TopTurizm Яндекс.Метрика
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гид-экскурсовод в Пензе Нина Лебедева

 

Рязанская область. Город Шацк

 

Не каждый район может похвастаться тем, что его административный центр – город. На двадцать пять районов Рязанской области только четыре: Рязань, Сасово, Касимов, Скопин – имеют статус города областного подчинения и восемь (в том числе и Шацк) – города районного подчинения.

О происхождении Шацка существует множество версий. Наиболее полно они представлены в работе рязанского краеведа А. Потапова «Поставлен бысть в Мещере город…» публиковавшейся в нескольких номерах «Приокской газеты» в марте – апеле 2002 года. Поэтому, возьмем эту работу, в части топонимики, за основу дополни ее в конце еще некоторыми любопытными фактами.

 

На том месте, где сегодня стоит город, издавна существовали, так называемые, «Шацкие ворота». Очевидно, это было небольшое укрепление – острожек, который преграждал степнякам путь в глубь Руси (в этом месте был прогал между лесами). Но противостоять крупным силам противника Шацкие ворота, разумеется, не могли и поэтому, после очередного нападения ногайцев в 1551 году на Старую Рязань, Иван Грозный приказал воеводе Борису Сукину здесь укрепленное поселение. Таким образом Щацк вошел, как крайний восточный пункт, в состав так называемой Тульской засечной черты.

Обычно подобные укрепления имели сигнальную башню, располагавшуюся, как правило, на возвышенном месте. При появлении степных кочевников на башне зажигался сигнальный огонь, дым которого был виден за 10 – 15 верст. Так дозорные предупреждали окрестные станицы и порубежных воевод о приближении неприятеля. В нашем случае положение крепости было выбрано весьма удобно. С Соборной горы (сейчас здесь располагается автовокзал) открывался широкий вид на степное ополье, внизу протекает Шача. «Река была тогда полноводной, – писал шацкий краевед Ю. Романовский, – овраги, окружавшие возвышенность, были заполнены водой и представляли серьезную преграду для врага. Возле здания прежнего отделения госбанка и сейчас можно заметить остатки рва, который проходил также рядом с бывшим домом пионеров и соединял овраг с нынешней Красной Слободкой.

Из крепости шли два подземных хода. Один выходил в овраг бывшей Щемиловки (ныне Красная Слободка), другой – в овраг, отделяющий Шацк от Ямской слободы. Так что при длительной осаде воины могли или сделать из крепости вылазку, выйдя в тыл врага, или спастись.

Мало-помалу острожек стал разрастаться. Первыми поселенцами стали пушкари, стрельцы и казаки. Под их защитой проходило хозяйственное освоение края».

Свое название Шацкие ворота, а позже и город Шацк получили от реки Шачи. В древности река именовалась несколько иначе – Шатя. Полагают, что вариант Шача впервые был употреблен в 1627 году в «Книге Большого чертежу».

Первыми поселенцами в Поценье (т. е. по реке Цне) были мордовские племена, которые и давали имена местным рекам, озерам, урочищам, селениям. Однако до сих пор ученые не имеют единого мнения о происхождении этих названий.

Например, П. Н. Черменский производит Цна от мордовского слова «таньцти», что в переводе значит «вкусный». С. Н. Сергеев-Ценский – от «тина». Есть и такое мнение: «Цна» – название славянское и означает «правый». В древности русичи называли правую руку десницей (отсюда и река Десна – «правая»). Также и Цну наши предки славяне, продвигавшиеся с востока, вероятно, считали правым притоком Оки, а Мокшу – правым притоком Цны. В самом деле, если взглянуть на карту, можно увидеть, что не Цна слева впадает в Мокшу, а Мокша – правый приток Цны, а уж дальше цнинско-мокшинские воды вливаются в Оку.

