АХТЫРКА.
Когда-то это было сельцо с очень простым названием - Дудкино. Но вот в 1739 году купил его князь Трубецкой Иван Юрьевич, сын которого - Николай построил деревянную церковь во имя явления Ахтырской иконы Богоматери. Икона была «явлена» в городе Ахтырка Харьковской губернии и после нескольких исцелений, произошедших возле нее, признана чудотворной.
Строительство церкви в усадьбе Трубецких во имя этой иконы связано с такой легендой. Раненый князь возвращался домой, вдруг лошади понесли, экипаж свалился с высокого берега Вори, речки, протекающей возле усадьбы, и разбился. У князя был список с Ахтырской иконы Божией Матери, данный ему родителями. Князь остался невредим, а икона, находившаяся в багаже, оказалась рядом с ним. В память чудесного спасения и построил он церковь во имя явления Ахтырской иконы. Вскоре и усадьбу, и село стали называть по церкви - Ахтыркой. А слово это скорее всего тюркского происхождения и значит «белая крепость» («ак турка»).
Величественный вид приобрела Ахтырка при следующем владельце - Иване Николаевиче (1760-1843). Его жена Наталья Сергеевна, урожденная княжна Мещерская (1775-1852), взялась за обустройство усадьбы. При ней был выстроен обширный дом, каменная церковь с колокольней, разбит парк, запружена река, так что получился большой пруд. И Ахтырка оказалась едва ли не единственной в Подмосковье усадьбой, целиком выстроенной в одном стиле - стиле ампир.
20-е годы XIX века - последний всплеск усадебного строительства. Автором проекта дома был, как предполагают, Доменико Жилярди (1785-1845), много работавший в Москве после пожара. 1812 года, или кто-то из его учеников. Владельцы, сознавая ценность архитектурного ансамбля, заказали изображение усадьбы художнику, оставшемуся для нас неизвестным.
На литографии 1830-х годов мы видим и широкий пруд с лодочной пристанью, и величественный дворец на другом его берегу, и молодые еще посадки деревьев. А большая часть парка была разбита в расчищенном лесу. Е.Н. Трубецкой писал, вспоминая парк уже 1870-х годов:
«...глаз, привыкший к стилю, радовался тут на каждом шагу. Мостики, переброшенные через ручьи, с грациозными перилами в березовой коре, круглая одноэтажная беседка "гриб", двухэтажная беседка "эрмитаж" с мезонином, с дивным видом с лесистого холма на дом, утопающий в зелени на противоположном берегу реки, пристань для лодок в стиле дома. Весь этот огромный сад с вековыми деревьями, березами, липами, тополями, соснами и елями был раскинут по холмам по обоим берегам реки Вори, запруженной и образующей в Ахтырке широкую водную поверхность с островом посередине, куда мы часто ездили на лодке. Все это было с любовью и удивительным вкусом устроено моей прабабушкой».
Сын Натальи Сергеевны Трубецкой, Петр Иванович, отметил ее заслуги способом необычным, по крайней мере, в России не распространенным: поставил ей на берегу Вори памятник-колонну с выбитым на ней стихотворением собственного сочинения. В нем есть такие строки:
Ты местность эту сотворила,
Храм Божий, воды, дом и сад,
Саму природу победила,
Всему дав стройный, дивный лад.
Это не памятник на могиле. Княгиня, как и предыдущие владельцы Ахтырки, похоронена под Трапезной Троице-Сергиевой лавры. Это памятник Матери и ее деяниям.
От былого великолепия осталась только церковь с колокольней. Колонна памятника долгие годы валялась на земле. Не так давно памятник восстановлен, стоит возле церкви.
Строгой и величественной архитектуре усадьбы соответствовал и стиль жизни владельцев. Вспоминая о своем деде Петре Ивановиче (1798-1871), генерале от кавалерии, потом сенаторе, Евгений Трубецкой писал:
«Дедушка не только требовал, чтобы всё кругом подчинялось стилю, но и сам ему подчинялся... Раз заведенный порядок повторялся у него изо дня в день, из часа в час. Все те же часы вставания, все та же каждодневная прогулка с сидением точно определенного количества минут на названной в его честь княжой скамейке в парке. И никакая погода не была в состоянии изменить этого обязательного для него расписания.
