TopTurizm Яндекс.Метрика
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гид-экскурсовод в Пензе Нина Лебедева

 

Пешком по Саратову

Пешком по Саратову часть 1

Пешком по Саратову часть 2

Пешком по Саратову часть 3

Пешком по Саратову часть 4

Пешком по Саратову часть 5

Пешком по Саратову часть 6

Пешком по Саратову часть 7

Пешком по Саратову часть 8

Пешком по Саратову часть 9

Пешком по Саратову часть 10

Пешком по Саратову часть 11

Пешком по Саратову часть 12

Пешком по Саратову часть 13

Пешком по Саратову часть 14

Пешком по Саратову часть 15 

Пешком по Саратову часть 16

Пешком по Саратову часть 17

Пешком по Саратову часть 18

Пешком по Саратову часть 19

Пешком по Саратову часть 20

Пешком по Саратову часть 21

Пешком по Саратову часть 22

Пешком по Саратову часть 23

Пешком по Саратову часть 24

Пешком по Саратову часть 25

Пешком по Саратову часть 26

Пешком по Саратову часть 27 

Пешком по Саратову часть 28 

Пешком по Саратову часть 29

Пешком по Саратову часть 30

Пешком по Саратову часть 31

Пешком по Саратову часть 32

Пешком по Саратову часть 33

Пешком по Саратову часть 34

Пешком по Саратову часть 35

Пешком по Саратову часть 36

 

 

 

 Балашов

 Путешествие в город детства

Пешком по Саратову (часть 27)

Усадьба, расположенная на улице Соборной, принадлежала Константину Кондратьевичу Рейнеке. Это здание является, вне всякого сомнения, одним из наиболее ярких памятников архитектуры в городе. На рубеже XIX и XX столетий на его месте располагалось скромное домовладение почтового чиновника А. М. Никольского с двухэтажным домом, службами и садом. Именно в этом доме в 1889 году провёл последние месяцы жизни вернувшийся из ссылки Н. Г. Чернышевский. В 1900-х годах дом Никольского сменил хозяина и перешёл к представителю богатого саратовского клана мукомолов, старшине Биржевого комитета и гласному Городской думы Константину Кондратьевичу Рейнеке. В 1902 году он начал строить для своей большой семьи новый особняк на углу улиц Вольской и Малой Сергиевской (Мичурина), но уже через год продал это домовладение под губернаторскую резиденцию и приобрёл вместо него усадьбу Никольского за Липками.

Строительство этого особняка велось несколько лет в 1910-е годы. Архитектором был известный в то время в стране Федор Шехтель – автор таких шедевров архитектуры, как особняк Рябушинского в Москве (ныне Музей-квартира А.М. Горького), Художественный театр, Ярославский вокзал, павильон в Глазго. 

 

Особняк Константина Кондратьевича Рейнеке – один из самых красивых домов, построенных в стиле модерн в Саратове. Ф.О. Шехтель хорошо поработал над усадебным домом Рейнеке. Индивидуальный почерк архитектора легко узнается на всех уровнях – от пространственного построения до артистичной проработки фасада здания и рисунка ограды.

 

Особенностью данного особняка является то, что у него нет одного главного фасада. Главный фасад, обращенный на Соборную улицу – броский и асимметричный, он тактично отодвинут чуть в глубину участка за решетку ограды – динамичную, живо бегущую слева направо и зовущую за собой взгляд и шаг пешехода. В общем, можно долго ходить вокруг особняка Рейнеке, открывая все новые повороты и углы. Отдельно хочется поговорить о фасаде здания.

 

Над парадным входом располагается большое многоцветное панно с изображением кружащихся танцовщиц в голубых платьях, выполненное по мотивам сюжетов австрийского художника Ф.Штука (с картины «Танцовщицы» (1898). Над окнами уличного и дворового фасадов по фризу перламутрово-розовые и фиолетово-голубые майоликовые вставки. Керамическое убранство здания было выполнено в лучшей в то время мастерской П.К. Ваулина. Незатейливый лепной орнамент, изящные кронштейны карниза, оригинальный водосток, глазурованные лицевые кирпичи, поливные изразцы, кованая сталь, формованный бетон, керамическая и металлическая плитки, тонированное стекло и даже черепица – все это придает особняку некий торжественный и благородный вид.

После Октябрьской революции особняк Рейнеке был национализирован и подвергся разорению, из-за чего были утрачены многие мелкие детали убранства.

В книге «Дни великих событий» писатель Виктор Бабушкин рассказывает о революционном времени: «Анархисты под предводительством своего идейного лидера Макса Коврика… разгоняли шествие религиозно настроенной толпы, которая и загнала их в биржу. К вечеру, по договору с Антоновым (председателем губисполкома), анархисты покинули здание биржи и захватили особняк мельника-миллионера Рейнеке, что называется на ходу; еще кушанье не остыло. Особняк Рейнеке обставлен был хозяином комфортабельно, роскошно. Выгнав Рейнеке из дома, анархисты в один месяц так разграбили это большое помещение, что я только диву давался: даже дверные ручки отняли от дверей и продали на базаре».

Тем не менее, большая часть архитектурного наследия сохранилась до наших дней, включая зеркала, камины, лестницы, окна и богатый декор фасада с характерными для модерна плиточными мозаиками. С 1943 года дом Рейнеке занимает бывшая специализированная больница закрытого типа для работников партийно-советского актива, позже областная больница №1, ныне госпиталь ветеранов войн. Здание признано памятником градостроительства и архитектуры федерального значения.

Опубликовать в социальных сетях