TopTurizm Яндекс.Метрика
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гид-экскурсовод в Пензе Нина Лебедева

 

Поселок Мокшан Пензенской области.

Оборонительный вал. Поселок Мокшан.Оборонительный вал. Поселок Мокшан.

Мокшан основан не позже 1679 года как фланговый опорный пункт полковых казаков пензенской оборонительной черты в связи с сооружением земляного вала между Пензой и верховьями реки Мокши. Впервые упоминается 29 июля 1680 года в сообщении пензенского воеводы Федора Сонцова в Москву о том, что один беглец из татарского плена донес воеводе: «Крымские татаровя и калмыки и черкесы тысячи с три и больши.., проводя полон, хотят (вновь) проходить под город Пензу, к Мокшанскому под полк и под Нижний Ломов». Постройкой города-крепости Мокшана полк саранского воеводы Павла Языкова заканчивал сооружение пензенской черты, начатой в 1676 году.

 

Задача полка Языкова была двоякая: сооружать силами, главным образом, деловцев вал и другие укрепления и охранять строительство от набегов кочевников. Деревянная крепость типа острога располагалась на правом обрывистом берегу р. Мокши, от нее начинался оборонительный вал в сторону Пензы (сохранились его фрагменты, установлен мемориальный знак в виде крепостной башни)

«При взгляде на вал невольно воз­никают вопросы: сколько человеческих жизней, сколько слез, пота, крови поглотил он?» Длина пензенского вала, как следует из описаний, составляла 15 443 сажени, Со стороны дикого поля вначале со­оружался глубокий ров шириной до двух метров: земля вы­брасывалась внутрь и образовывала сам вал. Как правило, он имел высоту до 4 метров, столько же составляла ширина его основания. Дно укреплялось надолбами, то есть верти­кально  вкопанными заостренными кверху бревнами. По вер­ху крепился мощный тын. В самых опасных местах по валу ставились сторожевые вышки, где располагались вооруженные наблюдатели. Кроме того, как и до постройки   вала, далеко в дикое поле выставлялись конные караулы и маяки. Располагаясь на удобных для наблюдения местах, на рас­стоянии друг от друга, при появлении врага они по «цепоч­ке» передавали весть-тревогу в крепость, воины которой всег­да были начеку.

