TopTurizm Яндекс.Метрика
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гид-экскурсовод в Пензе Нина Лебедева

 

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ НА ВАЛААМЕ. Иван Григорьевич Давыдов

"Остров Валаам, бесспорно, живописнейшее место старой Финляндии, - писал известный подвижник и духовный писатель XIX века святитель Игнатий Брянчанинов. - Он находится на северной оконечности Ладожского озера. Подъезжаете к нему - вас встречает совершенно новая природа, какой не случалось видеть путешествующему лишь по России: природа дикая, угрюмая, привлекающая взоры самою дикостию своею, на которой проглядывают вдохновенные, строгие красоты. Вы видите отвесные, высокие, нагие скалы, гордо выходящие из бездны: они стоят, как исполины, на передовой страже. Вы видите крутизны, покрытые лесом, дружелюбно склоняющиеся к озеру. Тут какой-нибудь пустынник вышел с водоносом в руке почерпнуть воды и, поставив, на землю водонос, загляделся на обширное озеро, прислушивается к говору волн, питает душу духовным созерцанием. Вы видите огражденные отовсюду гранитными, самородными стенами заливы, в которых спокойно дремлют чистые, как зеркало воды, в то время как в озере бушует страшная буря…"

Первозданный вид природы, красота мест привлекали взоры русских художников. Художники-пейзажисты Клод М.К., Шишкин И.И., Куинджи А.И., Гине А.В., Джогин П.П., Васильев Ф.А., Балашов П.И., Рерих Н.К. посвятили Валааму свои всемирно известные живописные шедевры. Валаам становится своеобразной мастерской под открытым небом. В 1868 году в Петербургской Академии художеств был открыт пейзажный класс, в программу которого входила обязательная работа с натуры на Валааме.

Одним из первых русских художников, написавшим картину "Вид на острове Валаам" в 1853 г. был Иван Григорьевич Давыдов (1826-1856 гг.) 

 Иван Григорьевич учился у К.И. Рабуса в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1843—1848 гг.). С 1850 г. он становится вольноприходящим учеником Академии художеств в Санкт-Петербурге). Под руководством профессора М.Н. Воробьева его талант быстро реализуется в высокое мастерство: в 1851 г. И. Давыдов получает большую серебряную медаль, в 1852 г. за картину «Вид из окрестностей Нарвы» — малую золотую медаль, в 1853 г.— большую золотую медаль за пейзаж «Вид на острове Валааме», а также звание классного художника первой степени и право на зарубежную пенсионерскую поездку.

На полотне Давыдова - Монастырская бухта середины XIX века. Видны постройки на монастырской пристани, ныне не существующие, старый каменный "Назарьевский" собор. В Третьяковской галерее находится, другая его картина, связанная с Валаамом " Часовня в лесу" (июнь 1852 г.).

 Жизнь И.Г. Давыдова оборвалась рано: после посещения Женевы в 1854 г. он останавливается в Риме, откуда посылает в Россию несколько полотен. На родину художник уже не возвращается. Его последние работы демонстрировались на академических выставках: в 1855 г. — "Вид из окрестностей г. Триента", в 1857 г. — "Вид озера Неми близ Рима" и два "Вида в местечке Альбано близ Рима". Всего лишь несколько картин И.Г. Давыдова хранятся в главных музеях страны — в Русском художественном музее и Третьяковской художественной галерее. С картиной «Пейзаж с мельницей» можно познакомиться в художественном музее г. Ярославля. Представленные репродукции работ И.Г. Давыдова лишь в небольшой степени дают представление о большом таланте художника и вызывают сожаление о его непродолжительном жизненном пути. С картиной «Пейзаж с мельницей» можно познакомиться в художественном музее Ярославля. 

Прочитать рассказ о моей поездке на Валаам и заказать экскурсию можно здесь.

Опубликовать в социальных сетях