TopTurizm Яндекс.Метрика
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гид-экскурсовод в Пензе Нина Лебедева

 

Сергиев Посад

Экскурсии в этот город
Православная дорога из Пензы к Сергию Радонежскому

 

 

Наконец мы с вами добрались до конечной точки нашего путешествия – городу Сергиев Посад.  В 1782 году именным указом императрицы Екатерины II окружавшие монастырь села и слободы получили статус города с названием Сергиевский Посад.

 После революции город стал называться Сергиев, а в 1930 году переименован в Загорск, в память о В. М. За.горском — первом секре­таре Московского комитета РКП(б), погибшем в 1919 году.В1991 году городу возвращено его историческое название с некоторым изменением.

Осмотр города  я  предлагаю  начать с основной культурной и исторической достопримечательности Сергиева Посада – Святой Троице-Сергиевой Лавры. Пойдем к ней от железнодорожного вокзала, на платформе которого нас встречает памятник Савве Мамонтову скульптора  В. Чухаркина. 

От него мы движемся по Кооперативной  улице , по пути полюбуемся памятными знаками установленными на улицах города.  

 

 

 

Все вокруг напоминает здесь о Сергие Радонежском и Троице - Сергиевой Лавре. Поворачиваем на проспект Красной Армии . В далеке показались купола соборов Троице-Сергиевой Лавры

 

 По правую сторону дороги нам встречается Вознесенская церковь, если у вас есть время и желание вы можете ее посетить ,но мы стремимся попасть в Лавру и поэтому ограничимся внешним осмотром отправимся дальше. 

 Прямо у стен Лавры мемориал памяти воинам погибшим в годы великой отечественной войны.

 А вот и Лавра . Ее длинные белокаменные стены ведут нас к главному входу. Но сначала мы осмотрим площадь перед Лаврой.

В этой часовне можно заказать экскурсию по Лавре.

Рядом с часовней находятся красногорские торговые ряды.

  В центре площади нас встречает Преподобный Сергий - оснаватель обители.

 Итак Святая Троице-Сергиева Лавра. 

Одному из удивительнейших людей нашего столетия — писателю, философу, ученому и священнику Павлу Флоренскому — принадлежат такие слова: «Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, «чудного старца, святого Сергия».

Свято-Троицкая Сергиева Лавра, основанная преподобным Сергием около 1340 года. Среди глухого леса, на го­ре Маковец, святой Сергий (в миру — Варфоломей) вместе с братом Стефаном срубил небольшую келью, а затем деревянный храм, который был посвя­щен Святой Живоначальной Троице. Храм освятили по благословению московского Митрополита Феогноста. Стефан не выдержал суровых условий пустын­ной жизни и удалился в московский Богоявленский монастырь. 7/20 октября 1342 года, в день памяти свя­тых мучеников Сергия и Вакха, двадцатитрехлетний Варфоломей был пострижен в монашество с име­нем Сергий. Немало трудностей и лишений при­шлось пережить преподобному Сергию. Мало-помалу вокруг святого подвижника стала собираться братия. Около храма построили несколько келлий и обнесли их высоким тыном. Одним из первых насельников обители был двенадцатилетний племянник преподобного Сергия Иоанн (сын Стефана), принявший здесь монашество с именем Феодор (около 1370 г. он основал в Москве Симонов монастырь, а впоследствии стал архиепис­копом Ростовским). После настойчивых просьб бра­тии возглавить монастырь преподобный Сергий направился в Переяславль-Залесский к епископу Волынскому Афанасию, исполнявшему первосвятительские обязанности во время отъезда в Константи­нополь московского Митрополита Алексия. Владыка посвятил преподобного Сергия в священный сан и поставил игуменом созданного им монастыря. Преподобный Сергий сподобился явления Божией Матери с апостолами Петром и Иоанном Богосло­вом, видения птиц небесных, символизировавших мно­жество его учеников и последователей. Перед Куликовской битвой преподоб­ный Сергий благо­словил благоверно­го князя Димитрия Донского на сраже­ние с Мамаем и дал ему в помощь двух иноков-воинов — Александра (Пересвета), бывшего бо­ярина Брянского, и Андрея (Осля­бю), бывшего бо­ярина Любецкого, славившихся до принятия монашества своим мужеством и доб­лестью. Пятьдесят лет прожил преподобный Сер­гий в обители и мирно отошел ко Господу 25 сентября (по ст. ст.) 1392 года.

После кончи­ны преподобного Сергия игуменом монастыря стал преподобный Ни­кон (1355 — 1428). В 1408 году Троицкий монастырь разорил и сжег хан Едигей, но вскоре обитель была восстановлена.