Мокшан (Мокшанск) на границе XVII и XVIII столетий был  небольшой, но достаточно надежной  крепостью.   Первое и, надо полагать,   самое   раннее    его    описание   относится к 1703 году и сделано Мокшанским воеводой Петром Саловым. Город стоял в окружении земляного вала, одна сторона которого шла параллельно   течению  Мокши, по склону.  Это была юго-западная линия крепости.   Противоположная, севе­ро-восточная, проходила там, где до сих пор сохранилась пожарная  каланча,   юго-восточная  граница — по   линии   аллеи нынешнего парка, северо-западная — вдоль  современного об­щежития совхоза-техникума.  Крепость имела деревянные сте­ны и башни.  Каждая стена составляла   в   длину   100   сажен (213 метров).  Вместе они образовывали квадрат, по    углам которого  возвышались четыре  башни: Саратовская,  Красная, Саранская  и  Проезжая.   На одной из   них,   по-видимому се­веро-восточной,   висел   «вестовой»   колокол,    оповещавший  о нападении врага. Две башни были проезжими. Внутри крепости располагались воеводская канцелярия и дом воеводы, амбар для хранения военного снаряжения, по­роховой погреб, деревянная церковь. Позже здесь были со­оружены и другие здания, в том числе  каменные. За северо-западной стеной, примерно там, где сейчас улица Советская, и далее по склону до улицы Пушкинской, находилась Пешая слобода, а от сегодняшней улицы Пензен­ской до школы № 1 — Конная слобода. В обязанности пеших казаков входила охрана крепости, конные же несли службу на валу, выставляли караулы и маяки в диком поле. Наряду с этим казаки занимались и земледелием, чтобы кормить себя и свои семьи. Для  удобства и безопасности выбирались прежде всего защищенные ле­сами участки. Один из таких за красоту до сих пор носит название Красного польца. Разделение мокшанцев на пешеслободских и коннослободских бытовало в разговоре до начала XX века. Долгое время сохранялись названия старых улиц, например Гумен­ная (ныне Пушкинская). Некоторые приметы древнего Мокшана, в частности остатки захоронений, были обнаружены при прокладке водопровода в наши, 50-е годы. В Мокшанской крепости, по описанию 1703 года, име­лось «военного снаряду»: 6 железных пушек, 7 бочек пороха, 265 пушечных ядер, 2 пуда свинца, 9 фунтов фитиля, 2 зна­мени кумачовых, 2 барабана... О многом говорит состав Мокшанского гарнизона. Он включал в себя 245 стрельцов, 216 конных казаков, 14 пуш­карей, 4 воротника (стража ворот). В целом в Мокшане было 920 человек пешего строя, 479 стрельцов, казаков, пуш­карей и  воротников, у них детей и прочего люда — 441 чело­век. Как видно, Мокшан начала XVIII века жил оборонным делом. Не раз мокшанцам приходилось отражать набеги степняков, один из которых (в 1717 году) был особенно силь­ным и за лютость врагов получил название «Кубанский по­гром». По свидетельству современников, «...от внезапного от ку­банских татар нападения» уездным людям Пензенской про­винции учинилось «немалое разорение, многие... в полон побраны и до смерти побиты и деревни выжжены». В этой за­ключительной акции эпохи кровавого разбоя участвовало до 40 тысяч врагов, ими было угнано в плен 3 тысячи   человек. В результате жестоких боев в 1708 и 1717 годах мок­шанская крепость была сильно разрушена и нуждалась в поправке. К 1722 году она восстановлена и по периметру стала на 50 сажен короче: по-видимому, новые стены возводились ря­дом со старыми с внутренней стороны. Строительство засечной черты и крепостей делало свое дело. Теперь враг мог прорваться лишь «большим многолюд­ством» и на узких участках, что сокращало район действий и вынуждало его спешно уходить с «полоном» и награбленным  добром. Непосредственно у Мокшана это было тем более сложно, что, преодолев вал, надо было переплыть реку, за­тем с ходу взять отвесную крутизну и крепость. Нападения становились все реже. У черты закипала жизнь. В биографии Мокшана начиналась мирная страница. Она открылась самой российской историей. В начале XVIII века был завоеван Азов и освоены придонские степи, кочевые пле­мена перестали наконец-то терзать границы Русского госу­дарства. Отпала необходимость в крепостях. Активно осваи­вались земли юга и востока: царь раздавал их помещикам, те переводили сюда на поселение крестьян с севера. Приступили к мирным делам и вчерашние сторожа: они теперь занима­лись хлебопашеством, а в армию шли служить по рекрутско­му набору. Некоторое представление о хозяйственной и социальной жизни той поры дает описание в связи с указом   Петра I от 10 августа 1724 года «О сделании во всех присутственных ме­стах для запечатывания судных дел печатей». Из фотокопии указа, присланной по запросу Пензенского госархива из ЦГА, следует, в частности: «...Хлеб родитца в городе Пензе и в пригородах в Мокшанске, в Рамзайске и в уезде рожь, пшеница, ячмень, овес, полба, греча, просо, горох... А в городе Пензе и в пригородах лю­ди живут русские, и татары, и мордва, и чуваши, а больше об-ретаетца русских...»Среди жителей Мокшана в эти годы быстро идет социаль­ное расслоение.

