TopTurizm Яндекс.Метрика
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гид-экскурсовод в Пензе Нина Лебедева

 

Санаксарский Рождество – Богородичный мужской монастырь

Санаксарский Рождество – Богородичный мужской монастырьСанаксарский Рождество – Богородичный мужской монастырь

 

Монастырь был основан в 1659 году и к началу XIX века превратился в крупную, хорошо обустроенную обитель. Существующие ныне здания и сооружения построены в период с 1765 по 1820-е годы.

Главные святыни монастыря - мощи святых преп. Феодора, праведного воина Феодора (Ушакова), преп. Александра исповедника. Среди святынь также почитаются иконы Божьей Матери. Вблизи находится источник преп. Феодора. Сегодня от города Темникова открывается изумительная панорама с рекой Мокшей, на берегу которой среди векового соснового бора и изумрудных лугов располагается великолепный монастырский ансамбль. Темниковский Санаксарский Рождество-Богородичный мужской общежительный монастырь основан в 1659 г. в царствование Государя Царя Алексея Михайловича, а утвержден благословенною грамотою Святейшего Патриарха Иосифа II 30 октября 1669 года, при основателе монастыря игумене Феодосии, а по оскуднении монастырских средств и от того запустении монастыря, восстановлен он в 1764 г. первоначальником иеромонахом Феодором.

Внутри монастыря две церкви каменные, крепкие. Первая соборная церковь, двухэтажная, о пяти главах, вызолоченных с крестом червонным золотом, покрыта железом, окрашенным медянкою. В верхнем этаже ее один престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы, освященный 16 августа 1780 г. Преосвященным Иеронимом, епископом Владимирским. В нижнем этаже престол в память Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, освящена в 1776 г. настоятелем иеромонахом Иоилем. Вторая церковь больничная, малая, в ней один престол в честь Владимирской иконы Божией Матери, освящена настоятелем иеромонахом Венедиктом 6 июня 1782 г. Обе церкви снабжены утварью достаточно, полный круг богослужебных книг имеется. Есть книгохранилище с необходимыми книгами для чтения братии, большей частью на славянском языке. Ризница и книгохранилище помещаются в сухих хороших отделениях папертного притвора верхнего этажа соборной церкви.

На северной стороне соборной церкви, в полу-сажени от стены притвора над могилою возобновителя и настоятеля Санаксарского монастыря старца Феодора (Ушакова) построена с разрешения епархиального начальства в 1906 г. каменная о пяти главах часовня, осененная пятью зеркальными крестами, и покрыта окрашенным железом. Колокольня над святыми вратами, открываемыми только при торжественных случаях, состоит их четырех ярусов с главою и крестом вызолоченными. Во втором ярусе ее устроена малая, холодная церковь с крестом в честь Преображения Господня, освящена в 1776 г. настоятелем иеромонахом Иоилем. Колокольный звон достаточно сильный и благозвучный, главный колокол в 237 пудов.

Восемь каменных корпусов, из них пять двухэтажных для братской трапезы, кухни, хлебопекарни и кладовых, и один одноэтажный, примыкающий к церкви Владимирской иконы Божией Матери, для богадельни. В связи с ним устроены помещения для приема епархиального Архипастыря во время обозревании им епархии. Одно каменное одноэтажное малое здание для погребов и квасоварни. Между перечисленными зданиями по углам простенки с 5 башнями, симметрично расположенными. Сзади корпусов сажени на 2 кругом монастырь обнесен каменною стеною, покрытою окрашенным тесом. Вышина этой стены около полутора сажени, сделана она для укрепления площади, искусственно устроенной посредством насыпи земли с раздолбленным кирпичом для монастырских церквей и зданий.

Через дорогу от монастырских ворот саженей 10, стоят два двухэтажных каменных корпуса с одним двором для приема богомольцев и других посетителей; один из них с мезонином «дворянский», а другой «простонародный». В линию с дворянским корпусом стоит малый каменный флигель для помещения временных монастырских мастеровых. Рядом с простонародным корпусом расположен конный двор, обнесенный каменною стеною. При нем на южной лицевой стороне каменный двухэтажный корпус для помещения смотрителя с помощником и рабочих. Внутри каменные каретник и конюшня с деревянными над ними сеновалами, каменные амбар и бондарка. Против конного двора два больших житных амбара, один каменный, а другой деревянный, для ссыпки и хранения хлеба. Позади этих амбаров дровяной двор, обнесенный каменною стеною с двумя воротами. Там сарай деревянный для склада извести. В линию с конным двором деревянный на каменном фундаменте и с каменными в простенках столбами сарай для склада разных хозяйственных материалов. Тут бывший житный двор с малым каменным флигелем для бани и прачечной и с кельями в нем для жилья стирающих белье. Еще в нем каменная сушильня для белья. Рядом …лесной двор, обнесенный забором, для склада посуды, досок, соломы и прочего, двор служит и для склада поделочного леса. К югу от конного двора, в отдалении от построек, стоит каменная кузница, покрытая тесом.

