая до минимума современная отделка, позволяют почувствовать теплоту дерева - традиционного русского строительного материала.


Иконостас, имеющий некоторые современные «вкрапления», выполнен в традиционном древнерусском стиле — пятиярусный, тябловый.

Комплекс, дополненный рядом строений, с многочисленными срубами, двухскатными кровлями, шатровыми и бочковидными мотивами, симметрией фронтонов, объединенных общим стилем, скорее всего, представляет собой уже единый архитектурный ансамбль.

Идея возведения церкви родилась еще в конце 1990-х годов среди членов братства в честь преподобного Макария Алтайского (Глухарева), действовавшего на основе Горно-Алтайской Преображенской церкви. В рождественские дни 2000 года епископом Барнаульским и Алтайским Антонием на «жилмассиве» было освящено место под строительство.

На месте строительства храма был установлен неказистый большой деревянный крест. Вначале он стоял в зарослях и года два-три его было не видно с дороги. Потом поставили металлический. Преимущество нового места заключалось в том, что оно находилось в густонаселенной части города и достаточно далеко от действующих храмов. Два года работы по строительству практически не велись. Они активизировались после 20 января 2002 года, когда Барнаульскую епархию возглавил епископ Барнаульский и Алтайский Максим (Дмитриев). По его благословению, в 2002 году благочинный иерей Георгий Балакин зарегистрировал новый православный приход во имя преподобного Макария Алтайского. Председателем приходского совета был избран активный участник братства Павел Иванович Богомолов (ныне почётный настоятель храма). Попечительский совет по строительству Свято-Макариевского храма было предложено возглавить мэру города.

Участок под строительство храма представлял собой пустырь, находившийся между республиканской больницей и жилмассивом, в пойме небольшой речки Каяс. «Там бомжатник был, место брошенное. Творилось что попало».

В феврале 2002 года горожане, в том числе и духовенство, сотрудники городской администрации во главе с мэром В.А. Облогиным вышли на общегородской субботник, который положил начало строительству храма. Были вырублены и выкорчеваны сорняковые кустарники и деревья. В итоге место под строительство храма было расчищено.

«Поставили металлический крест. А когда всё расчистили, мы этот крест на несколько десятков метров со старого места сдвинули и поставили в алтарной части. Когда планировку разбили, он у нас стоял всё время, пока строился храм. Когда уже стены воздвигли мы его вынесли за пределы храма, прислонили к алтарю. Он там стоит до сих пор...»

Первый значительный меценатский взнос был сделан главой города Одинцово Московской области А.Г. Гладышевым, через городскую администрацию. Мэр города Одинцово в своё время выходил со своей командой в Республику Алтай. Они сделали спонсорский взнос – материалы на строительство будущего храма и полностью привезли проект деревянного храма на 180 человек, всю строительную документацию.

«С самого начала храм задумывался, как памятник всем миссионерам алтайским. Как напоминание о том, что мы в России живём. Мысль такая, что этот храм должен стать как бы кусочком Руси. А все последующие стройки пытались проводить в каком-то едином ансамбле. Всё задумывалось как единый комплекс...

 

 Главной достопримечательностью Горно-Алтайска является краеведческий музей им А.В. Анохина. Туда мы с вами и направляемся.

 «Национальный музей имени А.В. Анохина» начинается с приобретения в октябре 1918 г. Каракорум-Алтайской окружной управой по инициативе ее председателя – художника Г.И. Чорос-Гуркина у известного сибирского краеведа, одного из учредителей Общества любителей исследования Алтая Н.С. Гуляева палеонтологической, археологической, минералогической коллекций, научной библиотеки и архива, которые начал собирать его отец С.И. Гуляев. Эти материалы составили основу будущего музея. Годом официального основания музея является 1920-й год, когда коллегия Горно-Алтайского отдела народного образования решила «признать необходимость создания музея в Горном Алтае». В дальнейшем развитии музея значительную роль сыграл А.В. Анохин, первый заведующий музеем, а также начатое им в 1925–1926 гг. краеведческое движение и созданное «Общество друзей Ойротского краеведческого музея».

Свыше 20 лет своей жизни он посвятил сбору и изучению материалов по этнографии, фольклору, музыкальному и песенному творчеству народов Южной Сибири.

В первые годы деятельности музей не имел возможности вести полноценную работу в связи с отсутствием постоянного помещения (с 1920 по 1927 гг. музей неоднократно переезжал из одного населенного пункта в другой). 7 декабря 1926 г. музею было предоставлено отдельное помещение в Улале. Это было однокомнатное каменное здание на Базарной площади – дом-магазин купца Д. Тобокова, в котором ранее располагался Союз охотников.

В 1931 г. музей был переведен в бывшую лавку купца Бодунова по улице Советской № 16 и размещен в 3-х комнатах нижнего этажа, основную часть здания занимали Ойротская художественная школа и Ойротский областной архив.