 Кроме „казенных и помещичьих крестьян с раз­витием торговли и ремесленничества появляются посадские люди (торгово-промышленная прослойка). Усиливается эксп­луатация трудового населения и особенно «инородцев» — морд­вы и татар, которых силой обращали в «русскую веру», а непо­корных сгоняли с лучших, исконно принадлежавших им зе­мель. Недовольство этим проявляется в бегстве крестьян от хозяев, а в середине 70-х годов — в активной поддержке пуга­чевского движения. Повстанцы села Скачки летом 1774 года учи­нили расправу над пензенским воеводой А. А. Всеволжским. Крестьяне села Царевщина (имение князей Долгоруких) тогда убили жестокого приказчика Мерецкова. Более 20 человек ушли с армией Емельяна Пугачева. Вызванная для усми­рения непокорных крестьян гусарская команда устроила им почти поголовную порку плетьми. Двое были засечены до смерти, трое повешены, трое сосланы на «каторжную работу вечно». Крутым был XVIII век и для Мокшана как поселения. В «Справочной книге» Пензенской губернии на 1893 год» о нем го­ворится: «С 1708 по 1719 г. был приписным городом Казанской губернии, с 1719 года показан в Пензенской провинции той губернии, в 1765 году переименован в слободу, а в 1780 году сделан уездным городом Пензенского наместничества, в1798 году упразднен и сделан заштатным городом Саратовской губернии, в 1801 году снова восстановлен и сделан уездным городом...» Местные административные перемены, как в зеркале, отра­жали общероссийские: царизм настойчиво искал лучшие формы закрепления феодально-помещичьей власти. На это же было направлено проведенное в 1782—1792 годах генеральное меже­вание земель: надо было официально закрепить порядок зем­левладения. Одновременно в России учреждалось 50 губерний, каждая из которых делилась на уезды. (Таким образом возникла и Пензенская.) Уездный центр Мокшан, по данным комиссии генерального межевания, имел любопытные характеристики. Всего дворов — 673, в их числе городских — 32, коннослободских — 301, пеше-слободских — 253. По существу, преобладали сельские жите­ли. И когда комиссии было поручено изготовить план застрой­ки уездного города, она решила сделать как бы два Мокшана: городской и сельский. План был составлен только для город­ского. Он предполагал основание улиц, идущих параллельно северно-восточной стороне старой крепости, с образованием трех площадей, в том числе и базарной в центре. Коль в Мок­шане должны были жить лишь горожане, то пеших и конных казаков и их потомков — казенных крестьян решили пересе­лить на Бутырки, за речки Миневку и Мокшу. Центр Мокша­на опустел. Таким оформился Мокшан к концу XVIII века — городской получил городскую думу, которой руководили дворяне и куп­цы, сельский имел старост и волостного старшину. Промышленное производство находилось в зачаточном со­стоянии. По статистике, правда, насчитывалось более 50 мел­ких перерабатывающих полукустарных заведений. Горька была жизнь мокшанцев тех лет: жалкие строения и орудия труда, непомерные налоги и повинности, скудное про­питание и наказание розгами... Собственно, как повсюду в фео­дально-крепостнической России
.

Казанский монастырь. Поселок Мокшан Пензенской областиКазанский монастырь. Поселок Мокшан Пензенской области

Во время Пугачёвского мятежа в Мокшане существовал небольшой мужской монастырь, монахи которого поддержали бунтовщиков, за что и были сосланы в отдалённые остроги. Обитель упразднили, её имущество передали приходским храмам- Симбуховской деревянной церкви передали образ "Казанская икона Пресвятой Богородицы". Через некоторое время икона исчезла из притвора и была обретена на месте прежней обители. Власти решили, что среди населения нашлись сочувсвовавшие осужденным монахам и перенесение иконы т.о. дело рук человеческих. Через несколько дней исчезновение и обретение иконы повторилось. Ещё через несколько дней третье обретение сокровища сопроводилось следующим благодатным знамением. Один крестьянин в вечерних сумерках возвращался на подводе из Мокшана в Симбухово. С правой стороны от дороги в зарослях ивы он заметил свет, который принял за непогашенный костёр. Решив затушить огонь, крестьянин увидел светящийся в полумраке образ Пресвятой Богородицы. Как благочестивый прихожанин, крестьянин не решился поднять икону, но побежал за месным духовенством. Уже в темноте пришедшие священники убедились в правдивости слов нашедшего святыню. Тотчас был отслужен молебен в честь Казанской иконы Божией Матери. Наутро в Пензу отправилась делегация с ходатайством  о возобновлении монастыря на прежнем месте. Епархиальный  преосвященный благословил начало уже женского монастыря, чтобы ничто не напоминало о мятежной обители.