На запад, в 99 саженях от монастыря, имеется кладбище с малою каменною холодною церковью в честь Воскресения Христова, освященная в 1810 году. Ограда вокруг кладбища каменная с двумя кельями каменными.

На запад, в саженях 380 от монастыря, в лесу на открытом холме устроена в 1906 г. каменная часовня, именуемая «Крестовая», вместо прежде бывшей и пришедшей в ветхость деревянной, осененная пятью зеркальными крестами, покрытая окрашенным голубою краскою железом. В ней поставлен живописный большой крест с изображением распятия Христова, с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном Богословом, тоже в большом размере. К этой часовне с давнего времени, в день Воздвижения честного и животворящего креста Господня, ежегодно бывает из монастыря торжественный крестный ход, при большом стечении народа, и в ней перед крестом совершается водоосвящение и поклонение кресту.

На юго-западе от монастыря, в 2 верстах, на окраине монастырской лесной дачи расположен скотный двор. При нем небольшой дом, два малые флигеля, доильная избаизба для телят, два погреба, амбар, две конюшни и три сарая. В отдалении от двора сарай для выделки кирпича и горн для обжижки его, и еще сарай для склада обожженного кирпича. Далее ото всех построек стоит ветряная мукомольная мельница и две малые избы невдалеке от нее, а в стороне на низком месте построена баня.

В г. Темникове, на Стрелецкой улице на монастырском усадебном месте расположено Санаксарское подворье. При нем небольшой деревянный дом, деревянный амбар, сараи и баня.

Кроме того, монастырь имеет богадельню и церковно-приходскую школу. Богадельня учреждена в 1892 г. на 6 человек. В ней призреваются один заштатный священник и пятеро из простонародья. На них ежегодно расходуется монастырем до 600 руб.

Церковная школа одноклассная, открыта с 8 сентября 1896 г., находится в 2 верстах от монастыря, на окраине монастырской лесной дачи, в близи деревни Алексеевки. Дом для школы деревянный, покрыт окрашенным медянкою железом с помещением для учителя и сторожа.

Санаксарский монастырь владеет недвижимым имением, заключающимся в лесной, сенокосной, пахотной и под водою земле, по пяти специальным планам. На все это имение в 1897 г. лесничими 2-го Темниковского лесничества составлен новый план с распределением леса на пять кварталов, по указанию которого недвижимости состоит: леса хвойного 237 дес. 960 кв. саж, леса лиственного 167 дес. 1440 кв. саж., вырубок, прогалин и редин 10 дес. 720 кв. саж., пахотной земли 13 дес. 1800 кв. саж., сенокосной 176 дес. 1200 кв. саж., неудобной 35 дес. 1918 кв. саж., под рекою Мокшею и озерами 12 дес., под скотным двором с постройками и огородом 18 дес., под монастырем с постройками и огородом 15 дес., под большою дорогою 10 дес., под двумя проездными дорогами 10 дес. и под монастырским подворьем в г. Темникове около 1 дес., не вошедшей в план, а всего 707 дес. 838 кв. саж.

Есть места для рыбной ловли по реке Мокше на пространстве 12 монастырских десятин, отстоящих от монастыря в недалеком расстоянии. Есть и другие места для рыбной ловли, расположенные по реке Ваду и озерами в Темниковском и Спасском уездах, отведенные от казны, но они по отдаленности от монастыря отдаются в арендное содержание и приносят дохода в год на 260 руб.

Богослужение церковное совершается ежедневно по уставу монастырскому, «неусыпное денно-нощное чтение псалтыри, с поминовением о здравии живых и об упокоении усопших».

На содержание свое монастырь постоянного оклада от казны не получает, кроме ежегодно жертвуемых из кабинета Его Величества Государя Императора по смете министерства императорского двора 50 руб. на церковные потребности: вино, ладан и деревянное масло, а содержится милостынею благотворителей и частью от своих угодий.

Капиталы монастыря в процентных билетах, которых имеется на 163457 руб. Описи церковному и ризничему имуществу имеются.

А. Е. Андриевский «Историко – статистическое описание Тамбовской епархии.» Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. стр. 801.

