TopTurizm Яндекс.Метрика
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гид-экскурсовод в Пензе Нина Лебедева

 

Платфор­ма - ТАЙНИНСКАЯ.

Есть разные версии, от­куда такое название. Но пусть они останутся для нас тайной. Вспомним лучше о том, что в Тай­нинском стоял путевой царский дворец и была возведена во второй половине XVII века Благо­вещенская церковь, до­шедшая до нашего вре­мени. Во времена царя Алексея Михайловича было построено немало таких пятиглавых хра­мов по всей России. В его царствование, после событий Смутного времени, впервые начинается массовое строительство каменных церквей. Именно они, чаще всего в сочетании с шатровой колокольней, и стали определяющими для самого понятия русского пейзажа. Вспомним знакомые с детства картины «Грачи прилете­ли» А. Саврасова и «Московский дворик» В. Поленова. На послед­ней изображена московская церковь в Спасопесковском переулке 1711 года - традиции строительства подобных церквей сохраня­лись в начале XVIII века даже в столице.

Благовещенская церковь в Тайнинском. 1677 г.Благовещенская церковь в Тайнинском. 1677 г.

 

Но двух одинаковых церквей не существует. И Благовещен­скую церковь в Тайнинском стоит увидеть. Стройный силуэт, высокие окна, вытянутые барабаны... Крыши собственно нет - чет­верик храма завершается пирамидой кокошников, над ними воз­вышаются пять глав. Такой тип храма в последнее время стали на­зывать «огненным» как раз из-за этого завершения. Село было дворцовым, и архитектура храма отличается исключительным бо­гатством украшений. В полной мере в его облике сказалась лю­бовь русского народа к узорочью.

Неожиданный вид открывается с западной стороны, где пристрое­на трапезная. Что это?! Почему нам вспомнился деревянный дво­рец Алексея Михайловича в Коло­менском, давно не существующий, но смутно знакомый по иллюстра­циям в любой книге о русской архитектуре? Мы видим «бочку», не деревянную, какие были в Коломенском, а из кирпича. В каменное зодчество проникают в это время элементы деревянной архитекту­ры. Пожалуй, форма, названная бочкой, больше напоминает разре­занную пополам луковицу или лодку с килем, перевернутую вверх дном. Кокошники, подобные ей, называют килевидными - взгля­ните вверх и вы увидите их в осно­вании барабанов церкви. Они встречаются в московской архи­тектуре, начиная с конца XIV века, и являются ее отличительной особенностью. От центра фасада трапезной расходятся лестницы под «ползучими» сводами, они ведут к площадкам, над которыми возвышаются небольшие шатры. А вот колокольни нет... Оказы­вается в бочке-то и висели раньше колокола.

В последние годы церковь была реставрирована. Восстановили и давно утраченное «огненное» завершение, а с южной стороны пристроили звонницу. И высится теперь над рекой Яузой храм, равный которому по красоте трудно найти.

Памятник Николаю II.
Скульптор В. Клыков. 2000 г.Памятник Николаю II. Скульптор В. Клыков. 2000 г.

А неподалеку, на месте давно разрушенного путевого царского дворца, находится памятник Николаю II, созданный скульптором Вячеславом Клыковым (1939-2006). Величественная статуя императора в царской мантии, с державой и скипетром в руках, в царской короне, стоит на высоком постаменте в форме колокола. Ни­колай изображен в момент венчания на царство. Памятник был поставлен к столетию этого события (1996 год). Но вскоре его взорвали противники монархии. Скульптор создал новый монумент, также из меди. Его открытие, приуроченное к канонизации цар­ской семьи, состоялось в 2000 году.

К Благовещенской церкви и памятнику можно пройти пешком от платформы Тайнинская.

 

 

 

 

 

Перейти к экскурсии "Православная дорога к Сергию Радонежскому"

Опубликовать в социальных сетях