Название реки Шача, а следом и города Шацка некоторые историки производят от мордовского слова «шачимс» – хорошо уродится (П. Н. Черменский). Другие выводят от мордовского «шаня» – благоприятное, щедрое место. Вероятно на основе этой версии появилась и легенда о том, что, якобы, проживавшая здесь мордова очень любила купаться по утрам. От чего и речку назвали «Доброе утро» – по мордовски Шача. Третьи слышат в названии ржание и топот коней, ибо на местном диалекте слово «шацкать» означает подгонять лошадей на пастбище. Не исключено и то, что в основе лежит татарское «шат» – рукав реки, разветвление реки.

А вот любопытный момент. Как это ни покажется странным, но название города Шацк перекликается с названием города Сочи. Об этом мы можем узнать в «Историко-топонимическом словаре России» (М. 2000, с. 170) Е. М. Поспелова. Как и в нашем случае, город на побережье Черного моря назван по названию реки Сочи, которая, в свою очередь, получила наименование по одному из местных племен шача, шъача. Со временем шачатрансформировалось в Сочи. Но вот как переводится слово и имеет ли оно какую либо связь с нашей Шачей у Поспелова, к сожалению, не сказано.

И еще одна любопытная страничка истории. Было это в 1924 году. Тогда город чуть не поменял свое название. 27-го января общее собрание Шацка внесло резолюцию о переименовании одной из улиц города в улицу Ленина; установке памятника т. Ленину; «ворота, ведущие к «Дому Крестьянина» назвать «воротами Ильича»», и «ходатайствовать перед ВЦИК о переименовании г. Шацка в г. Ульянов».

 

Чем все это закончилось мы теперь уже знаем. Город остался со своим, пусть пока ещё не разгаданным, но славным именем.

В давние времена

Шацкий край - это равнина, простирающаяся в центре России, на Окско-Донской низменности.

На рубеже I тысячелетия до нашей эры и I тысячелетия нашей эры с востока пришли угро-финские племена, они заселили Поценье и земли в бассейне Мокши. На их основе сложились древнемордовские племена. Места здесь были удобны для проживания: леса богаты дичью, плодородная почва, разветвленная речная сеть, позволявшая торговать с соседями.

В VIII веке в районах нижней Оки, Цны, Шачи появляются славянские племена, которые постепенно смешиваются с мордовскими. Историк П.Н. Черменский указывает, что в IX веке среди мещеры и мордвы проживало уже более 15 процентов славян. Под напором славян мордовские племена отступали в леса на север. Оставшаяся часть этого народа утратила язык, особенности быта и обрусела.

Во время могущества Киевского государства (IX-XI века) киевские князья часто приходили в бассейн реки Оки и его притоков. В 964 году киевский князь Святослав покорил вятичей и другие народы, жившие по Оке и Цне. Отдельные его отряды приходили за данью на реку Шачу.

В ХI веке на Русь начинаются набеги половцев. Население юга бежит на север, расселяясь по Оке, Цне, Шаче. Борьба с половцами продолжалась до прихода монгольских завоевателей.

В 1236 году из Средней Азии пришел хан Батый. Он разорил волжских болгар. С Волги пошел по рекам Суре, Мокше, Цне, Шаче, покорил все живущие здесь народы, обложил их данью.

В 1239 году татары снова пришли на рязанские земли, покорили мордву, а территории по Мокше, Цне стали феодальными владениями татарских князей.

Уже после Куликовской битвы, в 1382 году, на шацкой территории появился хан Тохтамыш и пошел отсюда на Москву. Не раз проходили по нашей земле войска Тамерлана, он грабил население, жившее по Цне, Шаче. Сильное нападение татар было в 1414 году. В летописях этого года упоминается село Алгасово как удел великой княгини, жены Дмитрия Донского. В Никоновской летописи описана битва на Листани 1444 года (ныне река Листвянка около села Глебово). "И придоша на них мордва на ртах (т.е. на лыжах), с сулицами и с рогатинами и с саблями, а казаки рязанские такоже на ртах с сулицами и с рогатинами и с саблями з другиа стороны.... И бысть им бой велик и силен зело на речке на Листани, и начала одолевати хрестианя и много татар избиша и самого царевича Мутафу убиша и князей с ним многих татарских избиша". Эта известная в истории битва примечательна тем, что в ней упоминаются рязанские казаки. Возможно, это предки жителей Казачьей Слободы, бежавшие в Дикое поле от крепостного гнета и ставшие казаками.

