TopTurizm Яндекс.Метрика
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гид-экскурсовод в Пензе Нина Лебедева

 

Пешком по Саратову (часть 1)

История Саратова близка соседним волжским городам. Основан он был как сторожевая крепость в 1590 году в рамках общей кампании царя Фёдора по укреплению восточных границ государства, отвоёванных его отцом у татар. Исполнителем, как и в Самаре, стал воевода Засекин. Пройдя сквозь крестьянские войны XVII—XVIII веков без особых взлётов, Саратов, став центром губернии при Екатерине, пошёл на ускоренное развитие в XIX веке. Этому способствовала торговля рыбой, солью (из заволжского Эльтона) и зерном.

К экономическому развитию последних лет Российской империи в Саратове приложили руку колонисты-немцы (именно на Саратовщину направился основной поток из Германии «екатерининского призыва» 1760-х годов) и купцы-старообрядцы. В 1871 году в Саратов пришла железная дорога. В результате к началу XX века Саратов подошёл крупнейшим по населению и самым благоустроенным городом на Волге (на территории нынешней России только Петербург и Москва тогда его опережали). В городе поэтому сохранилось много образцов т.н. переселенческой архитектуры — зданий, сохранивших немецкий национальный колорит. Однако после революции темпы развития Саратова по сравнению с соседями замедлились, несмотря на постройку крупных заводов в 30-е и 50-е годы. Вплоть до 1990 года Саратов был закрыт для посещения иностранцами из-за наличия военных производств (в основном электронного направления). Благодаря наличию в городе сильного университета, консерватории и «интеллектуальных» производств, в нём высока прослойка интеллигенции, в том числе творческой. Саратов — родной город автора Николая Чернышевского (1828—1889), актёров Олега Янковского, Олега Табакова и Евгения Миронова, «начальника Чукотки и Челси» Романа Абрамовича.

Начнем мы свое путешествие по Саратову на площади Кирова, где справа Вы видите цирк.

У Саратовского цирка имени братьев Никитиных богатая история. В середины XIX века цирковые представления в Саратове давались на ярмарках во временных шатрах-шапито. Под руководством шапитмейстера такие сооружения возникали на новом месте за один – два дня. В 1864 году было построено специальное помещение называвшееся театр-цирк, но вскоре оно было разрушено.

В 1876 году братья Дмитрий, Аким и Пётр Никитины построили в Саратове большое деревянное здание с парусиновой крышей и организовали свой собственный цирк. Незадолго до этого братья открыли свой цирк в Пензе, так что нельзя считать Саратовский цирк первым – это заблуждение. Он второй стационарный русский цирк.

Братья Никитины назвали цирк в Саратове «Русский национальный цирк братьев Никитиных». Здесь впервые в Саратове было дано представление, в котором участвовали преимущественно русские артисты. До этого представления держались на выступлениях заезжих цирковых звёзд. Вскоре он стал наиболее популярен среди простого народа.

Первым цирковым коллективом, который при советской власти начал выступления в цирке было товарищество артистов под названием «Первый кооперативный цирк», случилось это в августе 1918 года. Здание, выстроенное братьями Никитиными, простояло вплоть до 1928 года. К тому время деревянное здание совсем обветшало и его пришлось снести. На этом месте ныне располагается кинотеатр «Победа».

В 1921 году жизнь Саратовского цирка была очень тяжела. Голод охватил всё Поволжье, не было корма для животных и топлива для отопления здания. Умирали от голода и эпидемии холеры артисты. Но всё же цирк выжил. В 1922 году, наконец, был открыт въезд в город, и в Саратовский цирк были приглашены со своими номерами некоторые артисты из других городов – это позволило обновить программу.

В том сезоне труппа цирка подобралась исключительно удачно. Блистал тогда дуэт Вейс-Вайс. Это были Василий Антонович Сидельников и Матвей Иванович Соломенко. Они исполняли музыкально-сатирический номер «Весёлые точильщики»: будто бы два деревенских парня встретились в городе, но один при этом удивляется городским чудесам, а второй строит из себя бывалого и во всем поучает первого, правда то и дело сам попадает впросак. Этот дуэт сложился как раз в Саратове. С 1936 года артисты стали выступать отдельно, каждый со своей группой, причём группа Соломенко носила псевдоним «Саратовские».

