TopTurizm Яндекс.Метрика
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гид-экскурсовод в Пензе Нина Лебедева

 

Пешком по Саратову

Пешком по Саратову часть 1

Пешком по Саратову часть 2

Пешком по Саратову часть 3

Пешком по Саратову часть 4

Пешком по Саратову часть 5

Пешком по Саратову часть 6

Пешком по Саратову часть 7

Пешком по Саратову часть 8

Пешком по Саратову часть 9

Пешком по Саратову часть 10

Пешком по Саратову часть 11

Пешком по Саратову часть 12

Пешком по Саратову часть 13

Пешком по Саратову часть 14

Пешком по Саратову часть 15 

Пешком по Саратову часть 16

Пешком по Саратову часть 17

Пешком по Саратову часть 18

Пешком по Саратову часть 19

Пешком по Саратову часть 20

Пешком по Саратову часть 21

Пешком по Саратову часть 22

Пешком по Саратову часть 23

Пешком по Саратову часть 24

Пешком по Саратову часть 25

Пешком по Саратову часть 26

Пешком по Саратову часть 27 

Пешком по Саратову часть 28 

Пешком по Саратову часть 29

Пешком по Саратову часть 30

Пешком по Саратову часть 31

Пешком по Саратову часть 32

Пешком по Саратову часть 33

Пешком по Саратову часть 34

Пешком по Саратову часть 35

Пешком по Саратову часть 36

 

 

 

 Балашов

 Путешествие в город детства

Пешком по Саратову (часть 7)

Но вот мы наконец вышли к консерватории, неоготическому зданию (1912, архитектор Семён Каллистратов), которая является самым популярным открыточным видом Саратова.

Надо отметить, что до семидесятых годов XIX века музыкальная жизнь Саратова ни чем особенным не отличалась. И все-таки не была безликой. Домашнее музицирование, многочисленные кружки любителей музыки, благотворительные концерты. Уже в 1855 году уроки музыки начали давать в только что открытом Мариинском институте благородных девиц… И вот по решению Главной дирекции Императорского русского музыкального общества в сентябре 1873 года в Саратове открывается Отделение общества. В состав дирекции Отделения вошли А.А. Мальков, Г.К. Деконский, Ф.К. Иорданиди и И.П. Легран. А возглавил отделение сам губернатор - М.Н. Галкин-Врасский.

Уже в сентябре того же года отделение открыло музыкальные классы в помещении Дворянского собрания. Помимо этого, дирекция незамедлительно распорядилась открыть в сентябре 1873 года Музыкальные классы. Однако благое начинание едва не заглохло, — из-за отсутствия опытных педагогов количество учащихся неумолимо сокращалось.

 

В 1897 году председателем дирекции Саратовского отделения Императорского русского Музыкального Общества Марией Александровной Мещерской было возбуждено ходатайство об отводе для постройки собственного здания для музыкального училища казенного места на углу улиц Никольской и Немецкой. 8 мая 1898 года это разрешение было получено. Вероятно, строительство пришлось бы отложить на неопределенное время, если бы на помощь дирекции не пришел князь Петр Михайлович Волконский, 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

который взял на себя расходы по проектированию здания, на поездку приглашенного им архитектора Ягна, покупку и доставку кирпича и деревянных изделий.

 

 

 

Строилось оно быстро, в основном благодаря неуемной энергии Экснера. И вот 28 октября 1902 года состоялось торжественное открытие нового здания. Два дня в Большом зале училища, вмещающем до 1000 человек, проходили торжественные камерные концерты. В них приняли участие композитор, профессор Московской консерватории А.С. Аренский, квартет Мекленбург-Стрелецкого, педагоги училища М.П. Домбровский (фортепиано), Н.К. Авьерино (скрипка), М.Е. Букиник (виолончель), а так же, губернатор А.П. Энгельгардт

.

 

 

 

Здание было построено в модном в то время «кирпичном» стиле. Многим оно не понравилось. Ехидные насмешки и издевательские намеки обрушились на Ягна со страниц саратовских газет.

 С чем только не сравнивали возведенный храм музыки, какими эпитетами не награждали! Чаще других в газетных строках мелькало слово “элеватор”, как наиболее подходящее название этому действительно не лучшему творению заезжего специалиста — непонятно асимметричному, излишне деловому и мрачному. Налицо была явная дисгармония приземленной казарменной формы и возвышенного содержания здания главного музыкального заведения Саратова.

Единственной заслугой Ягна можно считать постройку в Музыкальном училище нарядного концертного зала с великолепной акустикой. Великая музыкальная подвижница, клавесинистка Ванда Ландовска, неоднократно выступавшая в Саратове, весьма лестно отзывалась об акустике этого зала, “какой, пожалуй, не найти и в Париже”.

