TopTurizm Яндекс.Метрика
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Пешеходная экскурсия по Пятигорску. Часть 2. Эолова Арфа

Опубликовано 29.05.2017

Продолжаю осмотр Пятигорска. От Провала пешком возвращаюсь назад. Вдоль горы Машук идёт, повторяя изгибы подножья горы, бульвар Гагарина (бывший Провальский), где в начале XX века активно строились дачи в модном тогда стиле модерн. Ныне они являются корпусами многочисленных санаториев. 

Это дача зодчего Клепинина (№ 23, 1905), дача генерала Чижа (№ 27, 1902—1904), дача братьев Тиц (№ 8, 1907, архитектор Э. Ходжаев).  Дохожу до Пироговских ванн (№ 4, 1914, архитектор Андрей Кузнецов, керамические панно И. Л. Калмыкова) — большого здания с куполом. Здесь можно спуститься по лестнице чуть вниз,  Бесстыжим ваннам — двум бассейнам, выдолбленным в скалах. Как и много лет назад, вода из Провала вытекает на склоны Машука и Горячей горы, образуя ручьи и ванны. До революции здесь лечились бесплатно люди, которые не могли заплатить за комфортные ванны. В советское время бассейны стали прибежищем «дикарей», у которых не было путёвок. Сейчас тоже можно бесплатно поплескаться (вода довольно горячая). Но мой путь идет дальше, оставм бесстыже ванны для дикарей. Я организованный отдыхающий.

 

 

 

 

  

На скале, севернее Академической галереи на самом краю обрыва, подобно бельведеру высокой башни-маяка, продуваемой всеми ветрами, одиноко белеет известная всем пятигорчанам беседка Эола. Это сооружение давно уже стало своеобразной эмблемой пятигорского курорта.

До1810 г. на месте павильона Эола находился наблюдательный военный пост, а весной 1829 г. была устроена ровная площадка со скамейками, к которой шла зигзагом дорожка от Китайской беседки и Михайловского источника. Отсюда посетители любовались живописными видами. Летом 1829 г. Командующий войсками на Кавказской линии генерал Г. А. Емануель, осматривая новый парк (ныне - Емануелевский) в «английском» стиле, разбитый у Михайловского и Елизаветинского источников, предложил возвести на трех вершинах парка павильоны, чтобы «удобнее и на большом расстоянии наслаждаться прекрасными видами». Названия этих павильонов - Эола, Эскулапа и Эриванского (в честь фельдмаршала Паскевича-Эриванского), по странной прихоти, начинались с одной буквы. Название павильона именем повелителя ветров Эола возникло оттого, что место для него почти всегда продувалось ветрами.

В начале 1830 г. архитектор Джузеппе Бернардацци сделал проект «Греческой беседки Эола» в модном тогда стиле античных храмов. Его

проооразом стал павильон «Храм Эола» знаменитого английского архитектора В. Чемберса, построенный в парке Кью под Лондоном. Этот зодчий-романтик, хорошо известный и в России, смело сочетал в своих пейзажных парках «очарованные» гроты, водопады и сооружения в китайском и греческом стилях.  Весной 1830 г. генерал Емануель утвердил проект беседки Эола, однако ее постройка задержалась из-за перевода окружного правления из Георгиевска в новый город Пятигорск, а затем страшной эпидемии персидской холеры. Сооружение беседки под надзором зодчего Джованни Бернардацци началось весной 1831 г.

Работали солдаты строительной роты и вольные мастера. Для цоколя и колонн беседки использовали машукский известняк, а для антаблемента и купола- оштукатуренный дубовый каркас и листовое железо. В центре беседки собирались постановить на пьедестале статую Эола.

