TopTurizm Яндекс.Метрика
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гид-экскурсовод в Пензе Нина Лебедева

 

Сазанский пещерный монастырь Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни

Опубликовано 02.08.2013

Посёлок Сазанье,

Сазанский пещерный монастырь Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни
442892, Пензенская область, Сердобский район, сел. Сазанье; тел. (84167) 9-78-85

что в Сердобском районе, назван так по Сазань-горе, о которой среди старожилов ходит множество рассказов и легенд.

История пустыни начинается еще в XVIII веке, когда неизвестные монахи - отшельники вырыли в глухом лесу пещеру, где молились о спасении мира. Этот монастырь не был зарегистрирован ни в одной епархии. Во время пугачевского восстания в 1773 - 1775 годах скрывавшиеся от властей пугачевцы наткнулись на эту пещеру и попросили у монахов убежища. Монахи, следуя христианским заповедям, приняли повстанцев. Жители Сердобинской слободы донесли властям, которые выслали карательный отряд. Все жившие в пещере были изрублены - разбираться в том, кто монах, кто повстанец, каратели не стали.

Новая история Сазанских пещер начинается в XX веке. 

В 1901 году, в шести верстах от Сердобска, у речной излучины вновь возник мужской монастырь. Его началом послужила келья в пещере, вырытая 70-летним старцем Серафимом. Он был крестьянином, родом из села Боровая Полянщина Сердобского уезда, который в то время входил в состав Саратовской губернии. В видении отцу Серафиму явилась Матерь Божия, которая благословила его идти в Сазанские леса, найти пещеры, поселиться в них, а также она сказала: «Спасешься сам и спасутся рядом с тобою». По благословению Саратовского епископа Гермогена он нашел и рыл дальше под землей пещеры, где были устроены храм, кельи для затворников и ниши для погребения умерших монахов. Из «Саратовских епархиальных ведомостей» известно, что монах Серафим сам был затворником, провел несколько лет в пещерах, не выходя из кельи, которая сохранилась и поныне. «Без всякого компаса и без прибора-уровня старец нашел на значительной глубине восточную сторону для подземного алтаря и, не делая отдушин (чтобы не осушить и не ослабить грунта) устроил два выхода из подземного храма, причем, один выход на 2 сажени выше другого, и воздух циркулирует и постоянно освежается».

Основателем же монастыря считается сердобский мещанин Андрей Николаевич Грузинцев (1839 - 1935). Он положил начало пустыни, попросив Сердобскую Думу «уступить ему, для молитвы и подвигов в лесном овраге на грани городских урочищ со владениями князя Куракина, место». С этого времени старцы Андрей (Грузинцев) и Серафим (Жулин) начали подвизаться вместе.

Выбранное монахами место было живописным: гора, со всех сторон окруженная лесом, сходила в овраг, внизу протекала река Сердоба.

В 1905 году старец Андрей и его сподвижники получили поддержку епархиального начальства: преосвященный Гермоген (позже прославленный во Святых как Святитель Гермоген Тобольский), приехавший в Сердобск 1-3 апреля 1905 года, посетил монашескую обитель, осмотрел строящуюся часовню, подробно расспросил подвижников об их жизни, занятиях, благословил их и высказал пожелание организовать на том месте полноценный монастырь, где бы и он сам мог иметь келью для отдыха.

Вскоре в обители стало уже три храма. 4 декабря 1905 года был освящен деревянный холодный храм-часовня в честь Казанской иконы Божьей Матери, а сама пустынь была приписана к Саратовскому Спасо-Преображенскому монастырю под названием Казанско-Алексиевской.

С этого времени строительство в пустыни не прекращалось, и уже совсем скоро там были возведены каменный теплый храм с домом архиерея и несколько флигелей. К названию пустыни добавилось еще слово «Сергиевская», по названию северного придела соборного храма.

Третий храм во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского чудотворца, был построен в пещерах на деньги отца Андрея. Чуть позже возвели колокольню.

Содержался монастырь на средства благотворителей и других доходов не имел. В 1908 году в обители жили уже 30 человек. Монастырь стал известен по всей округе.

Известно, что в 1910 - 1911 годах в Сердобск и Сазанскую пустынь приносили на поклонение чудотворную Казанскую Ломовскую икону Божией Матери, от которой происходили многочисленные исцеления.

Сердобская пустынь была монастырем необычным. Во-первых, монастырь был пещерным: имел выстроенные монахами подземные кельи и храм. Во-вторых, среди насельников пустыни были монахи из самых разных мест: со Старого и Нового Афона, Киевской, Полтавской, Курской, Астраханской, Тамбовской, Пензенской, Казанской и, наконец, Саратовской губерний. Нетипичным было и сложное название пустыни - Казанская Алексиево-Сергиевская.

