TopTurizm Яндекс.Метрика
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гид-экскурсовод в Пензе Нина Лебедева

 

Любимовка

Справа от Тарасовки, на левом берегу Клязьмы, раскинулась усадьба Любимовка — имение фабри­кантов Алексеевых, родителей народного артиста, ре­жиссера и педагога К. С. Станиславского. Главный дом имения, построенный во второй половине XIX ве­ка по проекту архитектора А. А. Никифорова, не со­хранился. До наших дней дошли театр, флигель, уса­дебная церковь и хозяйственные постройки. В Лю­бимовке прошло детство выдающегося режиссера, здесь состоялись и его первые выступления. В книге «Моя жизнь в искусстве» К. С. Станиславский писал: «Яркое воспоминание из далекого прошлого относит­ся к моему первому сценическому выступлению. Это было на даче в имении Любимовка... Спек­такль проходил в не­большом флигеле, сто­явшем во дворе усадь­бы. В арке полуразва­лившегося домика бы­ла устроена маленькая сцена с занавесью из пледов. Как полагается, были поставлены живые картины "Четыре времени года".

Покровская церковьПокровская церковь

 Я не то трех-, не то четырех­летним ребенком изображал Зиму». В1902 году в ле­вом флигеле усадьбы жил А. П. Чехов, где он написал некоторые сцены «Вишневого сада». «В Любимовке мне очень нравится. Апрель и май достались мне не дешево, и вот мне сразу привалило, точно в награду за прошлое, так много покоя, здоровья, тепла, удо­вольствия, что я только руками развожу». В имении также бывали Л. В. Собинов, Ф. И. Шаляпин, В. И. Качалов, А. М. Горький и многие другие известные де­ятели культуры. Ныне усадьба находится в плачев­ном состоянии, постройки сильно обветшали. 

Уса­дебная Покровская церковь середины XIX столетия, в которой венчался К. С. Станиславский с актрисой М. П. Лилиной (Перевощиковой), так и не возвраще­на верующим. В поселке близ усадьбы ныне постро­ена церковь во имя блаженной Матроны Московской.

Клязьма

Клязьма. Церковь и училище. Изд. С.П. Муравьёва, Пушкино, 1912 годКлязьма. Церковь и училище. Изд. С.П. Муравьёва, Пушкино, 1912 годЗа Тарасовкой следует поселок Клязьма. Первые жители появились здесь в 40-х годах XIX века. Это были студенты Санкт-Петербургской земледельческой 25 школы И. П. Иванов, А. Ф. Белов, Е. М. Шведов и дру­гие, которым на практике предстояло применить по­лученные знания. Выращенные овощи отвозились в Москву. С постройкой железной дороги поселок стал излюбленным местом отдыха горожан, как гри­бы после дождя росли дачи. В Клязьме сохранился ряд интересных памятников. Прежде всего это хра­мовый комплекс с церквами в честь иконы Спаса Нерукотворного и Гребневской иконы Божией Матери и церковноприходской школой. Кирпичный храм в честь иконы Спаса Нерукотворного сооружен в 1916 году в ознаменование 300-летия дома Романовых. Его фасады богато украшены майоликой, изготовленной в Абрамцеве. Легки и красивы своды церкви, хотя и выполнены из бетона. После постройки храм освятить не успели, это произошло лишь спустя 80 лет.

Деревянная церковь в честь Гребневской иконы Божией Матери построена по проекту архитектора П. А. Виноградова и освящена в 1904 году епископом Трифоном (Туркестановым). В 1906 году храм расши­рен по проекту ар­хитектора А.у. Белевича: к западно­му фасаду сделана пристройка с коло­кольней26. В 2007 году храм сгорел.

Между храма­ми стоит здание церковноприход­ской школы, построенное в 1911 году. Со временем был надстроен второй этаж, ут­рачены живописное крыльцо, прорезной подзор де­ревянного фронтона и изображение Божией Матери.

Клязьма. Изд. А.А. Горожанкина., 1914 г.Клязьма. Изд. А.А. Горожанкина., 1914 г.

Недалеко от храмового комплекса, на Пушкин­ской улице, располагалась удивительная по красоте дача И. А. Александренко, владевшего ткацкой фаб­рикой в Москве. Фасады несохранившейся дачи (сго­рела в 2003 г.) были богато украшены полихромной деревянной резьбой. Некогда дача была окружена изящным забором с воротами и калитками.

Храм в честь иконы Спаса Нерукотворного, цер­ковноприходская школа и дача Александренко со­оружены в стиле модерн. Все проекты этих строений выполнены художником Сергеем Ивановичем Вашковым, «дорогу в искусство которому проложил могу­чий национальный гений В. М. Васнецова». Благо­даря помощи Александренко Вашков получил худо­жественное образование и стал главным художником знаменитой фирмы братьев Оловянишниковых, вы­пускавших удивительную по красоте и мастерству ис­полнения церковную утварь, а также предметы декоративно-прикладного искусства.