Однажды в холодный осенний дождливый день моя мать сопровождала дедушку во время прогулки. Когда он по обыкновению сел на княжую скамейку, она тоже хотела посидеть вместе с ним, но он дрожащей от холода рукой вынул из кармана часы и, посмотрев на них, сказал: "Идите, идите, дорогая, домой, я боюсь, что Вы простудитесь, а я должен оставаться еще на десять минут на этой скамейке". И досидел...»
Жизнь в Ахтырке изменилась, когда в начале 1860-х годов в ней поселился Николай Петрович Трубецкой (1828-1900) с молодой женой Софьей Алексеевной, урожденной Лопухиной (1841-1901). Е.Н. Трубецкой писал: «... новый жизненный принцип, внесенный Мам'а в Ахтырку, выражался в положении - все для детей... Тут были даже преувеличения, и мы были ими избалованы... Вспоминая переход Ахтырки моего деда к Ахтырке моего отца, -
я испытываю впечатление, словно вся величественная архитектура ахтырской усадьбы ушла вовнутрь, превратилась в иную, магическую архитектуру звуков».
Н.П. Трубецкой, выйдя в отставку, познакомился с музыкантом Николаем Григорьевичем Рубинштейном (1835-1881) и стал его ближайшим другом, покровителем и спонсором. С этих пор для князя главным делом жизни стала организация музыкальной жизни Москвы и открытие Московской консерватории. В 1960 году они создали Московское отделение Русского музыкального общества (РМО), а в 1866 году - Московскую консерваторию. При этом Рубинштейн отвечал за художественную часть, а всеми организационными вопросами занимался Трубецкой. Благодаря своему титулу и весу в обществе ему удавалось преодолевать многие административные препоны.
В 1860-1870 годы в Ахтырке подолгу гостили выдающиеся музыканты, профессора Московской консерватории: знаменитый виолончелист Косман, один из первых скрипачей мира - Лауб и его ученик Гржимали, виолончелист Фитцвенгаген, и, конечно, сам Н.Г. Рубинштейн. В 1847 году побывал в Ахтырке П.И. Чайковский.
Духовная атмосфера дома была создана Софьей Алексеевной. Она дала детям религиозное воспитание. Евгений Трубецкой привел в воспоминаниях такой случай:
«Моя маленькая сестренка, кажется, Тоня ползает под столом после обеда и собирает крошки. Она знает, что это запрещено и потому говорит: "Мама, отвелнись, я буду собирать клошки!". Мама указывает на образ и говорит: "Я не увижу, так Бог увидит"; а Тоня ей в ответ: "Пелвелни Бога".
Не помню, что сказала на это Мам'а. Помню только, что с этой минуты с какой-то необычайной силою гипноза мне врезалось в душу религиозное ощущение, навсегда оставшееся для меня одним из центральных и самых сильных, - ощущение какого-то ясного и светлого ока, пронизывающего тьму, проникающего и в душу, и в самые темные глубины мирские; и никуда от этого взгляда не укроешься. Такие гипнотические внушения - самая суть воспитания, и Мам'а как никто умела их делать...
Помню, как Мам'а готовила нас к первым нашим детским исповедям, читая Евангелие. Страдания Христа и ужас человеческого греха, приведший к этому, так ярко изображались в наших душах, потрясающая повесть о Голгофе так захватывала, что мы все плакали».
Старший из сыновей Софьи Алексеевны - Сергей Николаевич Трубецкой (1862-1905) - стал выдающимся философом. Свою магистерскую диссертацию он посвятил матери. В формировании его взглядов, несомненно, сказалось воспитание, полученное в Ахтырке. Евгений Трубецкой писал:
«Самое имя "Сергий" не случайно было ему наречено при крещении. Ахтырка, где он родился, находилась всего в тринадцати верстах от Троицко-Сергиевской лавры и всего в пяти верстах от Хотьковского монастыря, где погребены родители св. Сергия - Кирилл и Мария. Хотьковом и Лаврой полны все наши ахтырские воспоминания. В Лавру совершались нами - детьми - частые паломничества, там же похоронили и дедушку Трубецкого; а образ св. Сергия висел над каждой из наших детских кроватей. - Нужно ли удивляться, что миросозерцание моего брата, а в особенности внутренняя музыка его существа - насквозь насыщены густым звоном лаврских колоколов и носят на себе печать великой народно - русской святыни?..
