TopTurizm Яндекс.Метрика
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гид-экскурсовод в Пензе Нина Лебедева

 

 Пешком по Саратову (часть 21)

С другой стороны театра, на улице Горького, — красивое здание Сбербанка и вычурный дом Сатова.

Отделение Сбербанка – архитектурная достопримечательность Саратова. В феврале 1911 года напротив театра на улице Александровской (Горького) Азово-Донским банком, размещавшимся до этого в доме Худобина на Московской улице, было выкуплено место под строительство собственного просторного здания. Его возведение началось в 1912 году, а в ноябре следующего года новый банк сдали в эксплуатацию. Автором проекта здания с элементами модерна и неоклассицизма является известный русско-шведский архитектор Фёдор Иванович Лидваль.

Фёдор Лидваль родился в Петербурге 1 (13) июня 1870 года в семье обрусевших шведов. Окончил начальную школу при шведской церкви св. Екатерины, а затем Второе Петербургское реальное училище. Два года занимался в Училище технического рисования барона Штиглица. Затем Фёдор Иванович Лидваль стал студентом архитектурного отделения в петербургской Академии художеств, где с 1894 по 1896 год учился в мастерской выдающегося архитектора Л. Н. Бенуа. Окончил Академию художеств в 1896 году со званием: художник-архитектор. 

С 1909 года — академик архитектуры, член Императорской Академии художеств.

В 1918, разорённый революцией, вынужден был уехать к родственникам в Стокгольм в Швецию, но самый плодотворный период его творчества связан с Санкт-Петербургом. Работы Лидваля стали играть значительную роль в архитектуре Санкт-Петербурга в 1900-е годы. В начале своего творчества он был типичным последователем господствовавшего в то время стиля «модерн».

 Доходный дом, известный также как «Дом Лидваля», построенный архитектором по заказу матери, Иды-Амалии Лидваль, на Каменноостровском проспекте, 1-3 (1899—1904), одна из ранних его работ, обычно приводится в пример как образец жилого дома в этом стиле: «готические» окна, различная по фактуре и цвету отделка, обилие декоративных элементов. В этом доме жил и сам архитектор до своей вынужденной эмиграции в 1918 году.

Мемориальная доска на фасаде «Дома Лидваль»

В здании Азовско-Донского банка (1907—1913) на Большой Морской, 3-5, уже видна свойственная Лидвалю сдержанность, использование элементов классицизма (центр здания решён как портик с колоннами). Лидваль строил здания Азовско-Донского банка также и в других городах (Астрахань, Киев, Харьков, Саратов).

 

 

 

 

 

 

 

Начало 1910-х было временем наибольшего творческого расцвета архитектора. В эти годы он создаёт дом Нобеля на Лесном проспекте, гостиницу «Астория» на Исаакиевской площади и Толстовский дом на Троицкой улице (ныне ул. Рубинштейна, дом 15-17), другим фасадом выходящий на набережную Фонтанки (наб. Фонтанки, дом 54).

После отъезда в Швецию Ф. И. Лидваль работал в компании известного архитектора Альбина Старка и спроектировал в Стокгольме 16 авторских домов, а также принимал участие в разработке проектов ещё 7 зданий (в основном в качестве дизайнера интерьеров). Первым его самостоятельным проектом стали два жилых дома на улице Тюста Гатан (№ 3 и № 5, 1922), в облике которых сочетаются мотивы, характерные для петербургского периода творчества Лидваля, и шведской архитектуры стиля Swedish Grace (шведская грация), отличающегося скромностью и сдержанностью. Среди других реализованных им проектов в Стокгольме — здание нефтяной компании «Shell» на улице Биргер Ярлсгатан и дом на углу улиц Турсгатан и Санкт Эрикс Гатан. Также в начале 1930-х годов Ф. И. Лидваль спроектировал в Стокгольме несколько жилых домов в стиле функционализма.

Умер в бедности и безызвестности в 1945 году, похоронен в Стокгольме на Юрсхольмском кладбище.

А мы с Вами обратим внимание на следующий дом. Весьма вычурное, угловое здание, так называемый дом Сатова.

В 1870-х годах по заказу купца Ф.А. Сатова на Александровской улице был построен доходный дом. Автором проекта стал архитектор П.М. Зыбин. В разное время в доме располагались магазины, конторы, гостиница, на втором этаже размещались жилые помещения. Сбоку доходного дома было устроено помещение услуг, которое соединялось с основным зданием переходом. Во дворе были построены конюшня, коровник и каретник.

В начале ХХ века облик доходного дома Сатова был изменён в стиле модерн: у него появились угловой эркер с башенкой, рельефы и резные рамы. До нашего времени уцелели кованые кубки и кованые ограждения парапетов. В 1913 году в здании прошла выставка картин местных художников-любителей.

В годы Советской власти на первом этаже реквизированного дома были оставлены магазины. Жилые помещения на втором этаже переделали под коммунальные квартиры. Службы во дворе стали гаражами. И мы получили современный облик здания.

 

Опубликовать в социальных сетях