После изгнания татар русские князья снова повели наступление на Оку, Мокшу, Цну. По мере их продвижения вверх по Мокше мордовские князья подчинялись московским, а ценские - рязанским.

В 1521 году завершился процесс объединения русских земель вокруг Москвы присоединением Рязанского княжества. Государство в этот период времени делилось на уезды (территории, близкие к княжествам), а уезды - на волости. Территория нынешнего Шацкого района входила в состав Верхнеценской дворцовой волости с центром в селе Конобеево. Это был обширный лесостепной край. По берегам рек Цны, Шачи произрастали густые сосновые и дубовые леса, примыкавшие к муромским и нижегородским. К юго-востоку от Шачи простирались беспредельные степи, которые упирались в Нижнее Поволжье и Северный Кавказ. Верхнеценская волость являлась юго-восточной границей русского государства.

Процесс колонизации юга от Оки усилился в XVI веке после окончательного распада Золотой Орды. Русское население, сосредоточенное до тех пор к северу от Оки, постепенно проникает на Цну. А. Потапов в книге "Город-страж на засечной черте" указывает, что "состав населения был самым разнообразным. На Рязанскую "украйну" устремились ищущие вольной жизни люди, из которых впоследствии образовались казаки, крестьяне, страдавшие от феодального гнета, служилые люди, беглые преступники". Жить в пограничном районе было опасно. После распада Золотой Орды на ханства Русь подвергалась набегам крымских татар и ногайцев. И их путь лежал через наши земли.

Еще при Иване III всем людям, желающим поселиться в южной части московского государства, давались льготные грамоты. Поселенцы получали землю и освобождались временно от налогов. На юг московского государства посылались военнослужащие с женами и детьми на вечное поселение. Военные не всегда ехали с охотой, а часто по приказу государя. Так, в одном указе значится: "...а будут некоторые из них ехать не похотят, и тех велено высылать и в неволю, и за ослушание велено наказание: бить батогами и сослать в тюрьму". Также переселялись помещики с крепостными крестьянами.

В 1534 году в летописи упоминается борьба матери Ивана Грозного, Елены Глинской, со своим шурином Юрием. У последнего на реке Цне в районе села Борки находилась большая армия и город, но название его не упоминается. Некоторые историки полагают, что он назывался Шацк. Из этого города Юрий пошел на Москву, но его армия перешла на сторону Глинской, а Юрий был арестован. Под словом "город" подразумевается небольшое огороженное поселение, деревянный и земляной город.

Основание Шацка

В начале XVI века на южном и юго-восточном рубеже русского государства для защиты от крымцев и ногайцев создается система военно-инженерных оборонительных сооружений - Большая Засечная Черта (БЗЧ). Она представляла собой единый, весьма сложный по устройству оборонительный комплекс, состоящий из укрепленных городов, лесных и водных преград, специально созданных крепостей. Особое внимание уделялось защите ворот, поставленных на дорогах из "Дикого поля" в глубь Руси, которых в южной части БЗЧ. в конце XVI века было 30. Ворота - створчатые или щитовые отпускные "колоды" - дополнялись земляными валами, рвами, окопами, дуговыми острогами, надолбами, сторожевыми башнями. Общая протяженность БЗЧ составляла более 600 верст. Юго-восточная часть ее состояла из Кадомской, Ряжской и Шацкой засек (общей протяженностью 300 верст). Шацкая засека протянулась на 100 верст. Она имела 6 сторож: 3 ближних и 3 дальних и проходила от Кривой Поляны до реки Пара. На БЗЧ возводятся города-крепости.

