TopTurizm Яндекс.Метрика
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гид-экскурсовод в Пензе Нина Лебедева

 

 

Инсарский Свято – Ольгинский  женский монастырь

Замечательным примером городского монастыря является Свято-Ольгинский женский монастырь в Инсаре. Монастырь был основан в конце 1900-х годов и выстроен в неорусском стиле. Комплекс включает церковь во имя св. кн. Ольги (1900), двухэтажные главный и хозяйственный корпуса, дом настоятеля и шатровую часовню. В центре комплекса - дворик, с востока к зданиям примыкает монастырский сад. Размещенная в северном углу комплекса церковь выделяется своим многоглавым силуэтом. В  середине 1880-х настоятельница Пайгармского монастыря игумения Параскева купила в Инсаре небольшой участок земли рядом с Базарной площадью и построила небольшую гостиницу для монахинь, приезжавших в уездную столицу по делам. В сер. 1890-х живший по соседству с подворьем коллежский асессор Александр Алексеевич Дельфинский предложил иг. Параскеве часть своей усадьбы, выходившей углом как на Базарную площадь, так и на ул. Московскую. Игуменья дар приняла, но расширять подворье не стала, т. к. денег свободных в ту пору у монастыря не имелось.

Замысел А. Дельфинского состоял в том, чтобы рядом с подворьем появилась часовня. После 1895 следующая игум. Евпраксия обратила внимание на Инсар и очень скоро пришла к единодушному с Дельфинским мнению насчет часовни, но планы обе договаривающиеся стороны значительно расширили. Вместо часовни договорились построить часовню-церковь, то есть полноценный храм с постоянным штатом священнослужителей. При храме предполагалось построить кельи для 50-60 сестер. Дельфинский брал все расходы по строительству на себя, но благотворитель ставил условие, что новая церковь будет освящена в честь святой Ольги, княгини Киевской, одноименницы дочери императора великой княжны Ольги Николаевны. Дельфинский подал соответствующее прошение епископу Пензенскому Павлу в нач. 1897 и тогда же сделал первый взнос на строительство – 2000 руб. Епископ Павел в свою очередь подал прошение на имя императора Николая Второго, так как отчуждение усадебного места шло по административным каналам. Всего под подворье предполагалось отвести 205 квадратных саженей земли. В мае 1898 храм заложили, строительство пошло полным ходом. Но тут умер жертвователь, в права наследования вступила его жена О. П. Дельфинская, которая, приведя в порядок запущенные финансовые дела мужа, смогла выделить на храм только часть средств, предусмотренных сметой. Остальные деньги вложил Пайгармский монастырь. К августу 1900 весь комплекс подворья уже был готов, а 6 сентября произошло освящение храма. Зодчие спланировали подворье очень рационально и эффективно, как органичную часть обрамления Базарной площади, на противоположной стороне которой стояла Христорождественская церковь. Подворье стало вторым ключом, которым открывался новый центр, поэтому Свято-Ольгинская церковь в стилевом отношении совсем не совпадала с Христорождественской церковью, а масштабами почти не разнилась: Христорождественская церковь ставилась как «ротонда на четверике» и куполом напоминала о кратковременной моде на псевдоготику, а Свято-Ольгинский храмчетко ориентировался на новорусские мотивы второй половины ХIХ в. Авторы проекта поставили на церковь 15 глав, чтобы уменьшить впечатление тяжеловесности фасадов и громоздкости мощного куба, его массивных пристроев, увенчанных треугольными фронтонами.

Во дворе, за храмом, были построены два корпуса, большй жилой и малый хозяйственный, с двумя двориками. Кроме этих строений, с южной стороны храма стояла отдельная часовня-звонница, своеобразный храм «под колокола», представлявший из себя куб, на который была поставлена звонная восьмигранная башня, перекрытая шатром. А весь комплекс замыкался в квадрат, периметр которого формировался зданиями, а промежутки между ними заделывались декоративными стенами. В первое десятилетие своего существования подворье Пайгармского монастыря сложилось в крупную женскую общину, которую настоятельница Евпраксия понимала не столько как филиал Параскево-Вознесенской обители, сколько как самостоятельный иноческий организм. При освящении в Свято-Ольгинскую церковь из монастыря передали две иконы, получившие широкую известность среди верующих – мученицы Параскевы с вложенными в нее частицами мощей святой и образ Богоматери «Утоли моя печали». Инсарцы относились к этим святыням с глубочайшим почтением, а для иконы «Утоли моя печали» они сразу же заказали серебряную ризу, деньги на которую вносили все жители города. Чтобы упрочить положение общины, игуменья Евпраксия в 1904 купила для подворья значительный участок земли под Инсаром, так называемую дачу «Губаревка»; здесь же отделили уголок под кладбище и построили деревянную церковь во имя апостолов Петра и Павла. К 1907 число сестер на подворье превысило 80 чел. К нач. 1909 вопрос о придании подворью статуса монастыря был уже решен: ходатайство епископа Митрофана получило одобрение митрополита Антония Вадковского, первоприсутствующего Синода. В июне 1909 последовал указ Св. Синода о присвоении  пайгармскому подворью наименования монастыря, названного по храму Свято-Ольгинским. Одновременно монахиня Клавдия была возведена в сан игуменьи. В новом статусе монастырь прожил до революции, затем был закрыт. Монастырские здания использовались в хозяйственных нуждах, а в Свято-Ольгинской церкви располагался краеведческий музей.

Главы с церкви были снесены, колокольня разобрана до основания. В 1995 в Инсаре появились несколько монахинь, но власти их изгнали. Спор о монастыре шел несколько лет. Правительство Мордовии выносило решение о передачи обители Саранской епархии, а затем это решение отменяло. Окончательно этот вопрос решился только в 1998. В настоящее время монастырь, руководимый игуменией Анастасией, активно восстанавливается. Поднимаются главы Свято-Ольинской церкви, приводится в порядок интерьер. В обители подвизается до 30 сестер.

Лит.: Бахмустов С. Б. Монастыри Мордовии. – Саранск, 2000; он же. Что с воза упало... // Изв. Мордовии, 1996, 29 марта (перепечатка – в журн. Сар.ЕВ, 1997, № 3, с. 33-40); он же: Инсарский казус // Изв. Мордовии, 1998, 11 августа;  ПЕВ, 1900, № 20, с. 904-905

 

Перейти к экскурсии " Православная дорога к Сергию Радонежскому"

 

 

Опубликовать в социальных сетях