TopTurizm Яндекс.Метрика
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гид-экскурсовод в Пензе Нина Лебедева

 

Деревня Михайловка Пензенской области.

Церковь Живоначальной Тоицы. Деревня Михайловка Пензенская областьЦерковь Живоначальной Тоицы. Деревня Михайловка Пензенская область

Дальше на нашем пути встречается деревня Михайловка. Здесь тоже находится старинный, очень интересный храм. В 1861 году началось возведение каменного храма в честь Троицы Живоначальной, строительство храма было закончено в 1867.  

Освящение его состоялось в 1871 году. В 1879 году в настоящей (храмовой части) освящен правый придел во имя святителя и чудотворца Николая, а в 1883 году — левый во имя Архистратига Михаила. В 1887 году был утвержден проект епархиального архитектора Эренберга на распространение церкви, по которому предполагалось к существующей церкви пристроить теплую трапезную на тысячу человек. В 1891 году она была построена. В 1906 году был отремонтирован и готов к освящению правый придел в трапезной во имя Николая Чудотворца, Между ними, по видимому, располагался придел в честь Успения Божией Матери. В 1933 году храм закрыли и превратили в склад. Для заезда в него машин в северной стене трапезной пробили большой проём. С 2005 года началась реставрация церкви.

Алексей Егорович Эренберг (1863–1938) – едва ли не самый плодовитый зодчий дореволюционной Пензы. Он проработал в нашем городе 10 лет (1888–1898), за это время было рассмотрено до 180 его проектов! Подавляющее большинство из них – православные храмы. Такое исключительное внимание Эренберга к культовой архитектуре объясняется просто: он был епархиальным архитектором. В первую очередь упомянем постройку здания рисовальной школы (1894–1898). Кроме того, Алексей Егорович разработал следующие проекты: дом смотрителя усадьбы Тихоновского духовного училища (1890), здание духовной консистории (1888), Митрофановскую церковь (1890), часовни Живоносного Источника при Преображенской церкви (1891) и Казанской церкви (1893). Именно Эренбергу доверили перестройку колокольни и главок Спасского кафедрального собора (проект утвержден 29 июля 1891 г.), хотя в краеведческой литературе долгое время указывалось, что эту работу производил Александр Старжинский. Эренберг строил как человек, уверенный в себе. Вряд ли можно сказать, что он уклонился в сторону «нарядности» или «монументальности». Действительно, зачем специально утяжелять, подчеркивать приземистость храма, если он и так будет доминировать над селом за счет размеров и количества куполов? А размеры построек Эренберга почти всегда впечатляют. Одно из любимых сочетаний архитектурных элементов у Эренберга – пятикупольное завершение четверика и колокольня, которая перекликается с центральным куполом. Купола, как правило, луковичные, но встречаются и шлемовидные. Все основные храмы Эренберга имеют пять куполов. Эренберг, как правило, не злоупотребляет декором, причем в деревянных храмах он пользуется им еще более скупо, чем в кирпичных. Алексей Егорович Эренберг Ученик Академии Художеств. Ученик Академии художеств с 1879 г. Имеет 2 и 1 серебряные медали. 24 октября 1886 г. – звание классного художника 3 степени. 30 октября 1889 г. – звание классного художника 2 степени за программу: «Проект Думы для города Петербурга».

Перейти к экскурсии "Православная дорога к "Сергию Радонежскому"

 

Опубликовать в социальных сетях