В 1550 году правительство Ивана Грозного вынесло решение о наделении 1000 дворян землей. (Указ гласит: "Раздать поместья.... от Москвы за 60-70 верст и далее детям боярским и лучшим слугам). После этого на реку Шачу приехали дети боярские.

Они имели от царя наказ основать крепость не ближе 400 верст от Москвы, с хорошим обзором местности и с естественными преградами против крымских татар и ногайцев. Внимание воеводы привлекли высокие холмы на левом берегу Шачи, они позволяли далеко просматривать местность и были защищены глубокими оврагами и полноводной рекой. Скорее всего, на одном из холмов и была сторожевая башня, откуда велось наблюдение, а в случае появления татар зажигался сигнальный огонь. На южном холме (Красном) и решено было строить город-острог. Из летописи известно, что город был заложен на Николу Вешнего в 7061 году от сотворения мира, т. е. в 1553 году 9 мая по старому стилю, 22 мая - по новому. "Делал город на Мещере в Шатцких воротех на Шате реке Борис Иванов сын Сукин. Львовской летописи говорится, что "он знал меру правильную и часть строительную".

В районе нынешнего автовокзала было срублено несколько домов. Соорудили крепость с двойными дубовыми стенами. Между заборами засыпали камень и землю, сверху над стеной делалась крыша из теса, крепость окружал насыпной вал с частоколом. С северной стороны вырыли ров, соединив овраг с рекой, в случае опасности в него напускали воду.

Переселенцы были православными людьми. В юго-восточной части острога построили церковь, освященную во имя Воскресения Христова. Она стала Соборной церковью.

Город сделали за несколько месяцев. С Ильина дня был назначен воевода на 1 год - князь Иван Федорович Мезецкий.

Свое наименование город получил от реки Шатя. Этимология слова спорная. Петр Николаевич Черменский считал, что оно произошло от мордовского слова "шачимс" - хорошо уродиться. А. Потапов в своей книге приводит несколько версий наименования - от мордовского слова "шаня" - благоприятное место, от глагола "шацкать" - погонять лошадей; от татарского слова "шат" - рукав реки. Существуют еще версии от славянского слова - "шататься", т.е. колебаться, не иметь прямой линии действия, и от татарского словосочетания - "шача" - чистая вода.

В Шацке разместился гарнизон. Уже в 1554 году к стенам крепости пожаловали "незваные гости". Нападение татар отразили. После этого гарнизон был усилен. В городе содержался настолько сильный гарнизон, что в 1565 г. из него высылались войска в помощь князю Темрюку Черкасскому, тестю Ивана Грозного. Из летописи известно, что в 1571 году крымский хан Девлет Гирей шел на Москву через нашу землю, сторожевые разъезды Шацкой засечной полосы обнаружили татарское войско, сигнал был передан в Москву. Шацкий гарнизон готовился дать бой, но Гирей уклонился от него. Подошел к Москве и сжег ее. В следующем году он снова пошел на Русь и был разбит в битве при Молодях (28 июля - 2 августа 1572 года). В этой битве принимали участие 50 шатчан.

В 1594 году к Шацку подошли "ногаи и азовские турки", но были отбиты воеводой князем Кольцовым Мосальским. В июне 1656 года азовские и крымские татары подходили под Шацк, взяли в незначительный полон "конные и животинные стада", но были отбиты.

Всего в XVI-XVII веках татары и ногайцы совершили 43 крупных набега в пределы Рязанской земли. Шацк ни разу не был взят. В немалой мере помогали крепкие дубовые стены. И сильный гарнизон отбил множество приступов.

