TopTurizm Яндекс.Метрика
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гид-экскурсовод в Пензе Нина Лебедева

 

Пешком по Саратову

Пешком по Саратову часть 1

Пешком по Саратову часть 2

Пешком по Саратову часть 3

Пешком по Саратову часть 4

Пешком по Саратову часть 5

Пешком по Саратову часть 6

Пешком по Саратову часть 7

Пешком по Саратову часть 8

Пешком по Саратову часть 9

Пешком по Саратову часть 10

Пешком по Саратову часть 11

Пешком по Саратову часть 12

Пешком по Саратову часть 13

Пешком по Саратову часть 14

Пешком по Саратову часть 15 

Пешком по Саратову часть 16

Пешком по Саратову часть 17

Пешком по Саратову часть 18

Пешком по Саратову часть 19

Пешком по Саратову часть 20

Пешком по Саратову часть 21

Пешком по Саратову часть 22

Пешком по Саратову часть 23

Пешком по Саратову часть 24

Пешком по Саратову часть 25

Пешком по Саратову часть 26

Пешком по Саратову часть 27 

Пешком по Саратову часть 28 

Пешком по Саратову часть 29

Пешком по Саратову часть 30

Пешком по Саратову часть 31

Пешком по Саратову часть 32

Пешком по Саратову часть 33

Пешком по Саратову часть 34

Пешком по Саратову часть 35

Пешком по Саратову часть 36

 

 

 

 Балашов

 Путешествие в город детства

Пешком по Саратову (часть 35)

Саратовская набережная — это гостеприимно распахнутые ворота города. Кто бы ни приезжал в Саратов, он стремится побывать на Набережной Космонавтов, которая получила свое название в честь полетов в космос Ю.А. Гагарина и Г.С. Титова, приземлившихся на саратовской земле.

Набережной в Саратове в полном смысле этого слова не было до середины XX века. Поначалу набережными в городах Поволжья было принято называть просто берег реки, в какой-то мере приспособленный к грузообороту транзита. Поэтому эти набережные являлись задворками городов, были грязны, завалены всевозможными грузами, ждущими иногда очень долгое время дальнейшего своего движения. Так выглядел и берег Волги в Саратове… Голые откосы, сильно замусоренная набережная часть, с многочисленными промоинами, выходящими на поверхность грунтовыми водами, а также протоками талых и дождевых вод. Грунт естественного берега был зыбким, размываемым. Крутизна существующих взвозов сильно затрудняла перевозку грузов.

Прибрежная часть Саратова представляла собой узкие, захламленные улочки с маленькими складами и лабазами, домишками и грязными лачугами. Здесь проживали грузчики и другой рабочий люд. Улица, тянувшаяся вдоль Волги, получила ироническое название Миллионной. Впервые вопрос о создании Набережной был поставлен перед саратовской городской думой в 1902 году, затем в 1906 году, но ввиду отсутствия средств по русской традиции ничего не делалось. “Саратовский дневник” в 1896 году так описывал берег Волги: “Набережные во всякое время - это нечто невозможное: не замощенные, заваленные беспорядочно бревнами, досками, полно ям. Спускаясь к какой-либо из пароходных пристаней, рискуешь покалечить себя”.

После Октябрьской революции 1917 года сразу был поднят вопрос об улучшении санитарного состояния города и условий жизни населения. Городу требовалась плановая застройка и зеленые насаждения. На техническом совещании при губкоммунотделе в 1922 году на повестке дня стоял доклад профессора А.М. Фролова “О сооружении в Саратове Набережной” (материалы публиковались в “Саратовских известиях”). Сооружение оной предполагалось в два яруса. Нижний ярус мог затапливаться при паводках, и поэтому у берега предусматривалась установка дебаркадеров. Выше планировалась улица шириной в пять саженей, отводилось место для временных складов, полотна железнодорожной ветки и для движения гужевого транспорта. Верхний ярус - улица, застроенная жилыми домами. Перпендикулярно им шли 12 взвозов с односторонними тротуарами. Причальная линия должна была проходить от Глебучева до Белоглинского оврагов.

Позже, в 1926 году, был предложен и другой вариант набережной. Причальная линия также решалась в пределах от Глебучева до Белоглинского оврагов, и набережная предполагалась двухъярусной. Верхний ярус — с аллеями, скверами и пассажирским трамваем (предусматривались сходы на нижнюю площадку). Нижняя площадка должна была быть приспособлена к грузообороту Волги. Здесь намечалась стоянка пароходов, колея грузового трамвая и железнодорожного сообщения. Внизу, на нижней площадке, планировались складские помещения. Рекомендовалось также устройство складов на плавучих платформах. Некоторые улицы-взвозы предполагалось расширить и оборудовать для пуска грузового трамвая.

Эти проекты не были претворены в жизнь: финансовые средства города вкладывались в более неотложные объекты — промышленность, транспорт, жилье. В предвоенные годы набережная не получила своего развития.

Традиционная невозможность выполнения задуманного была нарушена в 1947 году планировкой береговых откосов, изготовлением сходов и большой деревянной лестницы. Правда, этим и ограничились. И только в 1959 году институт Гипрогор получил заказ от управления благоустройства на разработку проекта набережной. Авторами проекта стали саратовские архитекторы Э.М. Петрушко и инженер В.С. Делиникайтес. Проектирование озеленения было поручено областной проектно-сметной конторе облкомхоза. Автором проекта озеленения набережной являлась Е.С. Лузина.

Набережная строилась методом народной стройки. Горожане охотно откликнулись на призыв активно участвовать в сооружении набережной, ее озеленении и создании нового микрорайона. В строительстве принимали участие трудящиеся всех районов города. Каждому району отводился определенный участок земляных, строительных, дорожных и озеленительных работ. Между ними велось соревнование. Все работали с энтузиазмом, стремясь вложить свою долю труда в дело обновления города.

Саратовская набережная строилась одновременно со строительством Волгоградской ГЭС, с введением которой в строй уровень Волги у Саратова должен был подняться на десять метров. В связи с этим уже в 1958 году начала осуществляться инженерная защита берега, что, в свою очередь, потребовало форсирования застройки набережной. С созданием “Большой Волги” изменился режим реки, и потребовалась солидная инженерная защита в виде бетонных опорных стенок. Они протянулись вдоль всей береговой линии города.

Набережная возводилась при широком использовании рельефа, водных ресурсов и зеленых насаждений. Авторы старались, прежде всего, создать многоплановость. Находясь у Волги, посетитель должен был видеть четыре яруса набережной, верхний из которых граничит с линией застройки. Далее в ансамбль набережной вписывается глубинная городская застройка с многоэтажными зданиями узловых точек.

Проектанты задались целью создать благоприятные микроклиматические условия: так появились “зеленые языки” по улицам-взвозам, создающие хорошую проветриваемость. Таким образом, речной воздух с Волги стал проникать в центральную часть города. Авторы проекта стремились улучшить и городские условия — уменьшить вредное влияние природных явлений, одним из которых является “саратовский дождь”. В проекте 1959 года дан простор зеленым насаждениям. Мы должны быть благодарны нашим предшественникам, которые сохранили район набережной от капитальной застройки, что позволило в дальнейшем с меньшими затратами осуществить снос старых строений.

В оформлении набережной большую роль играет озеленение. В архитектурном отношении ее зеленый массив дополнил композицию большого ансамбля застройки Волжского района. В озеленении использован разнообразный ассортимент деревьев и кустарников — 23 вида деревьев и 18 видов кустарников; применены местные породы и экзоты. Озеленение проектировалось в увязке с архитектурой. Наиболее выразительно оформлены участки у лестниц, спусков, видовых площадок. Растения размещены с учетом создания живописных контрастных групп, путем противопоставления высоты, формы, окраски листьев и стволов, а также плотности крон (конические, шаровидные, раскидистые, плакучие, пирамидальные); по расцветке — краснолистные (клен Шведлера), золотистые (лиственница), серебристые (ель голубая), зеленые (ясень, вяз и другие породы). Внедрение хвойных пород позволило получить нужный эффект не только летом, но и зимой.

При озеленении набережной впервые в Саратове был использован крупномерный посадочный материал: производили посадку конского каштана, рябин 20-летнего возраста с большим земляным комом. Обогатило палитру красок введение в ассортимент декоративного кустарника. При проектировании озеленения набережной автор учел характерные особенности каждой породы. Насаждения на террасах оказывают эмоциональное воздействие на посетителей — в этом художественное достоинство объекта. Большую роль играет вертикальное озеленение — это оформление вьющимися растениями (диким виноградом) некоторых откосов и ряда подопорных стен. Вьющиеся растения не только украшают склоны, но и укрепляют их.

Как уже говорилось, набережная состоит из четырех террас. Таков ее профиль от Бабушкина до Обуховского взвоза. Верхний ярус набережной граничит с линией застройки, где расположены жилые дома. На следующей (третьей) террасе создан бульвар с тенистой аллеей и лентой зелени, на которой развертываются композиции из различных деревьев и кустарников. Отсюда Волга просматривается в интервалах между насаждениями. Садовые скамьи обращены к Волге. Здесь приятно отдохнуть в тени, подышать чистым воздухом. Тенистая аллея — это своего рода зеленый тоннель: здесь высажены вязы мелколистные, чередующиеся с конским каштаном. Осенью вязы долго не сбрасывают листву и стоят зелеными, в то время как каштаны приобретают золотистую окраску. Насаждения хорошо контрастируют между собой и одновременно дополняют друг друга. На зеленой полосе этой террасы из деревьев создан четкий ритмический рисунок, придающий своеобразный силуэт набережной — это группы пирамидальных тополей, чередующихся с голубыми елями. Полоса имеет протяженность более 1,5 километра. Посадки рябины, калины и других кустарников - прекрасная столовая для птиц, поэтому на набережной можно увидеть скворцов, ласточек, стрижей, снегирей, щеглов, синиц, свиристелей, сорок. Некоторые из птиц не улетают и зимой.

Цветочное оформление набережной сочетает разные приемы: у лестниц и сходов цветники геометрического очертания — преимущественно из летников. На зеленой полосе второй террасы асимметричные пятна многолетних цветов: пионов, ромашек, гвоздик; много роз. Вдоль подопорных стен инженерной защиты высажен бордюрный кустарник — кизильник блестящий, приобретающий осенью багряно-оранжевую окраску. Кустарник расположен на фоне зеленого ковра газона, всегда аккуратно пострижен, придает четкое очертание всему облику террасы.

Третья и четвертая террасы — это прогулочные аллеи. Отсюда открывается чудесная панорама волжских просторов. Волга манит к себе, речная гладь радует глаз, снимает усталость.

На последней террасе, ближе к урезу воды, расположен так называемый клуб “Нептун” — передвижной деревянный домик. Здесь проводится спортивно-оздоровительная работа среди населения. Против центральной лестницы зимой во льду вырубается небольшой бассейн для любителей зимнего плавания - "моржей" из клуба "Здоровье".

В контуры набережной гармонично вписались крупные объекты, созданные в конце 60-х годов: автодорожный мост через Волгу, берущий свое начало от набережной, речной вокзал, пассажирский пригородный павильон. Покрылась зеленью территория, расположенная в направлении автодорожного моста, органически вписался в общий ансамбль сквер, находящийся у бальнеологической лечебницы. Создан сквер напротив речного вокзала.

По проекту института Гражданпроект в преддверии юбилея Саратова были реконструированы подходы к Набережной Космонавтов. Был парадно решен подход к ней с улицы Чернышевского по Бабушкиному взвозу. А при пересечении набережной с Октябрьской улицей создана бульварная полоса, где установлен памятник Константину Александровичу Федину. Оригинальные цветники вокруг памятника композиционно увязаны с широкой лестницей-спуском и каскадом фонтанов на Октябрьской улице, создают с ними единый архитектурный ансамбль.

По набережной вы просто идёте, наслаждаетесь видом реки и при необходимости присаживаетесь на скамейку. На одном из ярусов вы увидите памятник одноклассникам. Находится памятник в сквере на Набережной Космонавтов у пересечения с Князевским взвозом.

Торжественное открытие состоялось 25 мая 2010 года и было приурочено к Последнему звонку в саратовских школах. Скульптура, автором которой является член Союза художников России В. А. Пальмин (идейный проект А. П. Каткова), представляет собой бронзовое изваяние сидящих за школьной партой мальчика и девочки. Изначально идея создания памятника была выдвинута на обсуждение городской администрацией, объявившей конкурс на лучший проект. Спонсором выступил банк "Экспресс-Волга". На церемонии открытия присутствовали представители районных и городских ведомств, ветераны и выпускники.

На волне популярности социальных сетей, в частности сайта odnoklassniki.ru, памятник быстро стал излюбленным местом встреч выпускников за пределами интернета.

Опубликовать в социальных сетях