TopTurizm Яндекс.Метрика
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гид-экскурсовод в Пензе Нина Лебедева

 

Русские художники на Валааме. Архип Иванович Куинджи.

Крупнейшим художником-пейзажистом, для которого посещения Валаама стало судьбой, был Архип Иванович Куинджи.

Архип Иванович Куинджи является довольно значимой и важной фигурой в истории русской живописи и русского искусства XIX века. Биография Архипа Ивановича и по сей день остается загадкой для многих историков, она хранит в себе множество тайн. С самого рождения и до смерти за Куинджи тянулась огромная цепь тайн. Кем же был Куинджи?

Вся жизнь А.И. Куинджи окутана тайнами, детство художника - одна из них. Архип Иванович не любил рассказывать о себе при жизни.

А.И. Куинджи родился под Мариуполем, в предместье Карасевка. Из окон дома было видно Азовское море.

          В каком году родился художник? В трех паспортах, которые имелись у Куинджи, стояли разные даты, а сведения исследователей также расходятся: одни утверждают, что в 1840 году, другие - в 1842, а третьи - в 1843 году. Одно из свидетельств является вполне официальным. Это вид на жительство, выданный в 1870 году Мариупольской городской управой. В документе значится, что Куинджи 28 лет. Наиболее вероятно, что он был рожден в 1842 году. Неясно и социальное происхождение живописца - крестьянин или мещанин, так как отец художника Иван Христофорович был сапожником, занимавшимся при этом еще и хлебопашеством.

Фамилия Куинджи в переводе - "ювелир, мастер". Интересно, что дед художника действительно был ювелиром. Сам А.И. Куинджи считал себя русским, а вот предками своими считал все же греков.

Систематического образования художник так и не получил. В три года он осиротел. Вместе с братьями и сестрами Архип воспитан родственниками Ивана Христофоровича. Сначала он обучался у «вольного» учителя, а потом был отдан в городскую школу, где проявил первые способности к рисованию, а вот по основным предметам едва успевал. Когда Архипу исполнилось 10 лет, он начал самостоятельную жизнь. Работал сначала подсобным рабочим на стройке, затем там же вел учет приема кирпичей. После этого Куинджи перешел работать к состоятельному хлеботорговцу Аморетти. Архипу необходимо было прислуживать за столом, чистить сапоги и платье. Но мальчика чаще можно было увидеть за рисованием картин, чем за требуемой работой. Хозяин всегда ругался, но рисунки Архипа любил.

У Куинджи была мечта – стать художником. Он почти всегда рисовал. Отступать от задуманного упорный потомок золотых дел мастера не собирался. Правда, одними мечтами не долго продержишься, и Архип Иванович поступил на работу ретушером в фотографическое ателье своего старшего брата.

После 1866 года Куинджи добрался до Петербурга. Он поступает в Академию искусств.

Современники отмечали, что Архип Куинджи мыслил цветом, улавливая в природе его тончайшие нюансы... Также художник обладал необычайным даром полно видеть мир. О зоркости Куинджи рассказывали легенды. И.Е. Репин вспоминал: "В большом физическом кабинете на университетском дворе мы, художники-передвижники, собрались в обществе Менделеева и Петрушевского для изучения под их руководством свойств разных красок. Вот прибор-измеритель чувственности глаза к тонким нюансам тонов; Куинджи побивал рекорд в чувствительности до идеальных точностей...". Стоит сразу помянуть, что чувствительность глаза без тонкого знания гармонии цветов, колорита, тона ничем не является. Это – ничто! Куинджи удалось добиться совершенного знаний этого.

          О Валааме - острове в Ладожском озере - Куинджи постоянно слышал от своих новых товарищей, молодых художников: с азартом, воодушевлением рассказывали они о суровой природе Валаама, его скалах, отполированных валунах, о ручьях, бегущих среди этого каменного царства. А деревья? Диво дивное! Высокие сосны, березы, душистые липы и царственные клены... Остров пропитан поэзией со всех сторон. Да и свет там, наверняка, необычный. Там свое царство, заповедный мир природной гармонии. Куинджи решил съездить на Валаам. На Валааме А.И.Куинджи провел все лето.

Картиной «Ладожское озеро» была открыта северная серия творений знаменитого живописца. Для художника максимально важно водное пространство и небо. Пространство выстроено очень интересно. Мы ощущаем, насколько оно безгранично. Единая гамма цветов объединяет озеро и небо. Цвет невероятно насыщенный и интенсивный. Озеро и небо словно слиты воедино. Они полностью переходят друг в друга. Горизонт, слегка уловимый, является единственной границей между ними.

 Но границы максимально условны, поэтому можно полностью почувствовать движение, переход одного пространства в другое.

 Сиюминутное причудливым образом перемещается в будущее. Песочно-серые облака не создают ощущение тяжести. Они уравновешены берегом, сложенным из детально прописанных камней.

 Атмосфера грозы подчеркнута максимально холодной гаммой голубого и серого. Просто удивительна особая игра тени и света перед началом грозы.

 По оценке Репина: "… Только после посещения Валаама, где он проработал с натуры все лето и откуда привез превосходные этюды, началась его оригинальная творческая деятельность". Его картина "На острове Валааме" (1873) по праву считается лучшей из всего, что создано о Валааме в живописи.

 

Полотно «На острове Валааме» была создана Куинджи, когда художник совершил вторую летнюю поездку на остров. Это одна из картин трилогии, которая посвящена красоте севера.

Сюжет полотна написан на берегу реки. Береза и сосна стоят на пригорке, они проросли через гранит, который потрескался под воздействием времен. На заднем плане мы видим густой северный лес. Наша страна богата такими красотами. Берег острова дикий. Он ожидает приближающейся бури. Грозовые, тяжелые тучи нависли над этим нетронутым оазисом северной земли. Они становятся все чернее и поглощают багряный закат. Красота, глубина картины поражает

Репин писал Третьякову: "Картина представляет северную природу. Замечательна она еще удивительным серебристым тоном… Гранитная плоскость освящена лучом холодного света; даль картины лес… и водоросли тонут во мраке под густыми тучами; на первом плане на пригорке, стоят два, общипанные ветром, дерева - сосна и береза". В 1873 году за картины "На острове Валааме" и "Ладожское озеро" Куинджи получил звание классного художника первой степени.

Восторженные рассказы о них передавались из уст в уста. "Я до сих пор ничего подобного не видел и даже вообразить не мог!" - воскликнул И.И. Шишкин. "Превосходные вещи" - так отозвался о них И.Е.Репин. С таких отзывов началась большая слава А.И.Куинджи.

Вам стоит посетить этот незабываемый остров и увидеть все своими глазами. Это вы можете сделать здесь.

 

Опубликовать в социальных сетях