TopTurizm Яндекс.Метрика
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Пешеходная экскурсия по Пятигорску часть 5. Парк Цветник

Опубликовано 07.06.2017

От грота Дианы начинаю движение по парку Цветник . 

Справа продолжаются лермонтовские достопримечательности в Пятигорске — дом княжны Мери (№ 12), который, собственно, стал таковым только после того, когда художник Михай Зичи в 1881 году изобразил этот дом по своей воле в иллюстрациях к «Герою нашего времени». Слева — один из старейших и поэтому весьма неказистый дом Пятигорска (№ 9), где бывал на приёмах у доктора молодой юнкер Лев Толстой. Далее слева очень красивое здание Театра музыкальной комедии (№ 17, 1914, архитектор Андрей Кузнецов) и курортная поликлиника (№ 19, 1828—1829, архитектор Бернардацци). Потом идут места, связанные с романтическим временем освоения Пятигорска, которое связано не только с Лермонтовым, но ещё и с генералом Алексеем Ермоловым, бывшим в 1816—1827 годах главнокомандующим на Кавказе и принимавшим в этом самое непосредственное начальственное участие. Рядом стоят вычурные Ермоловские ванны (№ 21, 1874, архитектор Владимир Грозмани) на месте старых, где купались Раевский, Пушкин и Глинка и где сейчас делают гинекологические процедуры, а по соседству с ними — Лермонтовские ванны (№ 23, 1826—1831, архитектор Бернардацци), одно из старейших зданий Пятигорска, где в июне 1837 года лечился сам Лермонтов.

Весной 1818 года Горячие Воды впервые посетил новый главнокомандующий Кавказского края, герой Отечественной войны генерал А. П. Ермолов. Тогда же он приказал построить на спланированной площадке Горячей горы новые ванны. Здание ванн по проекту зодчего И. Ф. Руска было сооружено в указанном месте в 1819-1821 годах. Его построили военно-мастеровые Суздальского пехотного полка под надзором сначала самого И. Ф. Руска, а затем сменившего его архитектора И. Ф. Вильстера.

Шесть ванн приняли первых больных уже в мае 1820 года, хотя полностью сооружение было завершено через год. Среди посетителей этих ванн были семья генерала Н. Н. Раевского и А. С. Пушкин, композитор Михаил Глинка, писатель Павел Свиньин, поэты Сергей Нечаев, Николай Гнедич, Василий Григорьев, Денис Давыдов, Виктор Тепляков и многие другие замечательные россияне. Ермоловские ванны, снабжаемые Александровским источником, прослужили людям более полувека и были закрыты «по ветхости» в начале 1870-х годов, когда курорты КВМ находились в аренде у контрагента А. М. Байкова. Старое здание Ермоловских ванн было разобрано в сентябре 1874 г. по требованию французского гидротехника Жюля Франсуа, когда он приступил к пробивке штольни Александровского источника. На месте бывших ванн в 1901 г. были открыты тир и кегельбан, а ныне находится старая танцплощадка «Под Орлом».

После сноса старых Ермоловских ванн, по инициативе начальника Терской области генерала А. П. Свистунова, военное министерство приняло решение о выделении средств на постройку для больных военнослужащих нового здания Ермоловских ванн на участке у подножия Горячей горы, где с 1815 г. стоял первый общественный дом для офицеров. Рядом находилось каменное здание офицерского отделения местного лазарета. В 1878 г. областной архитектор Владимир Грозмани составил проект небольших капитальных ванн, который и был утвержден генералом Свистуновым.  Одноэтажное здание на высоких подвалах сооружено в «кирпичном» стиле эклектики, преимущественно, романского направления. Оно состоит из двух одинаковых и смежных флигелей крестово-купольной схемы, типичной для храмов. Небольшие купола подняты на цилиндрические световые барабаны. Низ стен обрамляет кирпичная рустовка. Фасады украшены разнообразными декоративными деталями, искусно выполненными с помощью рельефной кладки из кирпичей разного цвета. Заметно обилие парных окон с наличниками. Фасадные торцы флигелей имеют три высоких арочных окна и одно круглое. Тупой угол между смежными торцами флигелей, вызванный кривизной выделенного участка, зодчий искусно прикрыл замысловатым входным порталом с высокой лестницей. Двойной дверной проем и круглое окно портала украшены декоративным двухцветным обрамлением.