В 1925 году в Саратове был создан Художественный трест объединивший все театры, кинотеатры, цирк, эстраду и фотоателье. В труппу цирка влились музыкальные клоуны Леон и Константин Танти. Руководство цирка задалось целью собрать в Саратове лучшую труппу. Два сезона подряд на арену Саратовского цирка выходили эквилибристы на проволоке Наито, турнисты Чайченко, артисты Феррони и Тафани, балансёры на першах Симадо.

В 1931 году для Саратовского цирка, по проекту архитектора Бориса Соломоновича Виленского, было возведено новое здание (впоследствии Борис Виленский проектировал некоторые станции Московского метро, павильоны ВДНХ). Купол цирка был деревянный, проектировал его К.П. Диваков. Первые представления в новом здании состоялись осенью 1931 года.

Здание цирка интенсивно эксплуатировалось всё время. В 1959 году началась капитальная реконструкция здания. Авторами проекта реконструкции были Кирилл Михайлович Макулов и Б.П. Рогов. Здание к тому времени требовало ремонта, а самое главное предстояло заметить деревянный купол. Решили не меняя габаритов амфитеатра разобрать старый купол, заменить его конструкции на стальные арочные фермы, а по ним кровлю. Кроме того необходимо было расширить холлы здания, увеличить производственные помещения для артистов и для животных. Особенностью реконструкции стало то, что перестройка цирка производилась пять лет, в межсезонные перерывы, в первом из них поменяли купол здания, а потом поэтапно выполнили всё остальное. Внешний вид цирка значительно изменился – был выстроен новый фасад. Деревянные скамьи амфитеатра были заменены полумягкими сиденьями. На куполе была применена чешуйчатая кровля из оцинкованного листа. Появились хорошо оборудованные закулисные помещения, обновлен манеж.

После реконструкции Саратовский цирк стал тренировочной базой, где артисты готовили свои новые номера.

В 1973 году цирк был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В 1998 году, к 125-ти летию Саратовского цирка, была проведена ещё одна реконструкция здания цирка. Автором реконструкции был архитектор А.Ф. Вольников. Фасад цирка оделся новыми одеждами, обновлены все внутренние интерьеры, арена, установлено новое световое оборудование. На фасаде появилась надпись «Цирк им. Братьев Никитиных».

На арене Саратовского цирка сделали первые шаги Вальтер Запашный и Мстислав Запашный. Было это в годы Великой Отечественной Войны. Случилось так, что Вальтер и Мстислав во время войны остались в осаждённом Ленинграде. Дом их от бомбёжек сгорел и жили они с бабушкой в гримуборной цирка. Младших Запашных вывезли по «Дороге жизни». Они отправились к матери, Лидии Карловне, в Саратов. Здесь, ещё в годы войны они начали репетировать свой акробатически-трюковой номер, а затем выступать. Так на цирковых афишах появилась группа «Братья Запашные», которую прославили сыновья Михаила: Вальтер, Мстислав, Игорь. Братья пробовали себя в самых разных жанрах: клоунада, воздушная гимнастика, джигитовка, мотогонки, дрессировка лошадей и экзотических животных, укрощение хищников.

В 1951 году именно в Саратовском цирке свой творческий путь начал «солнечный клоун» – Олег Попов. В 1944 году он поступил в цирковое училище, а в 1950-м году закончил его как эксцентрик на проволоке. По окончании училища поступил работать в Тбилисский цирк, правда, отработал там всего два месяца. Руководству тогдашней Советской Грузии его номер не понравился. Отправился тогда Олег Константинович в Москву, старый цирк на Цветном бульваре, где в то время выступал знаменитый Румянцев-Карандаш. Некоторое время Олег попов был его ассистентом. Вскоре цирк отправился на гастроли в Саратов. В это время клоун Саратовского цирка Боровкин сломал ребро, и дирекция предложила Олегу Попову его подменить. Так и стал Олег Попов клоуном. Уже позднее он приобрёл свою знаменитую клетчатую кепку и нашёл свой образ «солнечного клоуна».