Первыми поселенцами в городе были стрельцы, пушкари, казаки. Ими были образованы слободы: Пушкарская, Казачья, Стрелецкая, Ямская. При их участии и осуществлялось хозяйственное освоение края.

В апреле 1636 года шацкие плотники по одному человеку от пяти дворов под охраной конобеевских казаков заложили город Тамбов.

Опись, сделанная в 1672 г., дает такую характеристику: "Засека Шацкая, новая, с польской стороны от Кривой поляны до Казачья острогу и до Шацкого города под Ямскую слободу 6 верст, а от Ямские слободы с русские стороны до реки Пары 90 верст, а поперечнику от Шацкого города и против Панковской прорехи на полверсты, а против деревни Пролому через Борщову поляну до Кривой поляны от черты до черты на версту, а от Кривой поляны на реку Пару до замка Липские засеки...".

О том, что Шацк был значительным городом, свидетельствует то, что, когда в 1613 г. Москва провозгласила царем Михаила Романова, среди выборных на Земском соборе находились и шатчане. А шацкий воевода Алексей Иванович Зюзин удостоился чрезвычайной почести: в том же 1613 г. был направлен послом в Англию к королю Иакову Стюарту с известием "о восшествии молодого царя на престол и с жалобами на неправды Польского и Свейского королей". Другой воевода Роман Федорович Бобарыкин в 1636 г. руководил закладкой г. Тамбова "за Шацком в степи", где находилась "крайняя мордовская деревня Тонбова". Там вели работы шацкие казаки и крестьяне - по одному человеку от пяти дворов. Построенную же новую крепость заселили казаки из шацкого с. Конобеева.

Развитие Шацка

В XVI-XVII вв. в районе древнего Прицнинского ополья складываются мелкие и крупные землевладения, принадлежащие военнослужилым людям, церковным феодалам. Только Чернеевский монастырь, основанный в 1573 г. в 18 верстах от Шацка, уже через 100 лет владел четырьмя селами, в которых насчитывалось более 650 дворов, имел 1116 десятин пашни и 244 десятины лугов, "да лес черный со всякими угодьи... и с Орловыми гнездами, и с бобровыми гонами и с лосиными стойлами...". Когда же к началу XVIII в. здешние земли перестали подвергаться опасностям татаро-ногайских набегов, здесь получают поместья высшие чины российской иерархии. Например, императрица Елизавета Петровна щедро наделила шацкими вотчинами графа Кирилла Разумовского, последнего малороссийского гетмана. Главное его имение находилось в с. Тарадеи.

В октябре 1670 г. в окрестностях Шацка появился атаман Степан Разин. Он со своим войском расположился в с. Конобееве. Отсюда они повели наступление на Шацк, но были разбиты правительственными войсками. В одной из грамот Степана Разина говорится, что он считал с. Конобеево своим главным опорным пунктом, откуда "мыслит... идти со всем собраньем под Москву".

В 1774 г. до Шацкого уезда дошло восстание Емельяна Пугачева. Ждали пугачевцев и в самом Шацке. По городу наскоро расставили рогатки и учредили денные и ночные караулы. "Все", - рапортовал шацкий прокурор Селихов, "пришли в робость и великое смущение, ибо к тому бунту многие окрестные жители наклоняются". Однако прибывший сюда лично граф Панин, назначенный самой Екатериной II главнокомандующим военными силами по подавлению движения, возглавляемого Пугачевым, "усмирил" округу.

В 1708 году Шацк приписан к Азовской губернии, которая в 1725 году переименована в Воронежскую, а в 1779 г.- назначен уездным городом Тамбовского наместничества, а затем Тамбовской губернии. Получает и свой герб. "В серединной части щита,- сказано в Положении о нем, принятом в 1781 г.,- во поле улей и над ним три золотые пчелы; земля зеленая. В нижней части щита два снопа ржи в серебряном поле, положенные крестообразно, в знак великого изобилия оным".