 Монастырь был основан в 1857 году, благодаря радению местной купчихи М.А. Барсуковой. Пятиглавый соборный храм во имя Живоначальной Троицы, возведенный к 1883 г. и  церковь во имя Казанской иконы Божией Матери ( год последней реконструкции -1885) вмещали несколько сотен молящихся. Под рукой игуменьи в 1913 г. подвизались 2 схимонахини, 97 монахинь, 327 послушниц. Монастырь владел значительными земельными наделами в разных частях уезда. На территории обители был прекрасный фруктовый сад. Монастырский комплекс состоял из большого числа каменных и деревянных строений. Среди сохранившихся и по сей день выделяется трехэтажный жилой корпус, где располагались мастерские для иконописных, позолотных и чеканных работ. Мокшанские инокини были известны как искусные белошвейки и мастерицы золотного шитья. Был в монастыре и приют для девочек, школа и училище для сирот. У монастырских стен располагалось кладбище. Знаменитые мокшанские ярмарки проводились на «летнюю Казанскую» на площади возле женского монастыря.

    После разграбления монастыря в 1918-м году икону перенесли в Успенскую церковь. Старожилы вспоминали, что икону носили крестным ходом вокруг храма примерно до 50-х годов. Судьба иконы в настоящее время неизвестна.

    Монастырь располагался непосредственно у тракта Пенза-Нижний Ломов, вследствие чего с проезжающих собиралась обязательная подать. До 90-х годов дорога была ещё та булыжная, только сильно разбитая, в настоящее время полностью заасфальтирована. Легенда утверждает, что под землёй в тайном отделении подземного хода хранились существенные запасы золота и серебра. В 1918 году чекисты под пытками пытались узнать месторасположение клада, но ничего не добившись, рассреляли многих монахинь и священнников. Попытки найти клад продолжаются ив настоящее время, но пока безуспешно.

 На месте расстрела сейчас установлен поклонный крест.

Казанский монастырь. Поклонный крестКазанский монастырь. Поклонный крест

В 1818 в Мокшане построен  Соборный храм Успения Божией Матери, каменный, с приделами в трапезной во имя Казанской иконы Божией Матери и во имя свтт. Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. В 1837 г. собор посетил в бытность наследником будущий государь император Александр II. В память о своем посещении Мокшана вел. кн. Александр Николаевич передал в собор три священнических облачения из бархата пунцового цвета, шитых серебром, с белыми глазетовыми подризниками, диаконское облачение из такого же бархата, два стихаря, одежды с пеленами на престол, жертвенник и аналой, обложенные золотым позументом и крестами с кистями, воздухи из белого по серебру глазета с золотыми крестами и кистями. В честь посещения собора столь высокой августейшей особой при колокольне была устроена придельная церковь во имя Усекновения главы Иоанна Крестителя и св. блгв. кн. Александра Невского, освященная 29 августа 1838 г.  В 1867 г. мокшанскому купцу 2-й гильдии Гавриилу Миронову было преподано благословение Св. Синода за старание о благоустроение храма. В 1870 г. трапезная с частью храма была разобрана и вновь распространена, 1 октября 1872 г. епископ Григорий освятил храм. В 1871 г. “за влияние на пожертвование саратовским мещанином Мокшанцевым 4000 р. в пользу собора и причта” протоиерей Михаил Львов был удостоен признательности и благодарности епархиального начальства, а затем награжден наперсным крестом от Св. Синода.  Резолюцией епископа Антония от 2 июня 1882 г. при указе духовной консистории от 7 августа того же года было разрешено ветхий придел соборной церкви, размещенный в колокольне, сломать и материалы употребить на храм-памятник в Бозе почившему государю императору Александру II во имя св. блгв. кн. Александра Невского.

