TopTurizm Яндекс.Метрика
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гид-экскурсовод в Пензе Нина Лебедева

 

Никольск

Опубликовано 06.08.2013

Сегодня мы с Вами отправимся в небольшой районный городок Пензенской области - Никольск. Городок расположен в самой лесной части Пензенской области , славится лесами, грибами и ягодами, а больше всего хрусталем.

 Дорога от Пензы до Никольска все время идет через красивейшие лесные массивы. Немногие населенные пункты, которые встречаются на пути сплошные исторические места - бывшие имения Шуваловых, Голициных, Обленских.А вот и сам Никольск. Город уютно расположился по обеим берегам р. Вырган (бассейн р. Инзы, Суры). Возник он из двух сел: Никольского (Николо-Пёстровки), известного с 1668, и Пестровки (Малой Пестровки), основанных в 1680-х гг. В 1761 оба села оказались в руках одного владельца Алексея Ивановича Бахметьева.

Алексей Иванович Бахметьев – будучи человеком  энергичным завел у себя в имении, в селе Никольском , парусиновую фабрику и винокуренный завод. Но эти производства его не удовлетворяли. Алексей Иванович,  решил строить стекольный завод. Ведь село со всех четырех сторон окружено сосновыми лесами, что немаловажно было для стекольного производства в 17 веке. Поскольку лес – это топливо, а для плавки стекла нужна температура под 1000 градусов! Так что с лесом обходились здесь бережно, чтобы надолго хватило, иначе, зачем дело заводить? Тогда Бахметьев обратился к Екатерине II с просьбой разрешить ему основать такой завод. 3 августа 1763 года по указу императрицы  Екатерины II из Мануфактур-коллегии на его имя было получено разрешение «хрустальную и стеклянную фабрику завести и позволить, на которой делать хрустальную и стеклянную посуду самым добрым мастеровым». Капитал А.И. Бахметьева, вложенный в дело, составил три  тысячи рублей. Алексей Иванович из Европы, с большой осторожностью, провозит по бездорожью французское и богемское  стекло. Впервые в жизни Никольскому мужику было позволено протянуть руку и потрогать диковинные предметы  барской роскоши. Да и узнать, что составляющие стекла: мел, сода, мышьяк, песок… А если добавить к ним 18 – 24% окиси свинца, оно приобретет тяжесть и переливчатость, прозрачность и звонкость… Потому что при температуре 14000 превратится в хрусталь. Здесь выпускали сотни образцов посуды, светильников, парфюмерных принадлежностей, элементы церковного убранства и утвари. Однако, после Пугачевского бунта 1775г., все предприятия  были разорены и сожжены дотла. Бахметьев  обратился к государству за помощью , которая ему была оказана и  со временем Алексей Иванович наладил  свое дело. Он оказался весьма предприимчивым хозяином. Умер А.И. Бахметьев  в 1779 году, но порядок, заведенный им, сохранился и при вдове Агафоклее Ивановне. 

Вдова Бахметьева – Аграфоклея Ивановна сумела увеличить производство. Работали уже три хрустально – стекольных завода, где изготовляли: стекло листовое, штофы, бутылки и разную посуду на общую сумму сорок тысяч рублей в год. Торговали в Москве и на Макарьевской ярмарке. Самыми дорогими считались графины по семьдесят копеек за штуку и хрустальные фужеры по пятьдесят копеек. На фабриках числились 184 рабочих и два смотрителя.

Николай  Алексеевич Бахметьев, продолживший дело отца, обращает внимание на улучшение  качества хрустальных изделий. С начала 19 века завод становится одним из лучших в стране, выполняет престижные заказы, неоднократно получает право изображения на своей продукции Государственного Герба России. При Николае Алексеевиче были построены большие каменные здания для печей, шлифовальная и другие мастерские. Появились замечательные мастера-стеклоделы. Они проходили обучение в Санкт-Петербурге на Императорском Стеклянном заводе. Бахметьев лично испытал все тяготы войны 1812 года, когда была сожжена его усадьба и временно прекращено стекольное производство. В продукции Никольско-Бахметьевского завода долгое время была популярна тема, отражавшая события наполеоновских войн и ее героев.

С 1836 по 1861 годы у руля фамильного производства стоял  сын А.Н. Бахметьева, Алексей Николаевич. Предприятие достигло наивысшего процветания. Выпускаемая здесь продукция отличалась индивидуальностью, изяществом и ювелирной отделкой.

Сын Н. Бахметьева, Алексей, изучал технологию производства стекла в Лейпциге и работал на стекольных фабриках мастеровым. В царствование Николая I Алексей продолжил семейное дело. Заводы выполняли заказы и для казны, Императорского Двора. Чистый доход от каждого завода достигал восемнадцати тысяч рублей в год. В 1829 году на первой в России выставке мануфактурных изделий в Петербурге, продукция Бахметьевых, удостоена большой золотой медали. Образцы работ были  взяты в музей Департамента мануфактур. На последующих пяти всероссийских  выставках, вплоть до 1896 года, продукция Бахметьевых отмечалась наивысшими призами – правом изображения Государственного герба.

В знак особого  доверия Бахметьеву поручили наладить производство предметов, «могущих иметь  сбыт в Персии и Турции». С большим  усердием Алексей Николаевич берется за выполнение заказа. Изучение технологии производства стекла в городе Лейпциге, дало ему огромный опыт и оказало помощь в таком сложном деле.

А.Н. Бахметьев  был женат на дочери графа Толстого – Анне Петровне. Алексей владел заводом в течение 25 лет. Заводская кладовая пополнилась образцами, среди которых много прекрасных подарков от князя Петра Михайловича Волконского и графини Орловой-Денисовой. По заказу графа Панина были изготовлены дверные ручки с шарами из чистого хрусталя. Интересные накладки для университетской церкви в Москве. Большого внимания заслуживал спецзаказ персиянина Каримова – молочники – изящной и тонкой работы.

Алексей Николаевич, будучи в своем Пензенском имении, лично объявил крестьянам и мастеровым об отмене крепостного права. Скончался внезапно. Было ему тогда 63 года.  
            После внезапной  смерти А.Н. Бахметьева, дело осложнилось. Детей у Бахметьева не было. Родовое имение Алексея разделили между собой его сестры-княгини Трубецкая, Горчакова и Волконская. Однако, опасаясь, что завод в селе Никольском погибнет, хозяин оставил завещание, где говорилось, что предприятие переходит в полную собственность Александру Дмитриевичу Оболенскому, который был сыном его родной племянницы княжны Дарьи Петровны Оболенской, урожденной Трубецкой.

До вступления в наследование Александра Дмитриевича, все дела легли на плечи вдовы  А.П. Бахметьевой. Но она не могла  справиться с управлением заводом. Однако решила, во что бы то ни стало спасти производство – дело всей жизни мужа.

Завод продолжал  работать, но качество продукции ухудшилось, были утрачены рынки в Москве.

В 1884 году, после  смерти вдовы, в дело вступил последний  владелец – Оболенский.

Он чувствовал себя обязанным перед памятью и доверием двоюродного деда. Три обстоятельства помогли поднять производство: во-первых, личные средства князя позволяли весь доход от завода тратить на техническое перевооружение, во-вторых, осуществлялся грамотный подбор  высшего технического персонала, в-третьих, ряд благоприятных обстоятельств. Одной такой причиной стала новая железнодорожная ветка Московско-Казанской дороги, которая проходила недалеко от предприятия. Это намного улучшило положение с сырьем и рынками сбыта. В 1896 году завод участвует в Нижегородской ярмарке, где его изделия занимают достойное место. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже хрусталь Оболенского получает Большую Золотую Медаль. Сумев поднять производство, Алексей Дмитриевич стал следить за покупательским спросом. Скоро он понял, что большую прибыль может дать миниатюрная посуда – флаконы для лекарств, духов, лосьонов, жидкого мыла. Очень быстро наладили выпуск посуды для аптек и парфюмерии. В 1913 году товара вырабатывалось почти на восемьсот тысяч рублей.