Через Святые врата мы попадаем внутрь Лавры

 

 

 

 

 

Надвратный храм в честь Рождества святого пророка Иоанна Пред­течи был построен в 1693 —1699 годах на сред­ства Г. Д. Строганова.  По завершении строительных работ храм был освящен в честь Рождества святого Иоанна Предтечи – проповедника покаяния. И глубоко символично, что сейчас именно в этом храме совершается Таинство Покаяния для многочисленных паломников и богомольцев. Каждое утро многие люди стекаются в этот храм, исповедуют здесь свои согрешения, облегчают совесть и получают новые, благодатные, силы нести жизненный крест. Лаврские духовники – монахи, имеющие сан священника, – помогают им в решении недоуменных вопросов духовной жизни.

 

 

 

при осаде обители польско-литовскими интервентами в 1608 — 1610 годах пробив­шего их и ударившего в образ святителя Николая, который находился на противоположной северной стене. Храм над мощами преподобного Никона был сооружен в 1548 году и перестроен в 1623 году. К юго- западной части Троицкого собора примыкает Серапионова палатка, получившая свой нынешний облик после перестройки 1829 года. По преданию, именно на этом месте стояла келлия преподобного Сергия, в которой он сподобился видения Пресвятой Богоро­дицы с апостолами. В память об этом событии у север­ной стены палатки установлен большой образ «Яв­ление Божией Матери преподобному Сергию». На­звание палатки происходит от имени погребенного здесь новгородского архиепископа Серапиона, быв­шего до епископской хиротонии архимандритом Троицкого монастыря (f 1516). Здесь же погребены и другие бывшие архимандриты обители — святитель Иоасаф, Митрополит Всероссийский (Скрипицын; 11555), и преподобный Дионисий (Зобниновский; f 1633), который вместе с троицким келарем Авраамием Палицыным в 1611 — 1612 годах писал и рассы­лал патриотические послания, поднимавшие русский народ на борьбу с польско-литовскими захватчиками. Палатка является хранилищем монастырских свя­тынь — мощей святых, среди которых правая рука первомученика архидиакона Стефана (f 34). В особом ковчеге находится золотой крест-мощевик, прислан­ный, по преданию, в благословение преподобному Сергию константинопольским Патриархом Филофеем. С юга и востока от Троицкого собора находились древнее братское кладбище и захоронения многих знатных вкладчиков. В подклети под западным при­твором собора сохранилась усыпальница князей Тру­бецких и Одоевских с белокаменными надгробиями.

 Одним из древнейших храмов лавры является Троицкий собор.

  В 1422 году на месте деревянного Тро­ицкого храма, построенного в 1412 году вместо сго­ревшего первоначального, был воздвигнут одноимен­ный белокаменный собор. Средства на строительство пожертвовали Великий князь Московский Василий I и его младший брат — крестник Преподобного зве­нигородский князь Юрий. В собор были перенесены обретенные в том же году мощи святого Сергия. Вы­дающиеся иконописцы преподобные Андрей Рублев и Даниил Черный «с товарищи» украсили новый со­бор иконами и росписью, которые «могуще зрящих всех удивить и доныне». В 1635 году древние настен­ные росписи, пришедшие в ветхость, почти полно­стью были сбиты и на основе прежней рублевской композиции заменены новыми. Эти росписи, осво­божденные от последующих поновлений, отрестав­рированные и восстановленные в местах утрат в 1952 и 1980 годах, и в настоящее время покрывают стены Троицкого собора. В ходе реставрационных работ в 2004 году были обнаружены фрагменты штукатурки с прорисями композиций времен преподобного Анд­рея Рублева.

 А иконостас сохранил древние иконы, написанные мастерами круга преподобного Андрея. Написанная преподобным Андреем храмовая икона Пресвятой Троицы ныне хранится в Третьяковской галерее. Верхний ярус иконостаса сооружен на вклад царя Бориса Годунова (1598 — 1605), немало жертво­вавшего в Троицкую обитель. 

Серебряная рака с мо­щами преподобного Сергия устроена в 1585 году при царе Феодоре Иоанновиче по приказу его отца Ивана Грозного, умершего в 1584 году. Сень над ракой, ве­сом в 25 пудов серебра, сооружена в 1737 году по по­велению императрицы Анны Иоанновны в мастерской Д. Прифа по рисунку придворного художника и ювелира Каравакка. К этому же времени относят­ся киот вокруг Тихвинской иконы Божией Матери у северной стены, напротив раки, и серебряные под­свечники на солее перед иконостасом. В иконостасе перед мощами преподобного Сергия установлена икона святого с Житием письма монахини Иулиании (Соколовой). Здесь же под стеклом сохраняются посох и схима Преподобного, деревянные литургические сосуды времени его жизни. В 1556 году, после покоре­ния Казани, по повелению Ивана Грозного у Троиц­кого собора впервые был позолочен купол. В соборе крестили наследников Московского престола — Васи­лия III, его сына Ивана Грозного и детей последнего.