Храм Александра НевскогоХрам Александра Невского

Летом 1893 г. была разобрана старая Богоявленская) церковь и 5 сентября того же года заложена новая о двух алтарях. Проект на постройку новой каменной церкви, составленный епарх. арх. Эренбергом, был утвержден 25 мая 1893 г. До того храм состоял из обширной трапезной с двумя приделами в ней и небольшой настоящей церкви.  В новой церкви, рассчитанной на 1400 чел., предположено было все алтари расположить по одной линии, а также сделать ее теплой, для чего устроить в алтарях и трапезной печи; с южной стороны колокольни сделать помещение для сторожа, а с северной стороны – ризницу с отдельным входом в церковь и лестницу на колокольню; над сторожкой и ризницей устроить второй этаж для кладовок. Постройка предполагалась таким образом: “По сломке существующей настоящей церкви и по возведении ее производится в ней богослужение, причем внутренние арки должны быть временно заделаны кирпичом толщиною не менее двух с половиной кирпичей. После чего предполагается приступить к сломке существующей трапезной и колокольни, а затем и к возведению новой колокольни и трапезной”. 27 сентября 1898 г. был освящен главный алтарь во имя Богоявления Господня благочинным протоиереем Г. Охотским. Колокольня сооружена в 1907 г. при священнике Владимире Дмитриевиче Саликове, рукоположенном к сей церкви в 1903 г. и в 1908 г. награжденном набедренником. Старосте церкви крестьянину Федору Захаровичу Соустину за постройку новой колокольни в 1909 г. было преподано благословение Св. Синода.

 Богоявленская церковь. Мокшан. Пензенская областьБогоявленская церковь. Мокшан. Пензенская область

 

В Мокшане сохранилась еще один старинный храм . 

 Михайло-Архангельская церковь. МокшанМихайло-Архангельская церковь. Мокшан

 

Михаило-Архангельская  церковь расположена   на северо-западе поселка Мокшан   в   конце   бывшей Пешей,       ныне   Советской улицы. Храм     выделяется   из окружающих построек, радует  глаз  своей легкостью, пропорциональностью     частей, симметрией  и  гармоничным сочетанием  прямых  и  овальных линий.

 Храм Михаила Архангела – трехпрестольный. Два малых алтаря освящены в честь святителя Николая Чудотворца  и святителя Феодосия Черниговского .

Никольский алтарь был вновь освящен вскоре после вторичного возвращения  церкви православной общине. На месте второго алтаря долгие годы  было подсобное помещение.

По благословению владыки Серафима, в 1998 году в возрожденном алтаре свт. Феодосия был освящен престол. Все иконы для нового иконостаса написал московский художник, уроженец с.Богородское Мокшанского района, Александр Константинович Солдатов.