Постройки Вашкова в Клязьме по своим художест­венным достоинствам могут быть отнесены к лучшим памятникам русского модерна. Характеризуя Вашко­ва, Васнецов писал: «В нашей современной архитек­туре, хотя и немногие, но уже появились люди вдум­чивого творческого проникновения в глубины наше­го подлинного русского зодчества. Сергея Ивановича я также причисляю к этим немногим художникам, чутким к красотам родного искусства. Его задача бы­ла ограниченнее задач архитектора; к архитектуре вообще она относилась как часть к целому»

Мамонтовка

В дачном поселке Мамонтовка, примыкающем к Клязьме, близ железнодорожной платформы возвышается богато украшенная резьбой деревянная дача Анатолия Мамонтова — старшего брата строителя Ярославской железной дороги Саввы Ивановича. Она сооружена в 1890 году по проекту архи­тектора А. С. Каменско­го. Интерьер сохранил элементы первоначаль­ной отделки и убран­ства. Близкая ей по от­делке дача М.А.Горбова, стоявшая на противополож­ной стороне железной дороги, сгорела в 1992 году. Дачи А.Н. Мамонтова и М.А. Горбова в Мамонтовке построены на рубеже столетий, когда зодчие в поисках национальных форм в архитектуре пытались использовать в своих сооружениях мотивы древнерусского и народного искусства, творчески переработав их. Наряду с профессиональными зодчими, каковым был уже упоминавшийся автор дач в Мамонтовке архитектор А.С. Каминский, в архитектурную деятельность включились и художники: В.М. Васнецов, СИ. Вашков, СВ. Малютин и др.
Здания состояли из разновеликих объемов с ломанными сложными кровлями наподобие теремов и украшались деталями, выполненными по мотивам древнерусских каменных и деревянных памятников. Деревянная резьба, которой украшена мамонтовская дача, в своей основе тяготеет к народной вышивке, значительно стилизованной, насыщенной и обогащенной витиеватыми орнаментами. При внимательном рассмотрении резьбы восточного фасада, среди сложных орнаментов можно заметить вензели-инициалы хозяина дома (они достаточно часто вышивались на рушниках). При отделке интерьера дач А.С. Каминский использовал нетрадиционные художественные приемы. Изнутри бревна были залевкашены (покрыты шпаклевкой, как это делалось при подготовке иконных досок) и расписаны по коричневому фону под структуру оструганных и отшлифованных бревен.
Раскраска фасадов дач в два цвета способствует большей выразительности и живописности здания, подчеркивает декоративную роль резного декора.
Первоначальный объем здания относится к 50-м гг. XIX в. Впоследствии дача принадлежала А.И. Мамонтову. Деревянное здание с диаметром бревен 22— 25 см, на кирпичном фундаменте, имеет усложненную планировку за счет многочисленных пристроек, сделанных в конце XIX в., а также в 20—70-е гг. XX в.
Дача представляет собой ярчайший пример направления в архитектуре второй половины XIX в., называемого неорусским стилем, где широко использовались мотивы народного творчества.
Основной и первоначальный объем — прямоугольное в плане здание по первому этажу с ризалитом* на западном фасаде. Второй этаж: здания — мезонины. Парадные помещения выходят на север и восток, между ними находится стеклянная веранда.
В конце XIX в. с западной стороны к зданию пристроен сильно вытянутый двухэтажный, прямоугольный в плане объем, оканчивающийся торцовой, прямоугольной в плане двухэтажной пристройкой. С юга к этому объему в 70-х гг. XX в. пристроен гостиничный двухэтажный корпус. Южная сторона основного строения также имеет пристройку прямоугольного в плане одноэтажного здания, где расположен клуб.
Пристройки образуют внутренний дворик. По периметру стен дворика проходит крытая галерея с небольшими балконами.
Основной объем по трем фасадам имеет фронтоны над мезонинами, балконами и входами в здание. Все они богато орнаментированы ажурной резьбой, которая в значительной степени сохранилась и находится в удовлетворительном состоянии.
Частично утрачена планировка, исчезла первоначальная отделка интерьера, кроме помещений гостиной и бильярдной. В гостиной сохранился изразцовый камин. Также уцелели бронзовые осветительные приборы и несколько картин кисти И.К. Айвазовского (предположительно).
На даче бывали известные артисты, художники и писатели конца XIX — начала XX вв.: Ф.И. Шаляпин, В.М. Васнецов и многие другие.
Размеры гостиной не стесняют воображения, но и не путают пустотой, ощущение которой снимается бесчисленными тенями от особым образом устроенного освещения. Многие секреты освещения интерьеров умерли вместе с мастерами, их придумавшими. В золотой мамонтовской гриднице вся эта световая поволока плетется, видимо, из перекрещивающихся в центре шатрового перекрытия световых лучей; затем эта искусством создания световая звезда перераспределяется по мелким зеркальцам потолочных оконец.
Вообще принцип поволоки — приглушенного естества просматривается в художественной отделке стен, потолка и камина.
После революции 1917 г. на даче Мамонтовых жил некто Калмыков — управляющий какого-то крупного государственного предприятия. В этот период здание дачи было выкрашено в белый цвет и казалось очень длинным. Внутри помещения дачи было около сорока комнат, каждая из которых оформлена особыми, редкими породами деревьев.
На территории усадьбы, помимо основного здания и множества различных флигелей, располагались «детский театр» и «вдовий дом». Дача возвышалась над железнодорожной станцией, и с платформы были хорошо видны цветы и кустарники в саду.
Во время Великой Отечественной войны дача Мамонтовых, как и дача Демьяна Бедного, были предоставлены для расположения в них военных госпиталей.
В 50-х гг. на даче велись серьезные реставрационные работы по восстановлению резных украшений, под руководством В. Малкова.
Начиная с 60-х гг. XX в. на даче располагался дом отдыха «Мамонтовка» при Верховном Совете СССР, а затем при Управлении делами Президента Российской Федерации.
В 1995 г. в подмосковной Мамонтовке, бывшей усадьбе Мамонтовых, был создан Образовательно-информационный центр (БИЦ), взявший на себя миссию помощи культурному возрождению российских немцев.
С 2005 г. усадьба Мамонтовых передана ведомству Министерства Обороны РФ.

Перейти к экскурсии "Православная дорога к Сергию Радонежскому"

 

 

Опубликовать в социальных сетях