Но главный доктор Вод Ф. П. Конради предложил вместо нее установить оригинальный музыкальный инструмент - эолову арфу, широко распространенную в Европе. Модные арфы уже появились в Петербурге и в Москве. Страстный любитель музыки, доктор Конради убеждал, что «чарующие небесные звуки» будут благотворно влиять на душевное состояние посетителей Вод. Емануель одобрил это предложение и распорядился заказать удивительный инструмент. Уличная эолова арфа состояла из пары простых эоловых арф, заключенных в круглый дощатый корпус с особым крылом, которое поворачивало арфы под определенным углом к ветру. Воздушные струи, проникающие через узкие щели в корпусах арф, вызывали колебания жильных струн разной толщины, издающих различные обертоны. В зависимости от силы ветра, звучание арфы менялось от тихого до громкого. Кроме того, павильон обладал хорошей акустикой. На главке купола находился металлический флюгер, который имел указательную стрелку, выведенную внутрь купола, где на плафоне была изображена «роза ветров» с их названиями на французском языке. Павильон с эоловой арфой был завершен летом 1831 г. Над притихшим Пятигорском, среди эпидемии холеры и тревог кавказской войны, впервые поплыли печальные звуки эоловых арф. Беседка «Эолова арфа» стала последним сооружением, построенным при генерале Емануеле. Она завершила «золотой» период благоустройства Горячих Вод. Во время Гражданской войны 1918-1920 гг. беседка была наблюдательным пунктом обоих враждующих сторон. Отсюда, посредством оптических приборов хорошо просматривались дальние подступы к городу. Тогда же беседка лишилась балюстрады. Капитальный ремонт павильона состоялся лишь в начале 1950-х годов, когда ее фриз был украшен триглифами, была сделана балюстрада, обновлен купол и главка с флюгером. Беседка была признана одним из лермонтовских мест, о чем сообщает мемориальная доска 1961 г. на ее цоколе.

 Не раз, конечно, бывал у Эоловой арфы и М. Ю. Лермонтов, упоминающий о ней в повести «Княжна Мери». Беседка привлекала такое внимание еще и заключенным в ней музыкальным инструментом, по имени которого она и получила свое название. Вот что пишет о ней В. Броневский. «Самым лучшим украшением сада,- говорит он,- может теперь называться павильон, посвященный Эолу. Он построен на скале, высочайшей из трех; купол его, поддерживаемый 8 колоннами, украшен флюгером с кругом, на котором означены 32 ветра, направление коих указывает стрелка. В средине сего воздушного павильона, открытого всем ветрам, поставлена, дощатая колонна, в которой скрыты две Эоловы арфы. Колонна может оборачиваться на пьедестале, а флюгер, прикрепленный к колонне, всегда приводит ее в такое направление, что ветер прямо ударяет в продольную скважину, проделанную во всю высоту колонны, и пробегает по струнам арф, унылые звуки коих в части города, ближайшей к павильону, при легком ветре бывают слышны. Отсюда весь город, сад, Бештовые горы и кругом все окрестности, ограниченные снеговым хребтом, в цепи которого Эльборус и Казбек, воздымая превыше облаков седые главы свои, представляют чудесную перспективу»

Звуковые впечатления Эоловой арфы — инструмента, известного еще в глубокой древности, не всем слушателям казались унылыми. Э. А. Шан-Гирей в своих воспоминаниях называет эти звуки «довольно гармоничными». Можно думать, что они нравились и музыкально одаренному М. Ю. Лермонтову. Первый биограф поэта П. А. Висковатый передает, что на вечере, устроенном поэтом за неделю до своей гибели, «во время одного антракта кто-то играл тихую мелодию на струнном инструменте, и Лермонтов уверял, что он приказал перенести, нарочно для этого вечера, Эолову арфу с «бельведера» выше Елизаветинского источника».

К 1 мая 1972 г, на куполе беседки было установлено уникальное электромеханическое музыкальное устройство, управляемое ветром, - электронная «эолова арфа» (авторы - настройщик Л. Н. Роганов, инженеры Б. Н. Бурый и С. А. Козырев), которая звучала на протяжении почти 20 лет. Последний капитальный ремонт беседки (по проекту В. В. Маркова и А. С. Кихеля) был сделан в 1993-1994 гг., когда была произведена полная замена старой деревянной конструкции купола, созданной в 1831 г., и частичная замена каменных фрагментов.

 

 Замечательный вид на Пятигорск от Эоловой Арфы.

 

 

 Всем, кто хочет поехать в Пятигорск нужно нажать сюда

Опубликовать в социальных сетях