В течение 1879-1880 гг. Грозмани, будучи официальным производителем работ в Терской области, сам осуществил постройку здания ванн из кирпича розового и желтого цветов. Для сооружения высокого цоколя был использован машукский камень. Новые Ермоловские ванны были открыты 25 июня 1880 г. и переданы в ведение контр агентства А. М. Байкова. Они предназначались только для военнослужащих, имеющих особое разрешение от начальника области. Купальни снабжались минеральной водой из Александровской штольни, пробитой Ж. Франсуа, и имели 16 ванных кабин с 2 раздевалками в каждой и большие бассейны для охлаждения воды.

Вскоре после возвращения государственного управления КМВ, в Ермоловских ваннах было введено грязелечение. Первые две грязевых кабины появились в сезон 1887 г. (арх. Н. К. Кодрунцев). После капитального ремонта здания, к 1895 г. было открыто 7 обычных кабин и 10 грязевых кабин с двумя ваннами. С 1902 г. Ермоловские ванны стали полностью грязевыми и более десяти лет являлись главной грязелечебницей Пятигорска. Говорят, что здесь лечился в 1898 г. осетинский поэт Коста Хетагуров. Весной 1914 г., ввиду открытия большой Пятигорской грязелечебницы, Ермоловские ванны были закрыты. Бывший персонал перешел в новое здание, поступление грязи прекратилось. Затем старое здание находилось в ведении Управления Вод.

Ну а дальше перед вами самое красивое здание пятигорского Цветника — голубая Лермонтовская галерея из железа и стекла (1902, архитектор Зенон Хржановский, псевдоготика), выполняющая функции летней филармонии. Здание было спроектировано по заказу администрации Кавказских Минеральных Вод в Варшаве.

Первые металлические застекленные сооружения появились в середине XIX века в США и Европе. В 1840-х годах изобретатель металлического каркаса, американец Дж. Богард впервые применил сочетания широких остекленных переплетов с железными колоннами и арками. Первым подобным сооружением в Европе стал знаменитый «Кристал-Палас» (Хрустальный дворец), построенный в 1851 г. англичанином Дж. Пакстоном для первой Всемирной выставки в Лондоне. Работы этих зодчих положили начало «металлического» направления в мировой архитектуре. Во второй половине XIX века сооружения из металла и стекла широко использовались в развитых странах мира для выставочных павильонов, промышленных зданий и складов, магазинов и вокзалов, а также в качестве прогулочных галерей на известных европейских курортах – Карлсбад, Мариенбад и др. В России первое здание из железа и стекла появилось на Политехнической выставке 1872 года в Москве. Это был Морской павильон по проекту московского зодчего И. А. Монигетти.

Весной 1900 г. новым Директором КМВ стал Владимир Васильевич Хвощинский, выпускник Академии Генштаба. Этот решительный и энергичный реформатор задался целью быстро, по-военному, поднять местные Воды на уровень известных западноевропейских курортов. На пятилетнее благоустройство КМВ правительство России выделило около 2,5 млн. рублей.

 Летом 1900 г. архитектор КМВ И. И. Байков посетил бывшую Нижегородскую выставку 1896 года с целью выяснения возможности использования его павильонов для КМВ. Однако они требовали сложной доработки для выполнения новых задач. Вернувшись с выставки, Байков составил задание на проектирование двух новых железных «галерей для гуляющей публики по типу европейских курортов». Просторное сооружение из металла и стекла должно было защищать «курсовых» от непогоды и жары, иметь место для прогулок и уютную гостиную для отдыха «очень важных персон», а также эстраду для парковых оркестров и театральный зал для многочисленных гастролирующих артистов и трупп.

Вскоре Управление КМВ заключило особый договор на проектирование, изготовление и монтаж галерей с варшавской фирмой «Вл. Гостынский и Ко». В фирме работало 340 человек. Ею руководили три компаньона – председатель правления Владислав Гостынский, финансист Марк Вишневский и инженер Зенон Хржановский, который занимался инженерной подготовкой производства. По поручению этой фирмы известный варшавский зодчий академик Стефан Шиллер в октябре 1900 г. составил эскизные проекты галерей по программе зодчего И. Байкова. Они были обсуждены в Управлении КМВ, которое внесло изменения в проект театральной части пятигорской галереи. Доработку проекта выполнил инженер З. Хржановский, который к концу 1900 г. произвел расчет всех конструктивных частей и разработал подробные рабочие чертежи. Проект был утвержден к исполнению министром А. С. Ермоловым. Основную часть деталей изготовили на фабрике фирмы «Вл. Гостынский и Ко» в Варшаве. Длинномерные части каркаса изготовил Петербургский металлический завод. Разноцветные стекла были сделаны варшавскими мастерами. Весной 1901 г. части галереи были доставлены в Пятигорск. Фирма поручила инженеру З. Хржановскому наблюдать за строительством и руководить монтажом.