С 1933 по 1989 годы музей стал занимать весь дом, который до сих пор население г. Горно-Алтайска называет «Старый музей».

С этого момента музей становится центром краеведческого движения, который впервые в 1920–30-е гг. проводит научно обоснованные экспедиции по исследованию природных ресурсов, археологических древностей, изучению материальной и духовной культуры народов Горного Алтая, которые способствовали не только научному изучению региона, но и пополнению минералогических, этнографических, энтомологических и других коллекций музея.

В 1989 г. музей переезжает в новое трехэтажное здание, специально построенное для него. С переездом музея в новое здание музей получил возможность вести полноценную экспозиционно-выставочную работу, показывать посетителям самое интересное, что собиралось и хранилось музеем на протяжении всей деятельности.

Национальный музей является инициатором проведения научно-практических конференций «Анохинские чтения», «Оносские встречи» получившие положительную оценку ученых и широкой общественности. По материалам конференции издаются сборники с одноименным названием.

В конце 1990-х гг. из анализа текущего состояния экспозиционно-выставочных залов и фондохранилищ, а также с учетом динамики ежегодных поступлений экспонатов, роста посещений музея за счет притока туристов назрела необходимость реконструкции здания музея для осуществления профессиональной деятельности в соответствие с государственными нормативными документами и современной спецификой музейного дела.

Общая стоимость строительства, согласно предоставленного сводного сметного проекта составила 750 млн. рублей.

В 2008–2012 гг. на финансовые средства, пожертвованные ОАО «Газпром» была проведена реконструкция здания музея, построены дополнительные площади под фондохранилище, экспозиции и выставки.

Проект реконструкции музея, разработанный архитектурной мастерской Евгения Тоскина (ООО «АМТ проект» г. Бийск, г. Новосибирск), в 2004 г. удостоен приза конкурса градостроительства, архитектуры и дизайна «Золотая капитель».

Сегодня здание, в котором размещаются музейные экспозиции и выставки, фондохранилища и административно-хозяйственные помещения, в процессе проектирования приобрело новый архитектурный облик, превратившись в многоярусный динамичный комплекс. Большие плоскости скатных кровель в сочетании с поверхностями стен напоминают крутые горные склоны и древние таинственные курганы, в глубине которых сокрыты сокровища Алтая.

 


Тему «кургана» подчеркивают и развивают решение главного входа и сакральное пространство мавзолея, где разместились погребальные предметы из высокогорного плато Укок:

 

саркофаг с мумией женщины пазырыкской культуры, получившей имя Укокской «принцессы», высокохудожественные деревянные украшения и детали упряжи коней, а также каменные стелы.


 Витражи галерей и внутреннего двора, отражая глубину небес, делают здание более легким и воздушным, акцентируя общую динамику формы.

В пространстве атриума, который объединяет два объема – существующее здание и пристрой, проектированы обзорные лифты и размещены 12 подлинных тюркских каменных изваяний, установлен алтайский аил – жердевое жилище с традиционной обстановкой. 

Около него – стилизованная вертикальная коновязь, в древности имевшее не только утилитарное назначение, но и глубокий духовно-мифологический смысл.

В 2012 году сотрудники музея в кратчайшие сроки сумели создать новые экспозиции и выставки, охватывающие естественный, археолого-этнографический, исторический и искусствоведческие аспекты развития региона. Хронологический диапазон достаточно широк, от нескольких сотен миллионов лет назад до современности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уникальные коллекции: живописные и графические работы первого профессионального художника среди коренных народов Сибири, ученика И.И. Шишкина, Академии художеств – Григория Ивановича Чорос-Гуркина (1500 работ);

 

 

Здесь мы обнаружили сходство нашего проводника с одним из экспонатов музея.

 

В музее огромный фонд редкой книги XVII – XX вв., иконы; археологические находки с мерзлотных курганов, оленные камни, изваяния, рунические письмена тюркского периода, шаманская атрибутика.

 

А еще нас очаровали пушистые и пернатые обитатели Алтайских просторов.

 

 

 

В районе музея мы обнаружили также интересные деревянные двухэтажки, а на Социалистической улице — несколько купеческих домов начала XX века: Бодунова и Тобокова.

Если Горно-Алтайск находится чуть в отдалении от Чуйского тракта, то примыкающее к нему с запада село Майма(15 тысяч жителей, 5 км от Горно-Алтайска) стоит прямо на нём. В центре села, в Доме культуры, работает геологический музей «Камни Алтая» (образцы горных пород и минералов, окаменевшие останки ископаемых), сохранилась первая в Горном Алтае церковь Святого Духа (1842), заложенная Макарием. И именно Майму, как первый пункт Чуйского тракта в Горном Алтае, стоит использовать для отсчёта километров по нему.

А мы поехали дальше, осматривать красоты Алтая. Если Вы с нами, Вам сюда.

 

Опубликовать в социальных сетях