TopTurizm Яндекс.Метрика
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гид-экскурсовод в Пензе Нина Лебедева

 

Пятый пешеходный маршрут по Санкт – Петербургу

 Площадь Искусств, Марсово поле, Летний сад

 

Пятый день в Петербурге. Опять дворцы…сегодня будем приобщаться к прекрасному в Русском музее, побываем на площади Искусств, посетим этнографический музей, поклонимся святым в храме Воскресенья Христова, пройдемся по Марсову полю, возложим цветы к памятнику А.В. Суворова, полюбуется на Мраморный дворец и в заключении отдохнем в прекрасном Летнем саду.

 

Площадь Искусств

Генеральный проект площади был составлен Карло Росси при создании Михайловского дворца, вид на который с Невского проспекта открывается в перспективе короткой и широкой Михайловской улицы, также спланированной Росси. Улицу образуют два здания.

С запада это гостиница “Европейская” (Grand Hotel D’Europe) (1873- 1875, архитектор Л. Фонтана), с востока - здание Дворянского собрания (Большой зал филармонии) (1834- 1839, архитектор П. Жако).

В центре самой площади в середине XIX века был разбит небольшой (около 1,5 га) сквер, в котором в 1957 году был установлен памятник А.С. Пушкину (скульптор М. Аникушин). Со стороны Итальянской улицы на площадь выходит Дом Лазаревых (1799-1801, архитектор Е. Соколов), в 1910 году перестроенный под театр (архитектор А. Хренов). С 1929 года здесь размещается Театр музыкальной комедии.

Михайловский дворец (Русский музей) Q “Манифест русского ампира”, последний крупнейший дворец классицизма. Был заложен по проекту Карло Росси в 1819 году - как резиденция младшего брата императора Александра I - великого князя Михаила Павловича. В процессе работ, продолжавшихся до 1825 года, территория не менее 10 га была преобразована Росси в ампирную усадьбу с небольшим парком (Михайловский сад). В 1894 году дворец был передан | Русскому музею, учрежденному указом Николая II.

 

Государственный Русский музей

Инженерная ул., 4/2. Тел. 595-4248.10.30- 18.00. Выходной день - вторник

Музей является обладателем уникальных коллекций (более 300 тысяч экспонатов), входящих в золотой фонд русского художественного наследия. Важнейшее место здесь занимают произведения иконописного искусства и живопись XVIII-XX веков.

В Михайловском дворце и примыкающем к нему корпусе Бенуа развернуты главные экспозиции музея.

В галерее залов парадного второго этажа Михайловского дворца в первых четырех залах экспонируется древнерусская живопись — фрагменты фресок домонгольского периода, шедевры новгородской, ярославской, московской и др. иконописных школ, а также русская живопись и скульптура XVTII - первой половины XIX века.

Далее по периметру представлена живопись и скульптура XVIII - первой половины XIX века. Здесь же сохранен один из первоначальных интерьеров Михайловского дворца - Белый зал, оформленный Карло Росси.

На экспозиции живописи наиболее интересны работы крупнейших мастеров - Андрея Матвеева, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского и др.

Искусство первой половины века представлено полотнами выдающихся академистов романтического направления.

На выставке народного искусства экспонируются образцы резьбы, росписи, шитья, кружевного плетения и др. Особый интерес здесь представляют уникальные образцы деревянной скульптуры конца XVII-ХУШ веков из храмов Русского Севера.

Первый этаж Михайловского дворца отведен под живопись второй половины XIX века и небольшую экспозицию народного искусства.

В музее можно видеть работы всех русских реалистов с мировыми именами - Ильи Репина, Ивана Крамского, Ивана Шишкина, Василия Верещагина, Михаила Нестерова, Исаака Левитана идр.

В корпусе Бенуа представлена живопись конца XIX — XX века. Здесь экспонируется уникальная коллекция произведений Леона Бакста, Ивана Билибина, Валентина Серова, Михаила Врубеля, Константина Сомова, Марка Шагала, крупнейших авангардистов Василия Кандинского, Казимира Малевича и др.