 Первоначально Михаило-Архангельская церковь была построена деревянной, год постройки относится к моменту возникновения крепости Мокшан (1679г.).По другим маловероятным сведениям  деревянная Архангельская церковь с приделом во имя свт. и чуд. Николая  построена и освящена в 1799 г. Священниками ее в это время были Василий Петров, скончавшийся в том же 1799 г., и Иван Петров, умерший в 1814 г. К нач. XIX в. она стала ветхой и покачнулась к северу, в связи с чем с 1817 г. начала строиться каменная церковь тщанием священника Василия Беликова и прихожан – жителей Пешей слободы г. Мокшана. Василий Беликов, сын диакона с. Беликова Мокшанской округи Иакинфа Яковлева, был рукоположен к сей церкви в 1814 г. после окончания богословского курса Пензенской Духовной Семинарии. Вторым священником был Прокопий Сисоев, также возведенный в сан священника из семинаристов в 1814 г. Он заменил собой умершего священника Афанасия Михайлова, служившего в этом храме с 1801 г.  Каменная церковь была возведена на месте обветшавшей деревянной  в 1817–1825 (1827*) гг.  в формах классицизма: двухсветный четверик, отмеченный пилястровыми портиками, завершался полусферическим куполом. По документам придел во имя святителя и чудотворца Николая был освящен в 1823 г.  
В 1849 г. по случаю пожара в храме всё “исправлено с улучшением против прежнего”. В 1866 г. настоящая сделана теплой. В 1868 (1869**) г. церковь распространена в обе стороны по утвержденному 9 сентября того же года проекту, выполненному испр. должность мл. инж. Федотовым, который и наблюдал за работами. В 1863 г. священник Иоанн Иоаннович Переспелов, рукоположенный в эту церковь в 1858 г. после окончания Пензенской Духовной Семинарии, получил архипастырскую благодарность “за тщательное исправление ветхостей по церкви”, а в 1870 г. – признательность епархиального начальства и архипастырское благословение “за ревностные труды по церкви, заключающиеся в попечении об устройстве приходского теплого храма”.  В 1886 г. церковь вновь перестроена и вместо деревянных сводов устроены каменные, трапезную расширили в обе стороны. Проект на расширение трапезной Михаило-Архангельской церкви с заменой деревянных потолков в последней на каменные своды, а также на постройку новой колокольни был утвержден 19 марта 1886г.  Колокольня, выполненная в «русском» стиле,  была построена к 1880 году. Трапезная   и   притвор     с колокольней   уже не носят архитектурных особенностей  стиля     начала  XIX века. Десять окон расположенных  в двух   ярусах, освещают подкупольную часть храма. Над боковыми дверями, с южной   и   северной      сторон — треугольные фронтоны. В  середине  трапезной, представляющей   из   себя расширяющееся сравнительно с передней, продолговатое   помещение,    высятся четыре колонны кубической формы, на    которые опирается свод. Пространство внутри стен лежит    легко и   свободно   благодаря освещению   двенадцати   окон по     шесть на каждой стороне.   Над   притвором   оно суживается  вверх, много карнизов    и орнаментов, небольшая двухъярусная колокольня – шпилем (в настоящее время шатровое завершение).. 
По  преданию,  в  больших  строительных работах  принимали  участие лучшие Михайловские каменщики. Имя  одного  из   них дошло до наших    дней - Шадрин Иван Ильич (1832— 1917 г.).  7 мая 1888 г. был утвержден другой проект, составленный вместо прежнего, в который были внесены следующие изменения: в нем предполагалось изменить расположение алтарей,сделав их круглыми; в настоящей церкви поднять выше купол, арки и окна; в трапезной также надложить стены и переставить внутренние столбы; купол основать на парусах. Предложенный проект так и не был осуществлён. 
     В 1868 г.  был переведен из с. Новой Толковки Нижнеломовского уезда  Владимир Васильевич Прилуцкий, прослуживший в Михаило-Архангельской церкви до самой своей смерти в 1919 г. Образованный человек  своего  времени, он пользовался   большим   уважением   у прихожан, был  знаком с Ключевским В.О., вёл с ним переписку. Закрытая в 1931г.,  Михаило-Архангельская церковь была в послевоенное время ненадолго открыта (1947-49) и вновь стала действующей с 1951 года.