Очень популярной фигурой в Саратове был инспектор манежа Саратовского цирка Борис Иванович Мамлеев с его неповторимым торжественно-приподнятым голосом: «Открывает программу…»

Перед цирком — затейливый фонтан в виде одуванчика.

Под общим руководством Кирилла Михайловича Макулова в 1971 году создавался «Одуванчик», но его задумка и возведение — труд, в конечном итоге, коллективный. Площадь, и цирковой шатер, и фонтан объединяются общей воздушной идеей, как бы приподнимаются над землей. Если посмотреть на старые фотографии, то площадь, где пока еще не распушилась, не заиграла на солнце водная сфера, покажется несколько пустующей. Тогда же Иосиф Вениаминович Дубинский, директор цирка, недавно побывавший вместе с труппой на гастролях в Австралии, предлагает соорудить фонтан, визуальную идею которого привез он из далекого Мельбурна. Впрочем, похожее сооружение имелось и в Сиднее — в память о погибших Во второй Мировой австралийских солдатах Роберт Вудворд, «кудесник водных струй», создал в 1961 году фонтан Эль-Аламейн, по названию египетского города, где погибли герои. Фонтан имел форму одуванчика, и его пушинки разлетелись вскоре по всему миру…

Слева — мощное здание Крытого рынка. Это очень популярное место в Саратове, где обычно назначаются встречи, днём обычно из репродукторов раздаётся музыка. Здание Крытого рынка было выстроено по проекту известного в Саратове архитектора В.А.Люкшина. Для автора проект и строительство главного торгового дома Саратова явилось главным делом жизни. 
В 1907 году автор получил заказ от городской Думы на строительство этого здания. Перед началом проектирования архитектору совместно с представителем городской Думы была предоставлена возможность осмотреть лучшие рынки и крупнейших городах России: Одессе, Риге, Санкт-Петербурге, Москве. На это ушло три года. В 1911 году Люкшин представил Думе "Доклад о поездке и осмотре крытых рынков в лучших городах России". Еще год ушел на создание проекта.
В облике главного торцевого фасада чувствуется влияние киевского прототипа, но авторский вариант имеет более развитую конструктивную и изысканную композиционную схему. 
В 1914 году началось строительство, которое закончилось в 1916 году. По мнению современников, это был лучший рынок в России. 
Стилистически здание относится к стилю модерн в его рациональном прочтении. Большим достижением архитектора явилось умелое применение новых стальных конструкций-ферм для перекрытия основного пространства рынка и купола. Это дало возможность создать безопорное пространство трехсветной высоты.

В обширных подвалах рынка были сооружены холодильные камеры, оборудование которых поставила и установила швейцарская фирма.
В 80-е годы прошлого века, во время капитального ремонта были демонтированы холодильные установки, фасады освобождены от нагромождения рекламы, им был возвращен первоначальный вид, отремонтированы интерьеры. Капитальный ремонт 80-х годов XX века проводился по проекту, разработанному в институте "Саратовгражданпроект". Руководитель работ - Захарова Г.А.