 Картинная галерея

Коллекция русской живописи XVIII-XX веков насчитывает около 15 тысяч произведений, в ряду которых хрестоматийные шедевры: “Последний день Помпеи” Карла Брюллова, “Девятый вал” Ивана Айвазовского, “Портрет Давыдова” Ореста Кипренского, “Бурлаки” Ильи Репина, “Покорение Сибири” Василия Сурикова и др.

 Собрание иконописи

Коллекция икон Государственного Русского музея - подлинное сокровище, включающая более 5 тысяч произведений. В ее составе иконы, имеющие мировую известность: шедевры домонгольского периода, произведения всех крупнейших художественных центров более позднего периода - в том числе иконы из иконостасов таких знаменитых храмов, как Успенский собор во Владимире, Рождественский собор Ферапонтова монастыря, Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря и др.

 

Михайловский театр

 Одна из известнейших оперных и балетных сцен в Петербурге. Здание сооружено в 1831-1833 годах (архитектор А. Брюллов); в 1859- I860 годах перестроено Альбертом Кавосом. Театр был до 1917 года был придворным. Сегодня носит имя композитора МЛ. Мусоргского.

 

Российский этнографический музей

Инженерная ул., 4/1. Тел. 313-4320. 10.00-18.00. Выходные дни - понедельник и последняя пятница месяца

Был основан Николаем II в 1895 году как отдел при Русском музее.

В настоящее время один из крупнейших этнографических музеев мира (около 500 тысяч экспонатов). В 1900-1911 годах по проекту Василия Свиньина для музея был частично перестроен и расширен восточный флигель Михайловского дворца. Здесь было оборудовано более 20 экспозиционных залов, сгруппированных вокруг вестибюля и Мраморного (Памятного) зала, посвященного Александру III.

 Храм Воскресения Христова (Спас на Крови)

Наб. канала Грибоедова, 2а. Тел. 315-1636. 11.00-18.00. Выходной день - среда

Ансамбль Михайловского дворца по западной линии примыкает к набережной канала Грибоедова, где в начале XX века был сооружен монументальный собор Воскресения, больше известный как Спас на Крови. Храм был основан на месте убийства террористами в марте 1881 года императора Александра II.

Проект здания в русском стиле XVI- XVII веков был разработан архитектором Альфредом Парландом к 1887 году.

Высота собора 81м. Его венчают девять глав - четыре золоченых и пять покрытых ювелирной эмалью (общая площадь        эмалевого покрытия 1000 кв. м). Эмальерные работы были выполнены на знаменитой московской фабрике Постникова.

В оформлении наружных фасадов красного кирпича широко использована инкрустация майоликовыми вставками и мозаичными панно (общая площадь более 400 кв. м).

Интерьеры храма декорированы разнообразными видами ценного поделочного камня (родонита, яшмы, редкого разноцветного мрамора и др.), стены и своды сплошь покрыты мозаиками, изготовленными в петербургской мастерской Фроловых по эскизам крупнейших русских художников. Общая площадь мозаик более 7 тысяч кв, м.

В процессе проектирования храма было решено включить в него дополнительный придел на месте, где пролилась кровь Александра II. Здесь была установлена драгоценная шатровая сень в восточном стиле.

 

Цирк

Наб. Фонтанки, 3

Первый в России стационарный цирк Здание было сооружено в 1876-1877 годах Василием Кенелем по заказу антрепренера Чинизелли.

 

Памятник Петру I

 Установлен перед парадным фасадом Михайловского замка по указанию Павла I. Отлит в середине XVIII века по модели Бартоломео Карло Растрелли (1716).

 

Михайловский замок

Садовая ул., 2. Тел. 570-5112. 10.30-18.00. Выходной день - вторник

Резиденция императора Павла I, по словам современника, «чрезмерно дорогой памятник его причудливого вкуса и боязливого нрава». Стоит на месте, где находился Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны, в котором в 1754 году Павел родился. Замок был заложен в 1796 году по проекту Винченцо Бренны (при участии В. Баженова и самого Павла I). Император с семьей и свитой въехал сюда в феврале 1801 года. Через 40 дней, 11 марта 1801 года, он был задушен в своей спальне заговорщиками. В 1820 году замок был передан Инженерному управлению под Инженерное училище, в котором учились в разные годы писатель Ф. Достоевский, физиолог И. Сеченов, военный инженер граф Э. Тотлебен и др. В 1990-х годах замок был передан Русскому музею.

 

 Марсово поле

Огромная (около 10 га) площадь, устроенная Петром I на месте заболоченной низины в истоках реки Мойки. Первоначально именовалась Царицыным лугом (входила во владения Екатерины I). Использовалась для парадов и праздничных народных гуляний. Нынешнее название получила после установки здесь памятника А.В. Суворову После Февральской революции (1917) на поле было устроено кладбище жертв революции и мемориал “Борцам революции” (1919, архитектор Л. Руднев).

 

Памятник Суворову

Был создан к 1801 году (скульптор М. Козловский). Полководец представлен а образе бога Маpca. Решение об установке на было принято после проведенных Суворовым блестящих военных операций 1799 года., вошедших в историю под названием Итальянских и Швейцарских походов.

 

Мраморный дворец 

Миллионная ул., 5/1. Тел. 312-9054. Среда

воскресенье -10.00-17.00, понедельник

до1б.00. Выходной день - вторник

Великолепное творение Антонио Ринальди. Был построен по заказу Екатерины II для фаворита - графа Григория Орлова. Название получил за облицовку мрамором, которая резко выделила его на фоне оштукатуренных строений Петербурга. От екатерининского времени в почти неизменном виде сохранились два интерьера - Парадная лестница и Мраморный зал, украшенные скульптурой, рельефами, (скульпторы М. Козловский, Ф. Шубин). При их отделке использовано около 30 сортов мрамора. Сегодня дворец входит в состав Русского музея. Памятник Александру III Бронзовый конный монумент, созданный в 1900-е годы скульптором Паоло Трубецким. Установлен в сквере Мраморного дворца в 1990-е годы.

 

Летний сад и Летний дворец Петра I

Тел. 314-0374. Понедельник - 10.00-16.00, среда - воскресенье -10.00-17.00. Выходной день - вторник

Летний сад - первый сад европейского типа в России. Был заложен в 1704 году как часть летней усадьбы Петра I. Сооружение Лебяжьей канавки и соединение Мойки с Фонтанкой превратило усадьбу с садом в остров площадью 11 га. В северо-восточном углу сада - на берегу Невы у истоков Фонтанки - был возведен небольшой двухэтажный Летний дворец в голландском стиле (архитекторы И. Матвеев, Д Трезини, А. Шлютер). Сам сад был украшен беломраморной скульптурой, в основном итальянской. В конце 17б0-х годов со стороны Невы была возведена новая садовая ограда (1770-1784, архитекторы Ю. Фельтен, И.Д. Фок) - монументальное сооружение из 36 гранитных столбов высотой около 4 м, соединенных чугунной решеткой работы тульских мастеров.

В 1820-е годы в саду появились Чайный и Кофейный домики (архитекторы Л. Шарлемань, К Росси).

В 1856 году открыт памятник великому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову (скульптор П. Клодт). Сегодня сад и Летний дворец находятся в ведении Русского музея.

Закончился пятый день нашего путешествия по Санкт-Петербургу, Летний сад закрывает двери, а нам пора спать... Завтра еще один напряженный и очень интересный день.

Тем, кто хочет посмотреть Санкт- Петербург организованно необходмо заглянуть сюда.

Опубликовать в социальных сетях