 С приходом советской власти деятельность монастыря не прекращалась вплоть до 1923 года. Казанско-Сергиевский монастырь был закрыт согласно постановлению Сердобского Уисполкома утвержденного 24 августа 1923 года в связи с борьбой между так называемой «Живой Церковью», поддерживающей большевиков, и сторонниками Истинной Православной Церкви, которых в то время называли «тихоновцами» (по имени патриарха Тихона). Вот отрывок из отчета: «Борьба между старыми и новыми церковцами усилилась, движение захватило почти весь уезд, подтверждается полное засилие тихоновщины … и полное бессилие представителей живой церкви... Большую услугу во всем этом оказывает черная ряса Сергиевой пустыни. Уисполком 1-го августа вынес постановление: монастырь закрыть и всю дрянь разогнать… Положение не терпит отлагательства». 

12 сентября того же года была создана комиссия по ликвидации монастырского имущества и построек с указанием срочно приступить к работам.

Отец Андрей переехал жить в Сердобск. В последние годы жизни он болел, но дом его всегда был полон людьми - к нему продолжали ехать со всей округи, несмотря на опасность. Удивительным является и сам факт того, что отец Андрей не был репрессирован.

Похоронен он на городском кладбище. Могила его, к счастью, не затерялась. Доподлинно известно, что и по сей день люди берут землю с этой могилы, считая ее целебной. А в первые годы после смерти Отца Андрея постоянно приходилось обновлять надгробный холмик, так как его буквально растаскивали по щепотке.

Монастырские постройки были целы еще в 1932 году.

Окончательно монастырские пещеры были засыпаны и замурованы в 1982 году.

Еще одна святыня Сазанского монастыря – Святой источник Казанской иконы Божьей Матери просуществовал до 1983 года, пока в овраге, где он находился, не образовалась поселковая свалка, под которой источник был погребен, казалось, на веки…

Очень многие сердобчане хранят семейные легенды о по­сещении их родственниками монастыря на Сазань-горе. Многие рассказывают об исцелениях, особенно от бесно­вания. Причём часто говорится о том, что больные исцеля­лись при подходе к монастырю, рассказывают и о прозор­ливости отца Андрея. В частности, к его пророчествам от­носится его предсказание о том ,что монастырь, будет вос­становлен его тёзкой. И действительно, все работы по воз­рождению монастыря осуществляются под руководством настоятеля иеромонаха Андрея (Афанасьева).

Совсем недавно архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет благословил строительство церкви во имя Казанской иконы Божией Матери на том месте, где когда-то находился монастырь.

21 июня 2005 года в праздник Казанской иконы Божией Матери состоялся крестный ход из г.Сердобска к месту строительства храма. К этому времени уже был расчищен источник, целебная вода которого пользуется большим спросом.

А на Пасху 2006 года во вновь построенном храме в честь Казанской иконы Божией Матери прошла первая литургия.

Перед входом в монастырь установлен памятник, который называется "Благовещенье" , он посвящен монахам погибшим во время репрессий.







 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сазанье овеяно легендами о древности этого святого места, где был создан пещерный монастырь. Рукотворные пещеры, вырытые в горе тянулись на 700 метров, высота переходов составляли 2 м. В пещерном монастыре сохранилась келья старца Серафима, проведшего несколько лет в затворе.




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ныне над входом в пещерный монастырь восстановлена часовня в честь Святого Николая Чудотворца, расчищены пещеры, в которых освящен Никольский храм.






































В пещерах сохранились остатки монашеского некрополя, где ныне покоятся останки основателя пустыни — старца Андрея, прозорливца и целителя. Ходы, помещение подземного храма, кельи имеют арочные своды, в пещерах прохладно, легко дышится. Помолиться в подземном храме едут издалека. Известны случаи чудесного исцеления от недугов.










Целебным считается вода в святом источнике, у коего построена купальня.

В наземном храме монастыря собраны уникальные святыни, иконы, найденные во время раскопок




























Не каждая обитель может похвастаться таким количеством святынь, которые собраны в Сазанском монастыре и которым могут поклониться все желающие. Настоятель обители о. Андрей считает, что только благодаря благоволению Божией Матери в обитель прибыли (иногда неожиданно) следующие святыни: частица Животворящего Креста Господня, частица хитона Божией Матери, более 50 частиц мощей святых угодников. Среди них: пророка Иоанна Предтечи, апостола Андрея Первозванного, великомучеников Георгия Победоносца  и Димитрия Солунского, святителей Димитрия Ростовского, Луки Крымского (Войно-Ясенецкого), Питирима Тамбовского, Иннокентия Иркутского, преподобных Серафима Саровского и Амвросия Оптинского, Амфилохия и Иова Почаевских, Ильи Муромского, Герасима Болдинского, благоверного князя Александра Невского, преподобного священно-исповедника Иоанна Оленевского, святителя Иннокентия Пензенского, преподобномученицы Елисаветы, преподобной Евфросинии Полоцкой. В ближайшее время в обитель должна прибыть еще одна святыня - частица мощей священномученика Гермогена, епископа Тобольского. В Троице-Сергиевой Лавре в 2007 году благодаря заботам насельника иеромонаха Силуана (Баранова) написана икона преподобного Сергия Радонежского с вложенной частицей мощей святого. В сентябре 2007 года она доставлена в пустынь.

Опубликовать в социальных сетях