«Саратовский вестник» от 1 февраля 1912 года сообщал: «Перед лицом столь очевидного просчета городская дума вынесла решение изменить фасад строения приурочив его к открытию в здании училища консерватории»

Для выяснения возможностей открытия музыкального вуза в Саратове Главная дирекция Музыкального общества направляет сюда помощника председателя дирекции по музыкальной части. Им в ту пору являлся не кто иной, как Сергей Васильевич Рахманинов. Он прибывает в Саратов в декабре 1910 года, очень подробно знакомится с деятельностью училища. Рахманинов посещает занятия педагогов, присутствует на открытом ученическом вечере, прослушав 9 пианистов, 6 скрипачей, двух виолончелистов, двух певцов и симфонический ученический оркестр под управлением Я.Я. Гаека.

Отзыв композитора, направленный им в Главную дирекцию, казалось, не оставлял Саратову никаких шансов.

“Впечатление о Саратовском музыкальном училище у меня сложилось не очень благоприятное, — писал Рахманинов, — и, если их ходатайство о консерватории будет уважено (а я слыхал, будто бы даже ассигновка прошла в Гос. думе), то совесть моя будет не совсем покойна и чиста. Главным и почти единственным ЗА (что и в тексте ходатайства замечается) служит их здание — действительно хорошее! (Но я и сейчас позволю себе сказать, что этот довод мало убедителен.) Да еще, пожалуй, личность самого директора как администратора. Что же касается, например, личности директора как преподавателя, да и почти всех остальных преподавателей, то они произвели на меня довольно сильное, но притом отрицательное впечатление”.

Несмотря на столь суровую оценку деятельности училища (о которой Экснер, конечно же, знал), дирекция, не теряя времени даром, приступает к коренной перестройке здания. Проект нового архитектурного оформления здания подготовил инженер- архитектор Семён Акимович Каллистратов.

Он стал победителем конкурса на реконструкцию здания. В 1911 году был надстроен 4 этаж и сделана перестройка фасада здания. Изменились формы перекрытий, появились башни, шпили, маленькие закрытые балкончики, напоминающие ласточкины гнезда, металлические решетки на крыше, узкие стрельчатые окна, поющие химеры. Неуклюжее здание превратилось в экзотическое сооружение. Сергей Акимович Каллистратов выбрал для перестройки стиль псевдоготики, в основу которого легли элементы южнонемецкой готики. Обращение к мотивам псевдоготики позднейшего периода диктовалось не столько жаждой сильных впечатлений или романтическим увлечением автора, сколько возникшей градостроительной задачей. Здание находилось на пересечении двух улиц. Благодаря введению многочисленных вертикалей башен и шпилей, перекликавшихся с башней католического собора на Немецкой улице и высокой, как шпиль, лютеранской церковью на Никольской улице, здание консерватории вписалось в общий ансамбль. Вертикальные тяги на фасадах, остроконечные завершения над окнами, островерхие устремленные ввысь башенки по краю крыши, коньковые решетки со шпилями и флюгерами, узкие стрельчатые проемы окон — все увлекает взор человека вверх. Нерасчлененная масса камня как бы исчезает. Красота формы и ритма проемов, блеск стекла сделали окна одним из важных средств выразительности, создавая настроение какой-то мечтательности, романтической приподнятости. В 1912 году здание для консерватории было готово, хотя внутренние отделочные работы еще продолжались.

 

 

 

 

 

 


В начале 1912 года вопрос об открытии консерватории в Саратове был положительно решен во всех без исключения инстанциях. В письме, направленном в Саратовское отделение Музыкального общества, его председатель принцесса Елена Альтенбургская писала:

“Главная дирекция постановила:

1) открыть консерваторию в Саратове осенью текущего года, не позднее 1 октября;
2) предложить местной дирекции представить на утверждение председателя Общества список лиц, подлежащих назначению профессорами и старшими преподавателями консерватории и
3) поручить председателю Общества назначить на первый учебный год существования консерватории особое лицо с правами директора.

Сообщая о вышеизложенном постановлении Главной дирекции в Саратовское отделение к руководству и исполнению, я прощу С.К. Экснера во внимание к выдающимся его заслугам по развитию саратовского музыкального училища, принять на себя на первый учебный год обязанности директора во вновь образуемой консерватории”.

Саратов добился-таки почётного права организации высшего музыкального заведения в острейшей конкуренции с другим российским городом — Воронежем. Высочайшее утверждение сего было следствием большого авторитета Саратова как центра с богатыми культурными традициями (театральными, художественными, музыкальными). И в самом деле, ведущие российские музыканты и певцы уже давно посещали Саратов, собирая на свои концерты массу публики.

21 октября 1912 года в Саратове состоялось торжественное открытие третьей в России и первой в провинции Саратовской консерватории, названной в честь наследника царского престола Алексеевской. На торжествах открытия присутствовало более двадцати делегаций, были оглашены приветственные телеграммы от А.К. Глазунова, М.М. Ипполитова-Иванова, Л.С. Ауэра, А.Н. Есиповой, А.И. Зилоти, Иосифа Гофмана, Ванды Ландовской, от дирекций Дрезденской и Гельсингфоргской консерваторий, от Высшей музыкальной школы в Берлине. С.К. Экснеру действительно удалось привлечь к работе в молодой консерватории авторитетных музыкантов: М.Е. Медведева (сольное пение), Г.Э. Конюса (ученика С.И. Танеева, композиция и теория музыки), пианистов Иосифа Сливинского (ученика Т. Лещетицкого и А. Рубинштейна), М.Л. Пресмана, А.Ф. Скляревского, П.Ю. Эггерта, виолончелиста, одного из первых российских лауреатов С.М. Козолупова, В.Г. Брандта (труба и валторна), И.В. Липаева (тромбон и история музыки), гобоиста Г.К. Поповицкого и многих других известных музыкантов.

