TopTurizm Яндекс.Метрика
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гид-экскурсовод в Пензе Нина Лебедева

 

МЫТИЩИ.

Что возникает в памяти при этом слове? Мыт - по­шлина, которую собирали в этих местах с проезжих? Это верно, но скорее кому-то вспомнится повесть И.С. Шмелева «Богомолье», у кого-то встанет перед глазами картина В. Перова «Чаепитие в Мы­тищах», виденная в Третьяковской галерее. Раньше московских охотников привлекали в эту местность болота, где водилось много дичи. И тут тоже не обходилось без чаепития. Приведем начало од­ного из охотничьих рассказов Н. Воронцова-Вельяминова. «На пятнадцатой версте от Крестовской заставы на Троицком (Ярославском) шоссе стоит многим знакомое село Большие Мыти­щи. Почти все богомольцы, едущие или идущие в Троице-Сергиеву лавру, останавливаются там, чтобы напиться чрезвычайно вкус­ного чаю или необыкновенно вкусной и свежей воды. Известно, что Мытищи снабжают водой все московские фонтаны посредством знаменитого водопровода, на месте же эта вода имеет необыкно­венно приятный вкус и ничем не заменимую свежесть.

Шумно и весело живут в Мытищах. Экипажи и пешеходы бес­престанно встречаются или обгоняют друг друга. То едет тя­желый длинный тарантас, нагруженный огромною семьею москов­ского торговца, то лихая почтовая тройка мчит бульварного фран­тика, то извозчичья четырехместная карета пробирается ма­ленькой рысью, и из окон ее выглядывают головки в беленьких гладких чепчиках, то идет мастеровой, держа на палке свое пла­тье - много, много едут и идут, и все они за мостом, на середине села, подвергаются истинному нападению.

Нападение это не страшно, но оригинально. Завидя издали при­ближающийся экипаж, десяток или два деревенских девушек стрем­глав к нему бросаются и наперерыв зовут откушать чаю.

- Ко мне, барин ... к нам, сударыня... вот мой столик под берез­ками... откушайте чайку...

Эти слова, мешаясь между собою и часто сопровождаемые лег­кими толчками и потягиванием за платье, совершенно сбивают с толку проезжего. Иногда даже против желания вылезает он из экипажа и, окруженный толпою этих девушек, идет к какому-ни­будь столу. Тут его сажают на лавочку и заставляют пить чай, в чем он после и не раскаивается, потому что, повторяю, чай в Мы­тищах необыкновенно хорош, а русский человек чаек любит».

Рассказ этот относится к середине XIX века. Еще Екатерина II, узнав, что москвичи испытывают недостаток хорошей питьевой воды, поручила инженеру Ф. Бауру (1734-1783) найти для Моск­вы запасы воды. Тот провел гидрогеологические изыскания и пришел к заключению, что наиболее подходящими являются мы­тищинские источники.Памятник водопроводу в МытищахПамятник водопроводу в Мытищах В 1779 году императрица подписала указ о строительстве водопровода под руководством Баура. Работы дли­лись четверть века и стоили очень дорого. Наконец, в 1804 году, замечательная мытищинская вода пришла в столицу. Сохранился участок этого первого московского водопровода - Ростовский акведук,его хорошо видно, если ехать на автобусе.Станция МытищиСтанция Мытищи

Мытищи - первая станция, где раньше останавливались поез­да. Лишь значительно позже, в связи с появлением дачных посел­ков, сделали промежуточные платформы. Сначала поезда оста­навливались только в Мытищах, Пушкине, Талицах (Софрине), Хотькове и Сергиевом Посаде. Там паровозы заправляли водой, о чем напоминают водонапорные башни с правой стороны дороги. При подъезде к Мытищам мы могли видеть такую краснокирпичную башню, ставшую ненужной после того, как дорога была электрифицирована. Эта башня сохранила свой облик. Другие, кото­рые встретятся нам дальше, перекрашены не так давно в унылые цвета железной дороги - серый и синий. В Мытищах, на бывшей Троицкой дороге, по которой богомольцы направлялись через село Мытищи в Троице-Сергиев монастырь, расположена Владимирская церковь Владимирская церковь в МытищахВладимирская церковь в Мытищах

Храм Владимирской иконы Божией Матери впервые упомянут в документах в 1713 году, поэтому эта дата условно считается датой построения Храма. Храм необычайно красив – голубой, устремленный в небо. В начале XIX века была пристроена колокольня «на семи колоколах», позднее – два придела. После строительства первого Московского водопровода в 1804 году каждый год 1 августа от Храма Владимирской иконы Божией Матери к Святому (Громовому) Ключу, от которого начинался водопровод, направлялся крестный ход и там совершался водосвятный молебен. Высокую колокольню снесли в 1941 году из-за опасения, что она станет ориентиром для вражеской артиллерии возле важной железнодорожной станции. В 1942 году Храм была закрыт, и в нем разместили сначала мастерские по ремонту пожарных машин, затем – снабженческую базу. В 1991 году Храм был возвращен верующим, а в 1999 году была восстановлена колокольня.

Проезжая Мыти­щи, вспомним, что в этом городе находит­ся большой машино-строительный завод. И 1896 году было учреждено Московское Акционерное общество «Вагонострои­тельный завод». Ор­ганизаторами были (Савва Иванович Ма­монтов, Константин Дмитриевич Арцыбушев и Александр Вениаминович Бари. Савва Иванович, считал необходимым на­ладить отечественное производ­ство всего, что необходимо для строительства и эксплуатации же­лезных дорог. Он и был избран Председателем Правления Акци­онерного общества. К.Д. Арцыбу­шев стал первым директором- распорядителем, а А.В. Бари при­нял на себя исполнительный про­ект по строительству завода и ос­нащению его оборудованием. 22 мая 1897 года состоялось торже­ственное официальное открытие и освящение завода. Сейчас он производит вагоны для метрополитена. А мы продолжаем наш путь дальше. Мелькают одна за другой быв­шие дачные платформы. В рай­оне Челюскинской с обеих сто­рон железной дороги видны загадочные красные с белой от­делкой постройки. Видно, что руку к их созданию приложил, архитектор. Мало кто из пассажиров электрички знает для чего тут такие сооружения. В этом месте под землей проходит Акуловский трубопровод.

На востоке Москвы, в охраняемой зоне
Есть Акуловский водоканал.
Он с тридцатых годов чётко, бесперебойно
Полстолицы водою снабжал.

Зданья гидротехнических сооружений
Вдоль канала как храмы стоят
(Не стесняюсь я вовсе подобных сравнений - 
Красота их чарует мой взгляд).

По нему волжская вода из Акуловского (Учинского) водохранилища - одного из водохранилищ канала Москва-Волга - поступает на Восточную водопроводную станцию столицы. Здания «переключателей» - так называются эти построй­ки, служат для переброски в необходимых случаях потока воды из одной нитки канала в другую. Их проекты разработаны в Московском филиале Дмитровской архитектурной мастерской. 

А строили канал заключен­ные (1932-1937 годы). Число жертв не может сказать никто. Их зарывали в массовых безымянных могилах. В память о тех, кто при строительстве был замучен, убит, умер от голода и истощения, на берегу канала в Дмитрове поставлен в 1997 году 13-метровый памят­ный крест. Авторы его Дмитрий Шаховской, Андрей Красулин и Владимир Буйнов.

 

Перейти к экскурсии "Православная дорога к Сергию Радонежскому"

Опубликовать в социальных сетях