 Уникально центральное паникадило Троицкого собора, которое в качестве трофея было вывезено русскими войсками из Ливонии и подарено Иваном Грозным в Троицкий монастырь. Оно изготовлено в конце XV — начале XVI века в Германии. Централь­ное веретено паникадила изображает Спасителя. По кругу на кронштейнах в виде стеблей терновника расположены фигуры двенадцати апостолов.

Южный портал собора ведет в храм преподобно­го Никона и Серапионову палатку. Металлические двери портала в верхней части сохранили отверстие от пушечного ядра, 

Второе по древности здание монастыря — цер­ковь в честь Сошествия Святого Духа, построенная псковскими мастерами в 1476 году. Интересной осо­бенностью храма является размещение над ним звон­ницы (в основании барабана). Звонили в колокола с земли при помощи веревок и деревянных рычагов, 79 прикрепленных к балкам, на которых висели колоко­ла. Колокол раскачивался вместе с держащей его бал­кой, при этом язык поочередно ударялся то в один, то в другой край колокола. Такой способ звона называет­ся очапным и до сих пор применяется, например, в Псково-Печерском монастыре. Одновременно звон­ница церкви использовалась как наблюдательная вышка, с которой воины «обзираше всюду, да не явится от коея стра­ны ко граду внезап­ное пришествие вра­гов». У северо-западного угла церкви, в пристроенной па­латке (ныне разо­брана), был погре­бен преподобный Максим Грек (f 1556; мощи покоятся в Ус­пенском соборе).

Стоящий в цен­тре монастыря гран­диозный Успенский собор воздвигнут в 1559—1585 годах по образцу Успенского собора в Кремле. Освящение храма совершил Митрополит Московский и всея Руси Ди­онисий в присутствии царя Федора Иоанновича и его супруги Ирины Федоровны. Собор имеет три приде­ла, находящихся внутри алтаря. Два из них освящены во имя святого великомученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины — небесных покровителей цар­ских особ, при которых было завершено строитель­ство. Возникновение третьего престола — во имя свя­тителя Николая — относится к 1608 — 1610 годам, вре­мени героической шестнадцатимесячной защиты обители от польско-литовских интервентов во главе с Сапегой и Лисовским. Скрывшиеся за стенами оби­тели защитники монастыря обратились к Божию угоднику Николаю с молением «о облегчении мора и болезней». По их молитвам начавшийся в монастыре мор прекратился. Говоря об осаде монастыря, следует вспомнить один из эпизодов Жития Преподобного, где говорится, что бесы, пытавшиеся изгнать угодни­ка, были в литовских шапках. Не было ли это пред­знаменованием грядущих испытаний для обители? Нельзя не видеть Промысла Божия и в судьбе Лисовско­го, внезапно скон­чавшегося именно в день памяти препо­добного Сергия. Успенский собор был расписан в 1684 году ярославскими и троицкими мастера­ми под руководст­вом Дмитрия Гри­горьева. Роспись бы­ла осуществлена на вклад погребенного в соборе архиепис­копа Рязанского Мо­исея, бывшего до епископской хиро­тонии протопопом кремлевского Благовещенского собора и царским духовником. Сооружение величест­венного золоченого иконостаса собора можно отнес­ти, вероятно, к концу XVII века. От этого времени со­хранились иконы местного ряда, Царские врата (ве­роятно, работы царских иконописцев) и отдельные элементы декоративной резьбы. Большая часть рез­ного убранства, включая колонны, относится к концу XIX века. В соборе хранится деревянный гроб, в кото­ром был погребен преподобный Сергий.

В крипте Успенского собора погребены Патриар­хи Московские и всея Руси — Алексий I (Симанский; 81 11970) и Пимен (Извеков; f 1990). Там же освящены три престола — в честь собора Радонежских святых, всех святых, в земле Российской просиявших, и святи­теля Иннокентия Московского (Вениаминова; f 1879).Под древней западной папертью собора нашли упокоение царь Борис Годунов, его супруга Мария Георгиевна, сын Федор и дочь Ксения, в монашестве Ольга. После разборки паперти в 1781 году и построй­ки нового крыльца их могилы оказались вне собора, и над ними бы­ла устроена палатка с памятными досками на фасаде.

К XVI столетию от­носятся окружающие Троицкий монастырь стены и башни (1540 — 1550), надстроенные в высоту и ширину, а частично и перестро­енные в середине XVII века. Наиболее выразительны и красивы башни обители.

