TopTurizm Яндекс.Метрика
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гид-экскурсовод в Пензе Нина Лебедева

 

Пешком по Саратову (часть 4)

Следующий квартал, от улица Вольской до Максима Горького, порадует нас слева гостиницей «Волга» (1914—1917, архитектор Семён Каллистратов, пр. Кирова, 34) со скульптурами рыцарей на фасаде и памятником «Огней так много золотых» (2009, Николай Бунин), посвящённым застольному хиту № 1 в России, навсегда связавшего Саратов с безответной любовью к женатому мужчине. Правда, памятник изображает почему-то молодого человека — видимо, того самого женатого.

И так гостиница «Волга». История постройки этого примечательного здания восходит к 1911 году, когда известный саратовский предприниматель, торговец недвижимостью, купец 1-й гильдии Д.В.Тихомиров откупил у городской управы бывшее дворовое место князя Н.Е.Куткина на Немецкой улице, в самой центральной части Саратова, на местном "Невском проспекте" - так называли дореволюционные справочники эту лучшую - чистую, мощеную и нарядную - городскую магистраль в три квартала, по которой с 1908 года уже курсировал трамвай.

После оформления нужных бумаг и получения солидного кредита Д.В.Тихомиров начал здесь строительство крупной гостиницы, которую предполагалось обустроить на современном для того времени уровне - ресторан, электрическое освещение, душевые и ванные комнаты, подъемные электрические машины. Строительство было начато весной 1914 г. и ход его во многом осложнился начавшейся вскоре 1-й мировой войной.

Проект гостиницы, названной "Асторией", был подготовлен 40-летним архитектором Семеном Акимовичем Каллистратовым, работавшим в Саратове недавно, но уже прекрасно себя зарекомендовавшим подготовкой плана перестройки местной консерватории, получившего по его реализации безусловное одобрение и городских властей, и городской общественности.

Архитектор С.А.Каллистратов /1874 - 1966 г. г./ получал специальное образование в Швейцарии и в творчестве своем, как правило, обнаруживал тяготение к западным образцам архитектуры. Это определенно просматривается и в исполненном проекте гостиницы "Астории". Ритмы пилястров, разделяющих узкие прямоугольные окна, массивные пилоны, вытянутые во всю высоту здания, на которых стоят скульптуры средневековых рыцарей в полном облачении, открытая галерея четвертого этажа и особенно непривычная для нынешних сооружений мансарда - встроенные амбразуры окон под крышей с двускатными навесами из кровельного железа - все эти элементы были характерны для домостроительной практики больше европейских городов, а в России использовались разве лишь в Москве и в Петербурге. Оттого-то и вид у "Астории" получился весьма представительный, можно сказать - столичный. Все скульптурные изображения на гостинице были выполнены по эскизам молодого 26-летнего саратовского скульптора Павла Федоровича Дундука.

К осени 1917 года строительство гостиницы было завершено, и начало ее бытия практически совпало с началом новой эры в России и в Саратове. Владелец гостиницы вскоре был репрессирован как "буржуй", а детище его, хоть и начало функционировать, принимая в свои номера приезжих людей, на первых порах служила новой власти в качестве места размещения разных революционных структур - штабов, отделов, секций. В дальнейшем здание стало центральной и лучшей городской гостиницей, где останавливались высокие и почетные гости Саратова. В январе 1927 года в одном из номеров на 2-м этаже в течение 6 дней проживал В.В.Маяковский. Нижний этаж гостиницы всегда занимали магазины и кафе.

Легенда гласит, что скульптуры упомянутых рыцарей на пилонах символизируют стражников, охраняющих покой отдыхающих постояльцев, а замершие в стартовой позе юноши рядом с рыцарями обозначают гонцов готовых ринуться навстречу усталым гостям, что спешат с тяжелым багажом под крышу "Астории" - дабы встретить их и помочь сделать последние трудные шаги.

Название свое гостиница поменяла в 1956 г., став "Волгой". Под этим именем вот уже более 40 лет (а всего более 80) верно служит  городу лучший его отель, переоборудованный в недавнем прошлом с учетом самых современных требований внутри, но сохранивший, к счастью, свой оригинальный внешний облик - тот, что рожден творческой фантазией его создателя - архитектора С. А.Каллистратова.

Перед гостиницей установлена скульптура «Огней так много золотых».

Данное изваяние появилось здесь в честь 10-летия компании «Мегафон», которая не только таким образом отметила свой юбилей, но и преподнесла подарок местным жителям на день рождения города. Саратовский скульптор Николай Бунин изобразил фигуру молодого человека, стоящего под фонарным столбом со скромным цветком в руках, в ожидании возлюбленной, которой назначил свидание. Данное произведение неизменно привлекает взгляды прогуливающихся по проспекту Кирова горожан и возле него всегда можно увидеть людей всех возрастов, фотографирующихся с бронзовым красавцем.

Важным элементом скульптурной композиции «Огней Так Много Золотых» являются расположенные прямо над фигурой юноши часы с циферблатом, в центре которого отчётливо просматриваются традиционные цвета компании «Мегафон». Всего за несколько лет своего существования, скульптура обросла мифами и легендами, став символом города. В частности, одно из здешних поверий гласит, что если незамужняя девушка однажды сфотографируется с парнем из бронзы, то уже в самое ближайшее время обретёт верного избранника. Данное поверье звучит очень романтично, однако на счёт «верности» тут можно легко усомниться, учитывая, что героем песни, чьё название носит памятник, был мужчина женатый. Впрочем, холостой статус бронзового молодого человека тоже ещё никем не доказан.

Скульптурная композиция «Огней Так Много Золотых» практически сразу обрела любовь жителей и гостей Саратова и не проходит и дня, чтобы возле неё не собирались люди. На постоянной основе приезжают сюда и молодожёны, дабы сделать памятные фото на фоне знаменитого детища Николая Бунина. С недавних пор скульптура стала одной из самых известных достопримечательностей города и определённо стоит того, чтобы познакомиться с ней поближе.

 

 

Опубликовать в социальных сетях