В 1917 году князь  Оболенский избирается главой Союза  стеклозаводчиков России.

Частная мануфактура  Бахметьевых славилась своими высококлассными  мастерами: А.Вершинин, К.Селиверстов, И.Головачев, ПЯ. Куликов и многие другие. В 1779 г. А.И. Бахметьев устроил при фабрике специальную кладовую, в которой откладывались и накапливались для будущих поколений лучшие образцы бахметьевской посуды. Так, с 1789 года, образовался золотой фонд музея стекла и хрусталя.

В трудные годы революции и гражданской войны  рабочие смогли не без помощи наследников-сыновей кн. Оболенского (умер в ноябре 1917 г.) – сохранить завод и сберечь музейный фонд. С 1918 по 1924 г. на заводе было коллегиальное управление. Предприятие стало государственным. Постепенно, пережив сложные

20-30-е годы, завод  стал одним из самых крупных  в стране. В 1945 г. завод «Красный  гигант» был награжден орденом  Трудового Красного Знамени. Он  единственный поставлял в течение  всей войны заготовки всех  марок оптического стекла для нужд обороны страны. С середины XX века завод «Красный гигант» занимал ведущее место по качеству и экспорту хрусталя, заводские мастера продолжали традиции изготовления изделий сложной ручной работы.

В советское, и  особенно в постсоветское, время стали исчезать рабочие династии на Никольском заводе. Производство стало упрощаться, грозя вовсе исчезнуть. Сейчас Завод к сожалению не работает.

Здание заводоуправления. Постройка Оболенских.



Умолкшие печи и разбитые стекла заводских цехов.

На его территории в одном из цехов бывшего завода работает  не большое стекольное предприятие "Бахметьевская артель" , которое пытается возродить былую славу  Никольских стеклодувов.

 

 

Дом Князей Оболенских.


Здание , которое построили Оболенские для своего народного хора. Конечно в советские времена его перестроили, добавили колонны по фасаду, но основа остала прежней.

Традиция, собирать лучшие экземпляры стекла и хрусталя, которую заложили Бахметьевы и Оболенские продолжается до настоящего времени. Все эти необыкновенные предметы можно увидеть в заводском музее, в который  мы сейчас и отправимся.

Пензенская обл.  г. Никольск, ул. Комсомольская, 21,
(841-65) 4-55-24

 

Заранее прошу прощения за качество фотографий. Снимать хрусталь  в зеркальных шкафах и через стекло очень трудно. Но мне очень хотелось, что бы Вы тоже увидели необыкновенную красоту, которую создавали наши мастера.

Скульптура мастера Вершиниа, произведения которого не может повторить ни один современный стеклодув.


Инструменты стеклодува.  А дальше пошла экспозиция музея, посмотрите ее самостоятельно, перейдя на страничку музея

Храме Воскресенья Христова  который был построен еще Бахметьевыми

и посетили еще некоторые достопримечательности города.


Один из ранних в России памятников В.И. Ленину (1926) .  Владимир Ильич изображен здесь в свой настоящий рост. А так как роста он был невысокого, то впечатление от памятника прямо скажу странное. Кажется, что на пьдестале стоит ребенок.

Ну и конечно не обошли мы своим вниманием оптовый рынок стекла и хрусталя, который располагается на окраине города. Никто не ушел оттуда без подарков для себя или близких, т.к. цены там в разы ниже магазинных. Как сказали москвичи - ну просто смешные.

Счастливые и довольные отправились мы в Пензу.

Опубликовать в социальных сетях