    Церковь Михаила Архангела была перекрашена в бело-жёлтый цвет в 2006 году. Как оказалось, интуитивный выбор колористической гаммы оказался в полном соответствии с излюбленными цветами русского классицизма в его последней романтической стадии, к которому, в основном, и относится архитектура церкви. Когда к работе подключился архитектор, церковь уже была обновлена и казалась освещенной солнцем даже в пасмурную погоду. Архитектору было предложено разработать металлический декор для входной группы: двери, крыльца с козырьком, лестницы, а также колокольни, ворот и т.д. Композиции орнаментов, как и несущих элементов, должны были быть строгими и нарядными одновременно, подчеркивать масштабный ряд архитектуры, основываться на древней христианской символике. Продолжая классицистическую традицию, все это должно было быть черного цвета, как и сама дверь в храм, которая до этого была ярко зеленой. Но убедить в черном варианте двери настоятеля и спонсора проекта не удалось. Остановились на тёмно-сером цвете. Хотя, конечно, оптимальным был бы благородный металлический оттенок химического или термического воронения, которое выполняется только в заводских условиях. Однако и на сером фоне превосходно читаются легкие, покрашенные золотой краской кресты.
    Предполагалось, что кресты, сваренные из чёрного железа, удастся покрыть в заводских условиях "самоварным золотом". Но специалисты сказали, что через покрытие проступит ржавчина: для гальваники нужна нержавейка. В начале 80-х годов крыша и купола церкви были покрыты оцинкованным железом. Выгоревшая на солнце оцинковка  прекрасно сочетается с основными цветами. Много споров в решении козырька вызвало применение витража, не использовавшегося в классицизме и православной архитектуре вообще. Было решено что, если полноценная реставрация по целому ряду причин невозможна, заботиться и поддерживать его доступными средствами. И если придется делать определенные стилистические допуски, то это будет  предельно деликатно.
        Архитекторы убедили, что стекло охристых тонов, как на древних церковных фресках, в декоре уместно, а металлические кружева без цветного акцента просто растворят в себе главный элемент изображения - классический греческий крест с трилистниками на концах. Для того, чтобы крест был виден ночью и в пасмурную погоду, с внутренней стороны витражного веерного окна были закреплены на металлической решётке 12 маломощных галогенных светильников. На Пасху светильники были видны за рекой! Правда, выявилось и то, что, когда входная дверь ярко освещена, весь храм остаётся в темноте. На очереди установка дополнительного освещения по периметру здания церкви.
     В процессе проектирования спорным оказалась и форма козырька над входной дверью.  Выбранный «кокошник» также не соответствовал классицизму, но стал вполне органичен для  эклектики середины 19 века, когда и достраивался западный фасад с ритмичным членением закомар. Первоначально была сделана простая арка, которая дополнилась в центре стрельчатым элементом. Для отвода воды по краю козырька были приварены 20-мм  стальные полосы.    В качестве опор лестничных перил, были использованы две чугунные полуколонны, оставшиеся с XIX века, служившие основой ограждения второго яруса колокольни. В 1992 году при восстановлении колокольни проёмы второго яруса были закрыты сварными  ажурными решётками, а полуколонны лежали в забвении под лестницей. Когда проводились сварные работы по ремонту крыльца, колонны "случайно" попались на глаза и стали главным украшением! В декоре перил использовался элемент - эвольвента, повторяющая украшения  фронтона козырька. Вертикальные и наклонные элементы изготовлены из 14 мм сплошного квадрата по соображениям вандалоустойчивости. В перспективе планируется покрыть металл перил дубовыми накладками. В основании веерного окна лежит массивная балка, обшитая листовым железом.
   В 2007 г. проёмы второго яруса были окончательно закрыты(главным образом от голубей)оконными рамами с остеклением. Рассказывали, что когда начались
восстановительные работы, голубиного помёта скопилось выше человеческого роста! И, хотя птиц мы любим, колокольня должна содержаться в чистоте!

    Старожилы      с  любовью вспоминают  протоиерея Михаила Лебедева (1896—1979 ), человека большой порядочности,   огромной   эрудиции, внука   Прилуцкого. 

М.А. ЛебедевМ.А. Лебедев

Михаил Анатольевич Лебедев (17.10. 1899 – 20.02.1979). был прекрасным педагогом, талантливым ученым, выдающимся священнослужителем. Однако его имя долго находилось в забвении, а в периоды особых гонений на церковь даже под запретом. Именно Михаил Анатольевич стоял у истоков пензенского краеведения. М.А. Лебедев родился в селе Линевка Чембарского уезда 17 октября 1889 года. Оба его деда и отец были священниками. Он получил хорошее образование.

В 1897 году поступил в приходское училище. С 1899 по 1904 год учился в Тихоновском духовном училище в Пензе. По его окончании поступил в Пензенскую духовную семинарию, которую окончил в 1911 году в числе лучших учеников. Широкие профессиональные и исторические знания М.А Лебедева были заложены в годы учебы в семинарии, чья история украшена замечательными именами. К их ряду принадлежит ученик В. О. Ключевского, знаток пензенской духовной старины профессор А.Л. Хвощев, у которого учились известные исследователи Пензенского края П.М. Иллюстров, Б.Н. Гвоздев и др.

В 1915 году М.А. Лебедев закончил Петроградскую духовную академию со степенью кандидата богословия и вернулся в Пензу, где начал педагогическую деятельность преподавателем истории в женском епархиальном училище. В этом учебном заведении он заслужил репутацию обаятельного, демократичного, хорошо знающего свой предмет преподавателя. В 1917 году Михаил Анатольевич женился на Нине Алексеевне Началовой,с которой прожил в счастливом браке 62 года и имел двоих детей.

Революция 1917 года изменила судьбу М.А. Лебедева. Некоторое время он еще преподавал в различных учебных заведениях Пензы. Но в 1931 году за свои религиозные убеждения был уволен, перебивался временными заработками.

В годы Великой Отечественной войны М.А. Лебедев вновь смог вернуться в Пензу, преподавал историю в педагогическом училище, некоторое время был директором средней школы № 12. В 1945 году окончательно оставил преподавательскую работу.

С 1943 по 1946 год М.А. Лебедев работал в Пензенском краеведческом музее заместителем директора, заведующим отделом истории, а затем и директором. С его приходом научно-исследовательская работа в музее получила более живое развитие, проводились исследования по широкому кругу проблем пензенского краеведения. С его подачи краевед А.В. Храбровицкий впервые ввел в научный оборот письма молодого В.О. Ключевского в Пензу, хранившиеся в собрании музея.

М.А. Лебедев вел дневник работы музея, который раскрывает его кипучую деятельность как фондовика, экскурсовода, лектора, педагога, хозяйственника, исследователя, организатора. Михаил Анатольевич был также первым в Пензе разработчиком методики экскурсионного дела.

В 1946 году он выходит на пенсию и вернулся в лоно русской православной церкви и прослужил священником до 1978 года.

1 августа 1946 года М.А. Лебедев был рукоположен в дьяконы, а на следующий день – в священники Саранского Иоанно-Богословского собора. В 1947 году был переведен на должность исполняющего обязанности настоятеля Успенского кафедрального собора г. Пензы. В этой должности он находился до 1958 года. В это время его имя приобрело большую популярность среди верующих.В 1958 году Михаил Анатольевич получил разрешение на службу в Михайлово-Архангельской церкви с. Мокшан Пензенской области в качестве священника-настоятеля. В этой церкви, где до революции служил его дед, он прослужил до 1 января 1978 года, когда был уволен за штат «согласно прошению по состоянию здоровья и по причине преклонного возраста» (ему в то время было 89 лет)с оформлением пенсии. За годы службы в Мокшане М.А. Лебедев заслужил любовь и благодарность прихожан. Все, кто его знал, отзывались о нем очень хорошо.

Кроме того, с 1954 по 1958 год Михаил Анатольевич являлся секретарем епархиального архиерея, а с 1965 по 1970 год – секретарем Пензенского епархиального управления, то есть, по существу, был вторым человеком в Епархии. Он был выдающимся священником Пензенской Епархии советского времени.

28 февраля 1979 года М.А. Лебедев умер. 

А я на этом закончу рассказ о славном поселке Мокшан Пензенской области.

Перейти ко всей экскурсии "Православная дорога к Сергию Радонежскому"

 

Опубликовать в социальных сетях