TopTurizm Яндекс.Метрика
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гид-экскурсовод в Пензе Нина Лебедева

 

Рахманово, Софрино

Следующим историческим селом на нашем пути будет Рахманово, отмеченное церковью в честь Вознесения Господ­ня, построенной в 1802 году взамен обветшавшего де­ревянного храма. Вознесенский храм имеет два при­дела — во имя великомученика Димитрия Солунского и святителя Николая, которые были перестроены в середине XIX века. По предположению известного историка русского искусства М. А. Ильина, первый храм в этом селе мог заложить благоверный князь Ди­митрий Донской в честь своего небесного покровите­ля. Свое название село получило от имени вла­дельца — Алексея Ни­китича Рахманова. В на­чале XV века это село было куплено для Тро­ицкого монастыря пре­емником преподобного Сергия игуменом Никоном. В конце сентября 1608 года недалеко от Рахманова произошло сражение между русскими войсками, которыми командовал князь И. И. Шуйский, и поляками во главе с Сапегой. Победа почти была на стороне русских, но под­вел Федор Головин, по каким-то причинам покинув­ший поле боя вместе с возглавляемым им сторожевым полком. После этого поражения началась шестнадца­тимесячная осада оккупантами Троицкой обители.

В Рахманове останавливался и молился за Божест­венной литургией любивший путешествовать Патри­арх Никон. Сохранилась любопытная запись 1659 го­да: «...да в том же селе Рахманцове крестьяне подно­сили государю патриарху пироги, грузди и брусницу ягоду, и государь па­триарх указал у них взять 10 пирогов, да на 3 блюдах брусниц ягод, да блюдо груз­дей. А указал им по­жаловать за пироги по 2 деньги за пи­рог, за брусницу по 4 деньги за блюдо, за грузди 6 денег; всего дано бабам за пи­роги, за брусницу и за грузди 6 алтын 2 деньги».

 Вознесенский храм с. РахмановоВознесенский храм с. Рахманово

 Вознесенский храм в Рахманове

В Рахманове прошли детские и отроческие го­ды поэта Николая Константиновича Старшинова (1924 — 1998). «Всё видится мне наше село Рахманово, залитое праздничным утренним солнцем, наша, чет­вертая от церкви, изба-пристройка, поставленная мо­им отцом в год моего рождения, идущие к заутрене старухи в черных платьях с ботинками, перекинуты­ми на шнурках через плечо, перевалившиеся за пали­садники кусты цветущей сирени, огромные лохматые ветлы, усыпанные грачами, галками и воронами. В ушах ещё стоит их ярмарочный яростный гомон», — пишет Н. Старшинов в своих воспоминаниях.

В километре от Рахманова, в селе Софрине (ранее Сафарино), расположен один из красивейших под­московных храмов — в честь Смоленской иконы Божией Матери. В XVI веке село было куплено бога­тым торговцем («сурожским гостем») Иваном Сафариным. По фамилии владельца оно и получило свое название. В 80-х годах XVII века село стало подмос­ковной вотчиной боярина Федора Салтыкова, дочь которого, Прасковья, вышла замуж за старшего брата Петра I — царя Ивана Алексеевича. В 1691 —1694 го­дах на правом крутом берегу реки Талицы Ф. П. Сал­тыков построил двухэтажные кирпичные палаты с домовым храмом в честь Смоленской иконы Божией Матери.

 
Храм в честь Смоленской иконы Божией Матери в Софрине Храм в честь Смоленской иконы Божией Матери в Софрине

Само же село с деревянной приходской Ус­пенской церковью в центре располагалось на проти­воположном берегу. Часто сафаринские палаты оши­бочно называют царским путевым дворцом. Царст­венные особы, действительно, не раз останавливались у своих родственников по пути к Троице. Палаты бы­ли просторными и уютными. Так, в столовой палате, освещавшейся десятью большими окнами и шестью меньшими, восьмигранными, стояло «55 стулов, оби­тых сукном красным». Здесь же стоял белокаменный камин, украшенный фамильным гербом Салтыко­вых. Отапливались палаты изразцовыми печами.

Наибольшего расцвета Софрино достигло в XVIII столетии. Палаты были обставлены роскошной ме­белью, на стенах висели дорогие картины в золоче­ных рамах, по углам блестели богатыми окладами иконы, стены украшала лепнина, а потолки были рас­писаны «плафонным письмом». С востока от палат был разбит липовый парк с цветниками и прудом, к которому примыкал фруктовый сад. На реке стояла мельница, в усадьбе работала ткацкая фабрика.

