TopTurizm Яндекс.Метрика
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гид-экскурсовод в Пензе Нина Лебедева

 

Пешком по Саратову

Пешком по Саратову часть 1

Пешком по Саратову часть 2

Пешком по Саратову часть 3

Пешком по Саратову часть 4

Пешком по Саратову часть 5

Пешком по Саратову часть 6

Пешком по Саратову часть 7

Пешком по Саратову часть 8

Пешком по Саратову часть 9

Пешком по Саратову часть 10

Пешком по Саратову часть 11

Пешком по Саратову часть 12

Пешком по Саратову часть 13

Пешком по Саратову часть 14

Пешком по Саратову часть 15 

Пешком по Саратову часть 16

Пешком по Саратову часть 17

Пешком по Саратову часть 18

Пешком по Саратову часть 19

Пешком по Саратову часть 20

Пешком по Саратову часть 21

Пешком по Саратову часть 22

Пешком по Саратову часть 23

Пешком по Саратову часть 24

Пешком по Саратову часть 25

Пешком по Саратову часть 26

Пешком по Саратову часть 27 

Пешком по Саратову часть 28 

Пешком по Саратову часть 29

Пешком по Саратову часть 30

Пешком по Саратову часть 31

Пешком по Саратову часть 32

Пешком по Саратову часть 33

Пешком по Саратову часть 34

Пешком по Саратову часть 35

Пешком по Саратову часть 36

 

 

 

 Балашов

 Путешествие в город детства

Пешком по Саратову (часть 23)

Сосредоточим свое внимание на Верхнем базаре. Сохранившиеся корпуса Верхнего базара, осталось их шесть, находятся в квартале по улице Горького, между Московской и Кутякова. Корпуса базара, построенные в стиле русская эклектика с элементами классицизма, представляют собой единую композицию целого квартала по улице Горького.

Верхний базар образовался одновременно с постройкой в Саратове новой площади – Хлебной. Эта площадь создавалась для того, чтобы перенести центр торговли Саратова со Старо-Соборной площади. В начале XIX века было выделено место и началось благоустройство площади. Нынешний Верхний базар в документах позапрошлого века называется Торговой площадью. На месте нового Гостиного двора были хлебные амбары. На плане 1812 года в числе общественных зданий вместе с городской полицией и хлебными амбарами показан театр на Театральной площади.

Фундамент строительства Хлебной площади был заложен в плане города Саратова от 1803 года, по которому на окраине города, в центре будущей новой застройки, были запроектированы две площади, одна из которых должна была служить торговым целям. В 1808 году торговая площадь была образована. На ней разместились амбары для хранения зернового хлеба, и площадь стала называться Хлебной. На территории площади существовал и конный базар, рядом торговали сеном. Были вырыты колодцы и устроены колоды для водопоя лошадей.

В 1818 году в середине площади была построена Сретенская церковь во имя Петра и Павла и часовня при ней. Вокруг них вскоре были сооружены деревянные торговые ряды. В 1820-е годы часть хлебных амбаров переделали в конюшни для жандармских лошадей и стоявшего в Саратове Иркутского гусарского полка. В оставшихся незанятых хлебных амбарах устроили мучные лавки.

Со временем на площади появились и кузницы для ковки лошадей. Кузнецы выполняли и заказы саратовских обывателей, ковали необходимые в хозяйстве металлические вещи. С появлением вокруг площади деревянной застройки кузницы признали пожароопасными и по распоряжению губернатора в 1846 году их перенесли в Глебучев овраг. Сегодня по тому месту проходит сохранившая старинное название улица Кузнечная.

Хлебная площадь была по настоящему огромной, она разделялась Московской улицей на две части: правая часть сохранила название Хлебной, иногда называлась Базарной, а чаще Верхним базаром, а левая сторона по расположенному здесь театру стала Театральной.

В дождливое время вся огромная площадь становилась непроезжей. Даже в 1840-е годы к театру нужно было подъезжать в экипаже с тройкой или четверкой лошадей. В это время засыпали топкие места только между Сретенской церковью и общественными лавками, да против площадного питейного дома.

Хлебная торговля была здесь главной статьей. Процветала здесь и оптовая торговля рыбой - специально выстроенные холодные лабазы были набиты соленой и мороженой рыбой, рыбьей икрой и клеем, откуда перегружалось все это на телеги и "шло" по продуктовым лавкам и трактирам в уезды и волости. Был на Верхнем базаре и богатый мясной ряд, где говяжье, баранье и иное мясо продавалось пудами и фунтами, оптом и в розницу. Тщанием местных мясных торговцев была построена возле мясного корпуса часовня во имя иконы Иверской богоматери- покровительницы торговых людей. Были здесь лавки знаменитых мануфактурщиков - Шерстобитова, Агафонова, Брыленкова - где продавались суконные, шерстяные, хлопчатобумажные, шелковые и прочие материи. Не меньшим спросом пользовался продаваемый на базаре кожевенный, железо-скобяной товар, посуда, утварь, товары в дом и на коня.

В базарный воскресный день Верхный базар являл собою пестрое и живописное зрелище. К.А.Федин в романе "Первые радости" так его изображал:

"Толпа кишела шулерами, юлашниками, играющими в три карты и в наперсток. Дрались пьяные, ловили и били насмерть воров, полицейские трещали свистками. Кругом ели, лопали, жрали. Торговцы протирали сальцем в ладонях колбасы - для блеска, жарили в подсолнечном масле оладьи и выкладывали из них целые каланчи, башни и горы. Хитрые мужички-раешники показывали панорамы, сажая зрителей под черную занавеску, где было душно и пахло керосиновыми лампами. Деревенский наезжий люд бестолковыми табунами топтался по торговым рядам, крепко держась за кисеты с деньгами. До одури бились за цену татары, ... а Божьи старички, обвешенные связками луковиц, тоненько зазывали: "Эй, бабы! Луку, луку, луку!"

Верхний базар функционировал долгое время и после революции, до середины 1950-х годов. Затем, после реконструкции проспекта Ленина его территорию заняли корпуса института геологии и геофизики, и дома Правительства. Церковь Петра и Павла была снесена в 1930-е годы, а часовня при ней исчезла в 1968 году. Некоторые здания Верхнего базара сохранились и до наших дней, но все они принадлежат правительству.

 

Опубликовать в социальных сетях