Прямоугольное в плане, кирпичное, оштукатуренное здание стоит по красной линии застройки ул.Чапаева и является градостроительной доминантой площади Кирова (бывш.Митрофаньевской), определяя ее масштаб и организуя пространство. В композиционно-пространственной структуре сооружения выделяется объем трехсветного торгового зала рынка с куполом в центре. По периметру вокруг зала рынка в два этажа расположены торговые помещения универмага. Конструкция здания каркасная. Главный объем, полный воздуха и света, выстроен с использованием новых для начала XX века конструкций - стальных ферм разного очертания - двухскатных и полукруглых, первые использовались для перекрытия зала, вторые участвовали в устройстве ребристого купола, расположенного в центре на пересечении продольной и поперечной осей. Оси закреплены 4-мя главными входами в рынок, а на их пересечении, под куполом, был сделан круглый фонтан со скульптурной группой из двух колхозниц. Пространство рынка освещалось естественным светом при помощи высокого треугольного фонаря, венчающего кровлю и крупных прямоугольных окон в верхней части стон рынка высотой почти в целый этаж. Кровля здания двухскатная, крытая жестью, в интерьере видна деревянная обшивка потолка. Здание имеет 4 главных входа в рынок и 8 в универмаг, фасады равноценные. Торцевой фасад, обращенный на пл. Кирова, симметричен, и, как и три остальных, трехчастен. Он образуется двумя пространственными плоскостями: заглубленной стеной с огромным трехцентровым оконным проемом зала рынка и выступающей плоскостью фасада универмага. Трехчастность композиции подчеркнута тремя легкими ризалитами в одну ось. Углы здания раскрепованы, скруглены, здесь расположены входы в универмаг. Окна 1-го и 2-го этажа, кроме ризалитов, прямоугольные, витринные, крупного размера. Боковые ризалиты на втором этаже имеют окна полуциркульного завершения, окно 2-го этажа центрального ризалита - с трехцентровым завершением, под ним расположен вход в рынок. 

Вход поддерживается двумя погрудными фигурами атлантов. Широкие лопатки, разделяющие окна и фланкирующие ризалиты, придают фасаду спокойный ритм, нарушаемый разорванным из-за разности высот центральных частей и ризалитов карнизом. Фасад богато декорирован лепниной. Круглое окно треугольного аттика центрального ризалита обрамлено лепным растительные орнаментом. В верхней части торцевой стены рынка помещен лепной герб Саратова - три сходящиеся в центр стерляди. Под гербом лепное изображение головы коровы, над гербом - сноп пшеницы. Герб заключен в лавровый венок. Фланги торцевой стены отмечены надписью "1914" и "1916" годы с датами строительства здания, фланкирующие пилястры завершены вазонами, интереса расстекловка окна и дверей входа рынка: в чугунные переплеты вставлено толстое, ограненное под хрусталь, стекло. 

Противоположный, юго-западный торцевой фасад, решен несколько по-иному. Его композиционный акцент смещен к центру мощным трехосевым ризалитом. В центре ризалита по оси - вход в рынок, поддерживаемый атлантами. Над входом на 2-ом этаже - широкое окно трехцентрового завершения и фланкирующими его двумя чугунными фоне дверями. Боковые окна ризалита полуциркульного завершения, на 2-ом этаже карниз разорван и раскрепован по лопаткам. Лопатки завершаются наверху массивными парапетными тумбами с чугунной решеткой. Ризалит венчается треугольным аттиком с круглым окном, обрамленным лепниной. На торцевой стене рынка надпись "Городской рынокъ".

Продольные фасады Крытого рынка обращены на ул.Чапаева и сквер у кинотеатра "Победа". Оба они симметричны, пятичастны, с акцентом в виде купола в центре. Их отличает протяженность, ритм крупных прямоугольных окон и разделяющих их пилястр. Ось симметрии закреплена центральным ризалитом с полуциркульного завершения окном и четырьмя легкими, выделяющимися полуциркульного завершения ризалитами. 
Все здание опоясывается невысоким раскрепованным цоколем и раскрепованной же горизонтальной тягой между 1-ым и 2-ым этажом, с лепным орнаментом. Объединению фасадов служит и парапет с чередованием тумб, завершающих лопатки, и чугунные решетки.
В интерьере рынка сохранился фонтан. Здание Крытого рынка представляет собой уникальный не только для Саратова, но и России в целом, образец стиля модерн, играет значительную градостроительную роль, определяя масштаб и характер застройки окружающего пространства.

С площади Кирова мы отправляемся по улице Кирова в сторону Волги.

Опубликовать в социальных сетях