Когда я вспоминаю жизнь моего брата Сергея, мне всегда кажется, словно в нем чувствовалась мысль и воля этого святого - исповедника соборности, который учил прежде всего любить, а уж потом созерцать».
Сам Евгений Николаевич Трубецкой (1863-1920) был также выдающимся религиозным философом. Он безусловно испытал на себе влияние всей атмосферы Ахтырки и ее близости к Троице- Сергиевой лавре. Среди его трудов особое место занимают очерки о древнерусском искусстве, имеющие непреходящее значение: «Умозрение в красках», «Два мира в древнерусской иконописи» и «Россия в ее иконе».
В 1880-е годы природа Ахтырки привлекла внимание художников Абрамцевского кружка. Виктор и Аполлинарий Васнецовы написали немало этюдов в ее окрестностях. В 1891 году на даче в Ахтырке поселился Михаил Нестеров. Но замечательный архитектурный ансамбль усадьбы почти не привлекал внимания этих художников. Видимо, это объясняется тем, что художники Абрамцевского кружка были увлечены народным искусством и древнерусской архитектурой, а наследием эпохи классицизма не интересовались.
Отношение к искусству классицизма в русском обществе изменилось в конце 1900-х годов. Писал Ахтырку живший на даче у своих родственников Абрикосовых художник Василий Кандинский (1866-1944), основоположник абстракционизма, получивший позднее мировую известность. Очень интересен, в частности, его этюд «Красная церковь» с резким сопоставлением звонких локальных цветов - красного и зеленого.
Николаю Петровичу Трубецкому пришлось еще в 1879 году продать усадьбу. Музыкальное общество, консерватория, большая семья, широкая благотворительность поглотили его состояние. Ахтырка вскоре была приобретена московским мировым судьей И.М. Матвеевым, затем владельцем стал его сын Сергей Иванович. Он устроил в усадьбе замечательные цветники. Но вскоре после революции его выселили, а в усадебном доме власти в 1921 году устроили детский дом для беспризорников. Крестьянам это не понравилось, и они дом подожгли.
В 1980-х годах церковь, к тому времени уже полуразрушенная, была реставрирована и в 1991 году ее передали общине верующих. Храм отличается простыми, строгими формами: кубический объем завершается купольной ротондой. Колоннады боковых портиков сообщают ему торжественную монументальность.
Взяв книгу по архитектуре Древней Греции, вы убедитесь, что в декоре церкви использованы древнегреческие элементы дорического ордера. Пояс на стенах имеет меандровый орнамент. Храм соединен с колокольней крытым переходом. Колокольня, завершающаяся шпилем, - на редкость стройная в отличие от большинства колоколен XIX века. Красавица-церковь с белыми колоннами портиков и белым же декором на темно-вишневом фоне стен - сооружение стиля ампир, детище несомненно талантливого архитектора. Но немалая роль в создании этого замечательного памятника архитектуры принадлежит и княгине Н.С. Трубецкой: в альбоме А.С. Кутепова, ученика Доменико Жилярди, она выбрала самый удачный проект.
К сожалению, убранство интерьера церкви полностью утрачено. Возле церкви построено множество каких-то сараев. Да и сама она после реставрации уже сильно обветшала. Правда, в последние годы перед церковью разбиты клумбы. Плотина давно разрушена.
Почти ничего не осталось от усадебного парка. Но если перейти на другой берег реки, то в траве можно заметить крохотные маргаритки, вызывающие чувство умиления. Маргаритка - удивительное по стойкости растение. В самых неблагоприятных условиях она, мельчая, вырождаясь, продолжает жить. Места, где были иные усадьбы, порой только по этим цветам и можно определить.
Перейти к экскурсии "Православная дорога к Сергию Радонежскому"