Описывая г. Шацк по состоянию не позже 1807 г., "Словарь географический Российского государства, собранный Афанасием Щекатовым", сообщает, что в нем находились пять церквей. Населяли его 157 купцов, 389 ямщиков, 15 мещан, 751 "помещичьей крестьянин" и 1492 "однодворца" - тоже крестьян, но только государственных, из бывших стрельцов, пушкарей и других служилых людей.

В 1787 г. в Шацке открывается Малое народное училище, состоявшее из двух классов, где могли заниматься дети дворян, купцов и духовенства. Но и оно в 1790 г. прекращает свое существование. "Статистическое изображение городов и посадов Российской империи" под 1825 г. показывает наличие в Шацке открывшегося "одного учебного заведения" наряду с "богоугодным и шестью трактирными и питейными". Одновременно информирует, что нет бани.

В 1833 г. по пути в Оренбург для сбора материалов к "Истории Пугачева" проезжал через Шацк А.С. Пушкин. По мнению некоторых ученых, в Шацке Пушкин взял для одного из персонажей "Капитанской дочки" фамилию Швабрина. В Шацком уезде издавна Швабрины были. Эта фамилия встречается среди уроженцев шацкой округи и сейчас.

И в Шацке, и в селах развиваются торговля, ремесла. Всероссийскую известность имели проходившие в городе торги по продаже пеньки. Сюда приезжали за ней из Нижнего Новгорода, Калуги, Твери, даже из Вологды и Архангельска. Товар грузился на суда на Кошибеевской пристани и отправлялся водой по Цне до Оки и дальше до Волги. В с. Шаморга и других процветала выделка овчин, в с. Польное-Ялтуново - плотничество, садоводство и питомниководство.

В эпоху освобождения крестьян в местной округе находилось много крупных латифундий. Так, князь П.И. Трубецкой, поместье которого находилось в с. Печины, имел в Шацком уезде 33,5 тыс. десятин земли, помещик из с. Борки А. Д. Башмаков - 27 тыс. десятин. Обер-гофмаршалу и обер-камергеру Э. Д. Нарышкину в Шацком и Моршанском уездах принадлежали 120 тыс. десятин угодий. Даже после надела крестьян землей, согласно реформе 1861 г., он сохранил за собой 51,5 тыс. десятин.

В Шацком уезде оценка земель государственных крестьян определена в 2,5 раза, а доходность в 3 раза ниже, чем у помещичьих крестьян, при назначении выкупных платежей. А бывшие помещичьи крепостные составляли около 83% крестьянского населения Шацкого уезда.

Книга "Города России в 1910 году" так характеризует Шацк: население - 5282 человека, "право голоса на выборах имеет 197 обывателей". В городе 879 жилых домов, в том числе 27 каменных, а 206 крыты соломой. Общее протяжение улиц 15 верст, замощены же 0,3 версты. Освещение - 60 керосиновых фонарей. Городской бюджет в среднем за три года составляет по доходам 25 тыс. руб., но одновременно числится за ним более 50 тыс. руб. долга. В городе тогда было восемь православных церквей.

Известие о февральской буржуазно-демократической революции 1917 г., о свержении царя достигло Шацка в марте. Сразу же создаются органы Временного правительства, уездный Совет рабочих и крестьянских депутатов. В Совете и в его исполкоме, возглавляемом помещиком Д.И. Стахеевым из с. Агишева, большинством были эсеры. Большевистской партийной организации в то время в уезде не было.

К зиме 1917 г. в Шацкий уезд возвращаются солдаты. Создается Военно-революционный комитет под председательством бывшего балтийского матроса большевика A.M. Корнилова, родом из с. Казачья Слобода. В последних числах декабря 1917 г. комитет, поддержанный военнослужащими местной караульной роты, силой оружия захватывает в Шацке учреждения Временного правительства и назначает выборы во II уездный съезд Советов. Он состоялся 10 января 1918 г. в здании реального училища и официально закрепил переход власти к большивикам. Председателем исполкома утверждается A.M. Корнилов.

Переход к социалистическому строю проходил в острой борьбе разнонастроенного населения. Поздней осенью 1918 г. вспыхнуло восстание. Восставших насчитывались тысячи человек, которые даже пытались захватить Шацк. Восстание было подавлено лишь с помощью чекистов из Сасова и Тамбова.

К концу 1919 г. в уезде появились новые формы хозяйствования на земле: первый совхоз в с. Агишеве на базе помещичьего имения, три коммуны и пять артелей, объединявших "744 едока".

В 1923 г. Шацкий уезд передается из Тамбовской губернии в Рязанскую. Затем ликвидируется (1925 г.), но как самостоятельная территориальная единица Шацкая укрупненная волость сохраняется в Сасовском уезде. В 1929 г. постановлением ВЦИК создается Шацкий район. За последующие десятилетия он неоднократно менял свои границы, так как появились и затем были ликвидированы Каверинский и Конобеевский районы.

В апреле 1931 г. в с. Черная Слобода был создан колхоз "Вперед". Он объединил 17 хозяйств из 600. Артель тогда располагала скудными средствами производства: девятью сохами и девятью телегами. Ко времени уборки урожая колхоз объединял уже 160 хозяйств.

К 1939 г. коллективизация в основном завершилась.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. более 18 тысяч шатчан ушло на фронт. 12 113 земляков погибло. 3 500 шатчан награждены орденами и медалями в годы войны. 21 уроженец Шацкого района награжден высшими наградами Родины. Среди них: 18 Героев Советского Союза, 3 полных кавалера ордена Славы.

 В Шацке действует несколько церквей:

Церковь Успения Пресвятой Богородицы 

Каменная однопрестольная кладбищенская церковь, построена на средства купцов Шолохова, Пятаковского, Шульгина. Одноглавая ротонда на четверике с двухъярусной колокольней. Была приписана к Воскресенскому собору. Закрыта в 1930-х, разорена. Возвращена верующим в 1995, восстановлена.

 

 

 Церковь Троицы Живоначальной 

Церковь каменная, тёплая. Была построена в 1773 г. на средства московского купца Леонида Милованова. В 1841 г. она была расширена на средства прихожан и шацкого купца Николая Осина. Престолов в ней было три: главный – Троицкий, правый – Всех Святых и левый - Великомученицы Варвары. Храмовые праздники, кроме перечисленных: Великомученицы Параскевы (28 октября), Михаила Архангела (8 ноября) Пророка Илии (20 июля). Два последние - для прихожан из Казачей слободы. В Троицком храме была местночтимая икона Святой Великомученицы Параскевы Пятницы, во имя которой первоначально был построен храм.

В приходе была церковно-приходская одноклассная мужская школа. Имелось церковно-приходское попечительство. При храме была Натальинская богадельня, построенная г. Фирсовым, содержащаяся на проценты с положенного им капитала, а так же частью на церковный кружечный сбор. В церкви была библиотека, насчитывающая 100 книг.

В советское время в храме размещался инкубатор. С 1993 г. в нем проводятся богослужения.

Среди знаменитых людей города Шацка хочется особо отметить Архиепископа Вениамина (в миру Василий Антонович Благонравов). Родился он в семье священника Антония Колчева, при поступлении в Шацкое духовное училище получил фамилию Благонравов.

Вениамин (Василий Антонович Благонравов)Вениамин (Василий Антонович Благонравов)

С 1840 года обучался в Тамбовской духовной семинарии, в 1846 году направлен учиться в Казанскую духовную академию.

27 августа 1849 года, на последнем курсе академии, пострижен в монашество, 9 октября того же года рукоположён во иеродиакона.

В 1850 году окончил академию со степенью магистра, 31 октября определён бакалавром той же академии на кафедру церковной истории.