Говоря о владельцах Софрина, нельзя не упомя­нуть о двух замечательных женщинах. Внучка строи­теля палат и церкви Екатерина Ивановна Головкина (урожденная Ромодановская) была женой вице-канцлера внутренних дел М. Г. Головкина, который в 1742 году был объявлен государственным преступником за противодействие воцарению Елизаветы Петровны и сослан в Якутскую область.

 

Сафаринские палаты Ф.Салтыкова. Литография XIX в.

Софрино было кон­фисковано и перешло в государственное ведомство, а затем вновь возвращено роду Салтыковых.

Последней владелицей села Софрина была гра­финя Варвара Николаевна Ягужинская, бывшая заму­жем за сыном всевластного петровского генерал-прокурора П. И. Ягужинского Сергеем. В Сафарине Вар­вара Николаевна хранила архив свекра. А. С. Пуш­кин, работая над «Историей Петра», неоднократно пытался встретиться с Варварой Николаевной, но вся­кий раз получал отказ. Свое имя Варвара Николаев­на увековечила тем, что в 1833 году освободила всех своих крепостных крестьян на волю в звании «свобод­ных хлебопашцев». Умерла В. Н. Ягужинская в 1843 году в возрасте девяноста четырех лет и была погре­бена в подклети церкви. На ее могиле стоит красивое надгробие, украшенное фамильными гербами.

До наших дней от всего усадебного комплекса сохранились парк, пруды с юга от церкви и на реке Талице, Смоленская церковь, построенная в стиле «нарышкинского» барокко. Храм близок по своей ар­хитектуре к подобным ему церковным памятникам, построенным на рубеже XVII—XVIII веков царскими родственниками Нарышкиными, возродившими хра­мы «иже под колоколы». Над центральной частью церкви возвышается четыре яруса восьмериков, тре­тий из которых является звонницей. В западной стене храма устроена так называемая «царская ложа» — небольшое помещение, где во время службы стояли  хозяин усадьбы и его семья. Отличительной особенностью церкви является наличие второго дополнительного светового восьмерика. Оконные и дверные проемы в храме были обрамлены сохранившейся ор­наментальной росписью, имитирующей деревянную позолоченную резьбу, как это сделано, например, в храмах в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Фи­лях и в честь Святой Троицы в Троицком-Лыкове. Фасады храма богато украшены ажурным белокаменным декором. Первоначально храм окружала откры­тая галерея, разобранная в начале XIX столетия. В 1808 году церковь стала приходской. После смерти В. Н. Ягужинской палаты были разобраны, а кирпич использован в 1862 году на пристройку к храму тра­пезной и шатровой колокольни. В1902—1904 годах по проекту архитектора Г. И. Попова с южной стороны трапезной на средства московской купчихи В. А. Его­ровой был возведен Никольский придел с церков­ноприходской школой под ним. После закрытия храма в 1938 году он использовался под различные хозяйственные нужды. От полного разрушения памят­ник спасла реставрация, проведенная в 70-х годах XX века.

В Софрине мы увидим корпус Производственно-художественного предприятия Русской Православной церкви с хорошо читаемой надписью: «РУСЬ СВЯТАЯ, ХРАНИ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ» И храм во имя Святого Серафима Саровского на территории предприятия. В 1972 году Святейший Патриарх Пимен обратился к Правительству с просьбой о выделении участка земли для строительства завода, высказав пожелание, чтобы он находился между Москвой и Сергиевым Посадом. Строительство было закончено в 1980 году. Сейчас это большое предприятие, где сочетаются древние русские традиции церковного искусства и современные технологии. Тут выпускают облачения для священнослужителей, церковную утварь (купели, кресты, панагии, лампады и пр.) иконостасы, киоты, свечи, в том числе сувенирные - пасхальные, рождественские, юбилейные и многое другое. Лучшие образцы и новинки можно увидеть в музее предприятия.

Посетить музей можно только с экскурсией по предваритель­ной письменной заявке установленного образца.

 

 

 

 

Церковь Серафима Саровского, строительство которой была закончено в 1997 году, является домовой и предназначена для сотрудников предприятия и гостей. Какой-то особенно приветливый теплый цвет стен, вытянутый силуэт, позакомарное покрытие, купол изумительно четкой луковичной формы - все это выгодно отличает храм от многочисленных церковных строений последних лет.

  

Перейти к экскурсии "Православная дорога к Сергию Радонежскому"

 

Опубликовать в социальных сетях