С открытием консерватории музыкальная жизнь губернского города заметно оживляется. Почти каждый вечер Большой зал наполняет далеко не бедная публика. Сюда едут знаменитые столичные исполнители. В 1912-1913 годах перед саратовцами выступили С. Рахманинов, В. Ландовска, Л. Собинов, Л. Ауэр, В. Сафонов, А. Зилоти, Н. Плевицкая, В. Панина, С. Барцевич, Оленина д'Альгейм — почти весь цвет российского искусства того времени. Весной 1915 года состоялся первый консерваторский выпуск. На экзамен, который держали пятнадцать молодых музыкантов, дирекцией Русского Музыкального общества был направлен видный музыковед Б.Л. Яворский, претензий к подготовленности выпускников не высказавший.

Всего за год до этого знаменательного события, сославшись на болезнь, С.К. Экснер подает прошение об отставке. Художественный совет консерватории избрал на эту должность профессора Иосифа Сливинского.

Шла мировая война. Но и в трудных условиях военного времени музыкальная жизнь в городе не замерла. Многие педагоги (нередко вместе с учащимися своих классов) выезжали с концертами в города Саратовской губернии, гастролировали по России. По инициативе профессора Л.М. Рудольфа в конце 1916 года организуется Народная консерватория, призванная нести основы музыкальных знаний в широкие народные массы. За дирижерский пульт симфонического оркестра в те годы вставали Г.Э. Конюс, И. Сливинский, Л.М. Рудольф, Я.Я. Гаек, В.Г. Брандт, гастролеры А.К. Глазунов, Н.Н. Черепнин, А.Т. Гречанинов, К.С. Сараджев, Н.А. Малько. С энтузиазмом саратовские профессиональные музыканты встретили февральскую революцию. 17 марта 1917 года в консерватории состоялся грандиозный “Вечер Свободы”. Бурей восторга было встречено исполнение “Марсельезы” объединенным хором консерватории и Народной консерватории, затем был исполнен гимн “Борцам за свободу” Л.М. Рудольфа.

27 октября 1917 года в Большом зале консерватории была провозглашена Советская власть. А 5 мая 1918 года на основании принятого губисполкомом решения Консерватория была национализирована, ей присвоено название “Государственной консерватории”. Директором назначается профессор Г.Э. Конюс. Через шесть лет консерватория постановлением Главпрофобра временно преобразуется в музыкальный техникум. Часть студентов переводится в Ленинградскую консерваторию и среди них в будущем известные композиторы Ю. Кочуров, К. Листов и В. Пушков.

Большинство же педагогов консерватории остается в Саратове и продолжает работу в музыкальном техникуме. Саратовская консерватория была восстановлена в 1935 году. Ей присваивается имя знаменитого русского тенора Л.В. Собинова, скончавшегося в 1934 году. Была установлена и стипендия его имени для наиболее одаренного студента-вокалиста.

Мирную жизнь вуза, как и всей страны, нарушила Великая Отечественная война. Сражаться с врагом ушли многие педагоги и студенты консерватории. В родные стены не вернулись Д. Смирницкий, Н. Благовещенский, А. Еланчик, Н. Иванов, П. Петров, С. Соловьев. В. Тимофеев. В память о погибших на почетном месте в здании консерватории установлена мраморная доска с их именами. Осенью 1941 года в Саратов была эвакуирована большая часть педагогов и студентов Московской консерватории. Здесь оказались Б.Л. Яворский, Б.М. Ярустовский, Ю.В. Келдыш, А.А. Николаев, Г.А. Столяров, Н.В. Шацкая, С.С. Скребков и другие.

Создается несколько концертных бригад для обслуживания воинских частей, госпиталей, призывных пунктов. Выезжали концертные бригады и на фронт. Только в период с ноября 1941-го по февраль 1942 года консерваторские бригады дали 80 шефских концертов и еще 82 концерта совместно с артистами МХАТа, также эвакуированного в Саратов.

Как и в годы гражданской войны, занятия нередко приходилось переносить на квартиры педагогов из-за холода в учебном корпусе. Но благодаря фанатичной преданности музыке, коллектив педагогов и учеников смог пережить самую суровую первую зиму войны. В прифронтовом Саратове проводятся научные сессии, семинары, концерты, студенческие конкурсы. Всех взволновало исполнение в Саратове 7-й симфонии Д.Д. Шостаковича симфоническим оркестром под управлением Г.А. Столярова.

В послевоенные годы Саратовская консерватория берет на себя труд подготовки музыкальных кадров для автономных республик Поволжья и Северного Кавказа. Впоследствии многие ее воспитанники были удостоены званий народных и заслуженных артистов. Сейчас такие звания носят более ста выпускников Саратовской консерватории.

 

 

Опубликовать в социальных сетях