TopTurizm Яндекс.Метрика
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гид-экскурсовод в Пензе Нина Лебедева

 

Пешком по Саратову (часть 27)

Усадьба, расположенная на улице Соборной, принадлежала Константину Кондратьевичу Рейнеке. Это здание является, вне всякого сомнения, одним из наиболее ярких памятников архитектуры в городе. На рубеже XIX и XX столетий на его месте располагалось скромное домовладение почтового чиновника А. М. Никольского с двухэтажным домом, службами и садом. Именно в этом доме в 1889 году провёл последние месяцы жизни вернувшийся из ссылки Н. Г. Чернышевский. В 1900-х годах дом Никольского сменил хозяина и перешёл к представителю богатого саратовского клана мукомолов, старшине Биржевого комитета и гласному Городской думы Константину Кондратьевичу Рейнеке. В 1902 году он начал строить для своей большой семьи новый особняк на углу улиц Вольской и Малой Сергиевской (Мичурина), но уже через год продал это домовладение под губернаторскую резиденцию и приобрёл вместо него усадьбу Никольского за Липками.

Строительство этого особняка велось несколько лет в 1910-е годы. Архитектором был известный в то время в стране Федор Шехтель – автор таких шедевров архитектуры, как особняк Рябушинского в Москве (ныне Музей-квартира А.М. Горького), Художественный театр, Ярославский вокзал, павильон в Глазго. 

 

Особняк Константина Кондратьевича Рейнеке – один из самых красивых домов, построенных в стиле модерн в Саратове. Ф.О. Шехтель хорошо поработал над усадебным домом Рейнеке. Индивидуальный почерк архитектора легко узнается на всех уровнях – от пространственного построения до артистичной проработки фасада здания и рисунка ограды.

 

Особенностью данного особняка является то, что у него нет одного главного фасада. Главный фасад, обращенный на Соборную улицу – броский и асимметричный, он тактично отодвинут чуть в глубину участка за решетку ограды – динамичную, живо бегущую слева направо и зовущую за собой взгляд и шаг пешехода. В общем, можно долго ходить вокруг особняка Рейнеке, открывая все новые повороты и углы. Отдельно хочется поговорить о фасаде здания.

 

Над парадным входом располагается большое многоцветное панно с изображением кружащихся танцовщиц в голубых платьях, выполненное по мотивам сюжетов австрийского художника Ф.Штука (с картины «Танцовщицы» (1898). Над окнами уличного и дворового фасадов по фризу перламутрово-розовые и фиолетово-голубые майоликовые вставки. Керамическое убранство здания было выполнено в лучшей в то время мастерской П.К. Ваулина. Незатейливый лепной орнамент, изящные кронштейны карниза, оригинальный водосток, глазурованные лицевые кирпичи, поливные изразцы, кованая сталь, формованный бетон, керамическая и металлическая плитки, тонированное стекло и даже черепица – все это придает особняку некий торжественный и благородный вид.

После Октябрьской революции особняк Рейнеке был национализирован и подвергся разорению, из-за чего были утрачены многие мелкие детали убранства.

В книге «Дни великих событий» писатель Виктор Бабушкин рассказывает о революционном времени: «Анархисты под предводительством своего идейного лидера Макса Коврика… разгоняли шествие религиозно настроенной толпы, которая и загнала их в биржу. К вечеру, по договору с Антоновым (председателем губисполкома), анархисты покинули здание биржи и захватили особняк мельника-миллионера Рейнеке, что называется на ходу; еще кушанье не остыло. Особняк Рейнеке обставлен был хозяином комфортабельно, роскошно. Выгнав Рейнеке из дома, анархисты в один месяц так разграбили это большое помещение, что я только диву давался: даже дверные ручки отняли от дверей и продали на базаре».

Тем не менее, большая часть архитектурного наследия сохранилась до наших дней, включая зеркала, камины, лестницы, окна и богатый декор фасада с характерными для модерна плиточными мозаиками. С 1943 года дом Рейнеке занимает бывшая специализированная больница закрытого типа для работников партийно-советского актива, позже областная больница №1, ныне госпиталь ветеранов войн. Здание признано памятником градостроительства и архитектуры федерального значения.

Опубликовать в социальных сетях