Игумен Александр (в миру Георгий Андреевич Уродов) был последним, перед разгромом обители, настоятелем Санаксарского монастыря, здесь начал он и свой исповеднический путь. Зараза революции уже проникала всюду. В марте 1918 года, воспользовавшись приходом к власти в городе Темникове большевиков, часть монашествующей братии взбунтовалась и самочинно сместила настоятеля игумена Александра. Трагическую обстановку тех дней ярко передает архивный документ. Это докладная благочинного церквей города Темникова протоиерея Димитрия Поспелова архиепископу Тамбовскому и Шацкому Кириллу (Смирнову) от 18 марта 1918 года. "Ваше Высокопреосвященство, Милостивейший Архипастырь и Отец. Настоящею докладною почитаю долгом довести до сведения Вашего Высокопреосвященства о нижеследующем. Вследствие телеграфного распоряжения Консистории от 14 сего марта мне пришлось быть в Санаксарском монастыре для объявления об устранении монастырского казначея о. Венедикта от должности и о запрещении его в священнослужении. Объявлено распоряжение во время трапезы. Монашествующие были в полном сборе. После прочтения телеграммы, на вопрос, что же делать, раз монастырем устранен игумен о. Александр и вместо него избран о. Венедикт, я позволил себе ответить, что впредь до суда следует возстановить в правах о. Александра и предоставить исполнение казначейских обязанностей новому лицу вместо о. Венедикта. Иеромонахи - устраненный Венедикт, Корнилий, Памва, Владимир, иеродиакон Никодим и другие тут же выразили нежелание подчиниться велениям телеграммы в вопросе об устранении казначея. о.Корнилий назвал распоряжения Епархиальной власти неправильными, а о. Владимир высказался, что ныне не такое время, чтобы против воли монастыря могла идти Епархиальная власть. Беда в Санаксарском монастыре появилась вместе со вступлением во власть по городу Темникову и его уезду представителей большевизма. Игумен Александр не приветствовал большевиков. Такое отношение его не понравилось большевистской власти. Этим и воспользовалась недовольная часть монашествующих, чтобы освободиться от о. Александра, заручившись от большевиков согласием на избрание нового игумена. о.Александр сейчас находится в строгом одиночном заключении, в нетопленной келье и без горячей пищи. Сделано это по распоряжению о. Венедикта. О положении о. Александра пишу со слов посланца иеродиакона Филарета. Объявление последнего распоряжения Епархиальной власти ухудшило жизненные условия узника. Попытки сделать что-либо в пользу его разбиваются о те дары, которыми пользуется большевизм наш от новых распорядителей средствами монастыря. С 1-го марта по 14-е, как передано иеромонахами, эти дары выразились в сумме 14000 руб., помимо наложенной на монастырь контрибуции в нескольких десятках тысяч рублей. Положение Санаксарского монастыря сейчас можно охарактеризовать словами: безпорядок в управлении и разорение в материальной и нравственной областях..."

В 20-е годы на месте монастыря существовала коммуна с издевательским названием "Новая жизнь". Монастырь грабился и разорялся. В октябре 1929 года он был закрыт. Наступил долгий период запустения и осквернения обители. Мародеры разрушили часовню над могилой адмирала Феодора Ушакова. Разрушили и перекопали монастырское кладбище. Сбили главы с церквей, изуродовали благолепие росписей и архитектуры... В притворе соборного храма устроили конюшню, навоз выкидывался через оконный проем на братские могилы у соборной стены. Позже, когда хозяевами монастыря стала школа сельских механизаторов, в нижнем храме Усекновения главы Иоанна Предтечи, стояли трактора... Так продолжалось до 70-х годов, когда началось восстановление Санаксара пока еще как памятника архитектуры.

 В 1991 году была создана Мордовская Епархия и первым ее епископом стал Преосвященный Владыка Варсонофий, постриженник и воспитанник Троице-Сергиевой лавры. Одним из первых его деяний было открытие Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря. Это событие совпало с двухсотлетием праведной кончины преподобного Феодора, старца и игумена Санаксарского. 25 марта 1991 года по просьбе Преосвященного Варсонофия, епископа Саранского и Мордовского, Святейший Патриарх Алексий II назначил наместником  Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря архимандрита Варнаву.

Санаксарский монастырь включен в проект «Золотое кольцо России».

Православные христиане едут сюда, чтобы не только помолиться о душе своей, приложиться к святым мощам. Большое скопление верующих в эти жаркие летние дни у святого источника, названного в честь преподобного Феодора Санаксарского. Он расположен в лесу, у дороги, ведущей в монастырь. Это место - прекрасное воплощение любви к Господу Богу. Верующие могут испить и набрать в дальний путь святой прохладной водицы и пройти процедуру омовения в двух купелях, расположившихся в поистине сказочных теремах. На них с противоположной стороны смотрит лик Преподобного Феодора Санаксарского.

 

Здесь же возвышается часовня, строится домик смотрителя. Все сделано для удобства верующих: и лестница с перилами, и купальни с поручнями и ступенями, и забор воды с водоразделом.

 

Перейти к экскурсии " Православная дорога к Сергию Радонежскому"

 

Опубликовать в социальных сетях