20 ноября 1850 года рукоположён во иеромонаха.

С 1852 года — помощник инспектора Казанской духовной академии.

28 ноября 1856 года возведён в сан архимандрита.

С 21 апреля 1857 года — профессор Казанской духовной академии.

21 января 1858 года назначен инспектором той же академии.

По отзыву историка Казанской духовной академии профессора Знаменского, архиепископ Вениамин в академии отличался талантливостью, редкой любовью к занятиям науками и безукоризненным исполнением всех требований тогдашней строгой дисциплины. Другие современники его сообщают, что он читал курс церковной истории так подробно, что студенты прозвали его «махиной в 1001 лист», находя в нём сходство с арабскими сказками «Тысячи и одной ночи». В его лекциях не было ни строгой научной системы, ни логического порядка, а все они были пропитаны монашеским духом и главное внимание обращали на высоту подвигов восточных аскетов, на темы о нестяжательности монахов, о целомудрии, смирении и т. п.

С 22 апреля 1858 года — ректор вновь открытой Томской духовной семинарии.

С 23 августа 1861 года — ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Богородицкого Игрицкого монастыря.

Профессор Знаменский свидетельствует, что он носил в себе задатки настоящего учёного, но не имел времени предаться научной кабинетной работе, потому что занялся широкой и многотрудной практической деятельностью сначала по устройству вновь образованной Томской духовной семинарии, потом по управлению епархиями и по делам сибирских миссий.

20 мая 1862 года хиротонисан во епископа Селенгинского, первого викария Иркутской епархии и назначен настоятелем Забайкальской духовной миссии. Миссия эта вступила при нём в новый блестящий период своей деятельности. За шесть лет обращено было до 2000 человек.

4 июня 1868 года вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде.

С 18 марта 1868 года — епископ Камчатский, Курильский и Алеутский.

В Благовещенске он открыл духовную семинарию.

С 31 марта 1873 года — епископ Иркутский и Нерчинский.

Более благотворной была деятельность преосвященного Вениамина на Иркутской кафедре, где он в течение 16 лет управления епархией обратил к Православию до 30 000 бурят. Японской православной миссии архиепископ Вениамин предоставил пособие.

16 апреля 1878 года возведён в сан архиепископа.

30 августа 1887 года награждён бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.

В 1885 году под председательством Вениамина состоялся в Иркутске собор сибирских архипастырей.

В конце 1890 года избран почётным членом Московской духовной академии.

Умер 2 февраля 1892 года в Иркутске после непродолжительной болезни. Погребён в Иркутском кафедральном соборе.

Отчёты Вениамина о деятельности сибирских миссий за разные годы представляют собою драгоценные церковно-исторические этюды, дающие много сведений о состоянии сибирского ламаизма. Отчёты эти печатались в «Иркутских Епархиальных Ведомостях» и в некоторых духовных журналах, а в 1883—1886 гг. изданы отдельно под названием «Труды православных миссий Восточной Сибири» (Иркутск, 1883—1886). В эти «Труды», кроме отчётов о миссиях Камчатской, Японской и Забайкальской, вошли миссионерские журналы, статьи разных лиц о верованиях инородцев, письма Вениамина и его статьи: «Ламское идолопоклонническое суеверие в Восточной Сибири», «Положение христиан в бурятских обществах под начальством язычников» и «Обязанности русского государства по обращению иноверцев и раскольников к православной русской церкви». Последние три статьи изданы отдельной брошюрой: «Жизненные вопросы православной миссии в Сибири» (СПб., 1885). Вениамину принадлежат ещё статья о буддизме: «Настоящий буддизм» в «Иркутских Епархиальных Ведомостях» (1890, 5) и немало проповедей и катехизических поучений, из которых некоторые переведены на бурятский язык.

Перейти к экскурсии " Православная дорога к Сергию Радонежскому"

Опубликовать в социальных сетях