Дебаты о месте в Цветнике под новую галерею были горячие. В итоге ее решили построить на месте протяженного деревянного павильона летнего кафе-ресторана «Цветник» перед Николаевскими и Ермоловскими ваннами. В конце 1900 г. Управление КМВ выбрало подрядчиком местное отделение владикавказской строительной фирмы «Орион», которая должна была возвести галерею к 1 июня 1901 г. Однако сооружение фундамента затянулось, так как на указанном месте оказалась подземная сеть труб от Николаевских ванн. Трубы разобрали и проложили в обход, а в зыбкий грунт забили «кустами» 76 свай. К маю вывели цоколь. Затем начали монтаж каркаса, который скрепляли заклепками. Монтаж, покраску и остекление галереи с большим трудом завершили ко дню 60-летней годовщины гибели поэта Лермонтова. 15 июля 1901 г. галерея была торжественно освящена и, по инициативе директора Вод, наречена Лермонтовской, в честь пятигорского «гения места». Затем были прдолжены внутренние работы, бетонирование пола, устройство осве щения, меблировка и пр. Управление Вод поручило известному донскому художнику И. И. Крылову изготовить основные декорации и приспособления для театральной сцены.

В августе 1901 г. галерею осмотрел министр А. С. Ермолов, находившийся на КМВ. Он разрешил директору Вод сделать к галерее две пристройки. Первая, железная в стиле галереи, была сделана у заднего фасада и предназначалась для размещения внутри прогулочной галереи киоска по продаже привозных минеральных вод. Другая, деревянный фахверк у северного торца, для артистических уборных, была построена зодчим И. И. Зелинским в мае 1902 г. Она заметно исказила общий облик галереи.

Железная Лермонтовская галерея на цоколе из машукского камня выполнена в стиле «металлической» эклектики, с использованием романо-готических мотивов и нарождающегося модерна. Прямоугольное сооружение длиной 80 и шириной 12 метров имеет в центре большой цилиндрический свод трансепта, по бокам которого симметрично расположены два крыла галереи, прогулочное и театральное. В средней части сделана поворотная эстрада для паркового оркестра. Металлический остов галереи обильно украшен коваными деталями – листьями каштана и лавра, повителью, щитами и пр. Ризалиты галереи украшены пестрыми цветочными витражами и ажурными башнями со стреловидными куполами, пронзающими небо. Крыша снабжена коньковым вентиляционным фонарем.

Завершенная галерея открылась для посетителей весной 1902 г., в начале курортного сезона. В 1903 г. здесь прошли юбилейные торжества в честь 100-летия КМВ и состоялся второй Всероссийский съезд курортных деятелей. Прогулочная галерея часто служила для проведения всевозможных временных выставок. Театральный зал галереи хранит память о богатой культурной жизни Пятигорска за минувший век. Галерея дошла до наших дней почти без изменений. Ныне здание принадлежит Государственной филармонии на 

КМВ и имеет концертный и выставочный залы.

Напротив галереи находится питьевой бювет. Здесь передохну, попью самой дефицитной водички "Есентуки17". Я не оговорилась. Эта вода сейчас действительно дефицитная и попить ее можно только здесь в бювете парка "Цветник". 

 

После передышки снова в дорогу. 

Приближаюсь к концу парка, и справа — бывший отель «Бристоль» (№ 26, 1908, архитектор В.И. Семенов) — ныне резиденция представителя президента в Северо-Кавказском округе.

 

 

 

На выходе из Цветника слева обращает на себя внимание вычурное здание кофейни армянина Аршака Гукасова (1908, архитектор С.И. Гущин, модерн) со сплошной галереей и экзотическими башнями и 

памятник Кисе Воробьянинову (2008, скульптор Равиль Юсупов), который, как известно, именно здесь просил подаяние с сакраментальным «Же нэ манж па сис жур». В кофейне сейчас находится выставка картин, курортный музей и кафе на верандах. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выхожу из парка и на этом заканчиваю сегодняшнее  повествование. Кто хочет посмотреть все сам жми сюда.

 

Опубликовать в социальных сетях