На западной стороне Лавры находятся Больнич­ные палаты с храмом во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, построенные в 1635 — 1637 го­дах и расширенные во второй половине XVII века. Особую заботу об их сооружении проявил троицкий келарь Александр Бу­латников, постриженный в Соловецкой оби­тели и поэтому посвя­тивший храм именно соловецким святым.

В конце XVII века в монастыре было пост­роено четыре чрезвы­чайно нарядных и жи­вописных памятника архитектуры. В 1686 — 1692 годах вдоль юж­ной монастырской сте­ны по повелению ца­рей Петра и Иоанна Храм во имя преподобных поставили храм во имя Зосимы и Савватия, Трапезная с храмом преподобного Сергия и Михеевская церковь большой трапезной палатой. Фасады здания укра­шены богатым резным белокаменным декором, рас­писаны «в шахмат», а колонны — полихромной ви­ноградной лозой. Вероятно, возведение этого храма связано со спасением в стенах монастыря царской семьи во время восстания стрельцов в 1682 году. За время своего существования Трапезный храм изме­нил свой первоначальный вид. Изначально церковь завершалась пятиглавием, а в западной части над притвором Трапезной было еще какое-то сооружение (сохранилось квадратное в плане основание, воз­можно, колокольни). В первой четверти XVIII столе­тия здание Трапезной надстроили декоративными раковинами, над храмом разобрали четыре главы.

Величественный трапезный зал (34 х 15 м) был 83 предназначен для парадных обедов и приемов. В то время он являлся крупнейшим сводчатым помещени­ем без промежуточных опор. В конце XVIII века внут­ренние стены и своды трапезной и храма были укра­шены декоративной лепниной. Великолепный ны­нешний иконостас конца XVII века работы белорус­ских резчиков установлен в 1948 году. Он перенесен из разрушенной в 1933 году московской церкви Нико­ла Большой Крест, стояв­шей на улице Ильинке.

Примерно в это же вре­мя в северной части мо­настыря построены Цар­ские чертоги — дворец для проживания цар­ских особ во время бого­молий. Как и у Трапез­ной церкви, фасад Чертогов был расписан «в пророка Иоанна Предтечи шахмат» и украшен бе­локаменной резьбой. В 40-х годах XVIII века парадные помещения второго этажа Чертогов были украшены лепниной работы выдающихся резчиков Михаила Зимина и Ильи Саевича. Внутри дворца сохранилось несколько расписных изразцовых печей того же сто­летия. В 1814 году Чертоги были переданы Москов­ской Духовной академии, которая расположена здесь и ныне. Позднее вокруг Чертогов были построены другие необходи­мые Академии зда­ния: больничный и классный корпуса, библиотека, баня.

Миниатюрная часовня у юго-западного угла Ус­пенского собора построена в конце XVII столетия над открывшимся при ремонте паперти собора источником целебной во­ды (в 1644 году). Стены этой часов­ни украшает бога­тый резной белока­менный декор.

Монастырские келлии и хозяйст­венные корпуса, расположенные по периметру запад­ной, южной и восточной стен, сооружены в XVI — XVII веках и позднее неоднократно перестраивались. В 2003 году при обследовании Казначейского кор­пуса, находящегося у западной стены, была обнару­жена первоначальная отделка здания 30-х годов XVI века с уникальным оформлением фасадов кокошни­ками с белокаменными вставками.

 

В XVIII веке Лавра украсилась несколькими архи­тектурными памятниками. В 1734 году над могилой преподобного Михея, присутствовавшего при посе­щении аввы Сергия Божией Матерью, у северо-за­падного угла Трапезной был устроен храм в честь явления Пресвятой Бо­городицы преподобно­му Сергию (Михеевская церковь). За колоколь­ней в 1746-1748 гг. на средства графа А. Г. Ра­зумовского был воздвиг­нут храм в честь Смолен­ской иконы Божией Ма­тери.В интерьере сохра­нился барочный иконо­стас, ранее стоявший в храме во имя мученицы Параскевы Пятницы в Москве, разобранном в 30-х годах XX века. В крипте под храмом погребен извест­ный проповед­ник и богослов XX века мит­рополит Кру­тицкий и Коло­менский Нико­лай (Ярушевич; f 1961).

В 1744 году, ввиду особой значимости в исторической и духовной жиз­ни Русского государства, Троице-Сергиеву монасты­рю было присвоено наименование Лавра.

Митрополичьи покои, расположенные напротив южного фасада Троицкого собора, известны с XVI ве­ка. В 1778 году, при митрополите Московском Плато­не (Левшине; 11812), они были капитально передела­ны и в таком виде дошли до наших дней. Ныне покои являются резиденцией Патриарха Московского и всея Руси во время его пребывания в Троице-Сергиевой Лавре.

Архитектурным центром ансамбля Лавры являет­ся шедевр русского барокко — знаменитая лаврская колокольня. