TopTurizm Яндекс.Метрика
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Свято-Троицкий Сканов Женский монастырь

Опубликовано 18.09.2013

 



Поездка в НаровчатВозникновение Свято-Троицкого Сканова монастыря следует отнести ко времени начала XVII века. Бывший пожар в 1676 году 26 апреля истребил все документы, по которым можно было бы проследить его первоначальную историю. По преданиям старожилов, перешедших к потомству, эта обитель существует более 350- ти лет, ибо из патриарших Грамот, данных в 7184 (1676) г. на построение церквей, известно, что до пожара были три церкви и другие монастырские строения.

Так в Грамотах патриарха Иоакима о построении церквей во имя Николая Чудотворца, Живоначальныя Троицы, между прочими, говорится, нто в оном 7184 (1676) г. апреля в 26 день в Скановой пустыни сгорели три церкви и монастырь мало не весь выгорел. (Грамоты между актами монатыря). На этом основании можно заключить, что этот монастырь существовал еще задолго до 1676 года, и в это время уже имел вид благоустроенный. Первоначально эта обитель находилась в ведении патриархов, в позднейшее же время перешла в ведение преосвященных тамбовского, нижегородского. По открытии же Пензенской губернии и утверждении г. Пензы в 1801 году губернским, упраздненное село Наровчат было восстановлено и присоединено к Пензенской губернии. Из монастырских указов видно, что под ведением



Поездка в Наровчат

 

тамбовского преосвященного обитель состояла с 1748 по 1800 гг., нижегородского - с 1800 по 1804 гг. и с оного по настоящее время принадлежит Пензенской епархии. (Указы между актами монастыря). С с. Наровчатом и Сканов монастырь перешел в ведение Пензенских епархиальных преосвященных, в коем и доныне состоит. Название Сканова монастыря, как значится в истории Российской иерархии, произошло от речки Скановой. ("История церковной Российской иерархии" т.5, стр. 136). По преданию старожилов, местность пустыни вместе с селом, находящимся по близости, принадлежала боярам Исканским, которые приняли участие в становлении монастыря. По правильному произношению обительдолжна именоваться Исканской, а слово "Сканова" есть уменьшенное в последствии времени. В народе эта пустынь называлась Скань.Свято-Троицкий Сканов монастырь имел основательное устроение как в XVII веке, так и в последующее время. Он твердо сохранял свою жизнеспособность в течении XVIII века, когда многие монастыри, особенно после учреждения монастырских штатов (1764г.), упразднялись и приходили в запустение. Так, после 1764 года в Свято - Троицкий Сканов монастырь были переведены монашествующие упраздненных обителей: Краснослободского Предтеченского монастыря и Инсарской пустыни.

 

Поездка в Наровчат


Около 1786 года в монастыре вводится Устав строгого общежития, как значится об в Представлении Святейшему Правительствующему Синоду Пензенского епископа Афанасия на предмет увеличения штатного числа монашествующих. В XIX веке штатное число монашествующих в обители еще более увеличилось. Хранение монашеских традиций и юная жизнь в монастыре привлекали в обитель всех, ищущих вечного спасения.Божественная служба совершалась в обители по общему церковному Уставу не опустительно. нощное бдение было довольно продолжительное , потому что в продолжении его читалось постоянно толковое Евангелие и житие святого Прологу. Ранние Литургии совершались в 5 часов утра, зимою в больничной, а летом - в кладбищенской церкви. В зимнее время с Покрова Божией Матери к Литургии благовест начинался в 9 часов в праздники и в летнее время в 8 часов. В воскресные дни перед поздней Литургией всегда служился молебен Божией Матери настоятелем со всей братией перед чудотворным Трубчевским образом Божией Матери.На Литургиях всегда читалось поучение. Вечерня начиналась летом в 17, а зимой в 16 часов. После вечернего богослужения читалось правило - канон Иисусу сладчайшему, канон Божией Матери и Ангелу хранителю. Акафисты же читались накануне воскресного дня, на среду и пятницу - акафист Спасителю, на понедельник же, вторник, четверг и субботу акафист Божией Матери. После вечерней трапезы, по звону малого колокола, братия опять собиралась в церковь, где читалось малое Повечерие, затем - помянник и вечерние молитвы. Крестных ходов, кроме совершаемых по всей России в три известные дня, т.е. 6 января, 1 августа и в день Преполовения, совершалось в Скановом монастыре еще три: два - вокруг монастыря в храмовые праздники Святой Троицы и Успения Божией Матери (эти ходы введены издревле) и один в честь Трубчевской иконы Божией Матери, во вновь построенную кладбищенскую



Поездка в Наровчат

 

церковь, в день освящения ея (3 октября ). Этот ход введен по устному благослове&нию епископа Амвросия II с 1854 года. Монастырь обладал богатой ризницей, основательной библиотекой и архивом. Среди архивных рукописей замечательны следующие восемь.1. Две рукописи от 31 октября и 4 ноября 7181 (1673) года об отводе Скановой обители земли илшенностей и лесной поросли в полянках девяносто десятин, для сенных покосов по смете на семьсот копен", по Указу царя Алексея Михайловича, вследствии челобития черного попа Феодосия с братией для старца Кирилла".

 


Поездка в Наровчат


 

Две выписки с писцовых 7187 (1679) и 7188 (1680) годов книге Семена Секиотова на отведенную выше землю десятин с п0лд6сятин0ю первая от 19 декабря 7189 (1681 )г; данная мерным попом Феодосию и строителю Иоанну с вратней вторая от 31 июля 7197 (1689) г., данная строителю иеромонаху Моисею с братией. Два Указа Великих Государей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великой Государыни Софии Алексеевны. Содержание их изложено в Грамоте из Приказа Большого двора:"против мелови- тия Ннжеломовского уезда Нлровмлтского городища, Живонамальные Троицысклно- вой пустыни строителя старца Кирилла с Братнею, велено им в Наровматском городище из пустого огороду, на котором, прежде всего севали на обиход Великих Государей янис, отвесть под двор и масовню 40 саж. в длину и 20 саж. в ширину. Первый дан строителю старцу Кириллу с братией 7192 (1684) г. 19 февраля, второй - строителю иеромонаху Иоанну с братией 7196 (1688) г. 10 февраля. Две Грамоты патриарха Иоакима, данные вследствии "меловития мерного попа Феодосия с вратией, да казнамея старца Кирилла" первая от 28 августа 7184 (1676) г. на построение деревянной церкви во имя Живо- начальной Троицы; вторая от 4 февраля 7186 (1678) г. на построение деревянной церкви во имя святителя Николая.После пожара 1676 года были вновь построены деревянные церкви во имя Святой Троицы и во имя святителя Николая Чудотворца. Но Свято-Троицкая церковь около 1785 года опять сгорела, а Свято - Никольская в 1802 году за ветхостью колокольни, в которой она находилась, была разобрана. В 1792 году на северной стороне, среди ограды, была заложена, а затем построена высокая каменная колокольня. В ней над святыми вратами, с 1793 до 1796 года устроена была Свято - Никольская церковь, которая, по благословению епископа Тамбовского Фефила, строителем монастыря иеромонахом Назарием 23 апреля 1796 года была освящена.

С 1795 года посредине монастыря, на месте разобранной одноэтажной каменной Свято-Троицкой церкви, началось строительство

 


Поездка в Наровчат


каменного двухэтажного пяти главах, Свято - Троицкого собора.Нижний храм собора с двумя престолами: в честь Успения Божией Матери и Трех святителей был освящен 8 октября 1801 года строителем монастыря Корнилием. 29 мая 1808 года, по благословению епископа Пензенского Моисея, архимандритом Израилем был освящен верхний храм собора во имя Святой Живоначальной Троицы.



Поездка в Наровчат

 

На южной стороне монастыря в 1809 году была построена трапезная церковь Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, которая игуменом монастыря Корнилием в 1812 году была освящена. В 1853 году при игумене монастыря Филарете, по благословению епископа Пензенского Амвросия, была построена, и тем же Преосвященным освящена, каменная кладбищенская церковь Трубчевской иконы Божией Матери.


Поездка в Наровчат


В 7181 (1673) году по Указу царей Алексея Михайловича, Феодора, Петра Алексеевича и царицы Софии Алексеевны была отведена монастырю земля:л по мере той земли к той округе, что отказано Скднову монастырю, плшенной и лесной поросли в полянклх девяносто десятин, для сенных покосов по смете по семьсот копен, и клк сказано в другом документе, распашные земли и редколесья сорок десятин с полутретью десятиною в поле, л в дву потому ж, т.е. как яснее выражено еще в ином акте, рдспашной земли и редколесья сто двадцать десятин с полдесятиною подле мерного леса около Земля, пожалованная в 7192 (1684) г. в с. Наровчате и составляющая треть десятины, имела площадь в длину 40, а в ширину 20 сажень. Со времени же генерального межевания монастырь имел во владении 480 десятин, 820 квадратных сажень для посева ржи, овса и гречихи.В летнее время братия занималась землепашеством и рыбной ловлею в реке Мокше. Недалеко от обители находился пчельник (до 80 ульев), дающий мед и воск для монастырских свечей. На реке Шелдоис, при селе Монастырское, находилась пожалованная монастырю императором Павлом I в 1797 году водяная дере­вянная мельница. Вне ограды, для посетителей были построены четыре двухэтажных каменных гостиных корпуса. В одном из корпусов находилась больница для братии и посетителей, и иконописная. На берегу реки Мокши стояла деревянная кузница. Близ монастыря были расположены: хлебный амбар, каменная рига, гостиный, скотный и конный двор, каменный ледник и хозяйственные строения. При монастыре был разведен сад, огород и имелись сенокосные луга и лесные угодья.

В с. Наровчате, на углу базарной площади, на пожертвованной царями: Иоанном, Петром и Софиею Алексеевичами, усадебной земли (40 саженей длины и 20 саженей ширины), где был прежде огород, на котором для обихода царей сеяли анис, устроена была прежде деревянная, а затем - каменная часовня, покрыта железом, внутри коей был поставлен иконостас со святыми иконами, местами позлащенный. При часовне имелось две келлии для живущего из числа братии монаха. Рядом с часовней в 1857 году построен был двухэтажный с надворными строениями дом настоятеля монастыря архимандрита Амвросия, который после пожара в 1872 г., вновь был возобновлен. Часовня, принадлежащая монастырю, к настоящему вре­мени сохранилась.


Поездка в Наровчат

Поездка в Наровчат

Поездка в Наровчат

Поездка в Наровчат

Поездка в Наровчат

Поездка в Наровчат


Чудотворная Трубчевская икона Божьей Матери.  Икона была написана священником г. Трубчевска Орловской губернии Евфимием в 1765 году .

(По материалам путеводителя по монастырю.)

 

Поездка в Наровчат

Поездка в Наровчат

Опубликовать в социальных сетях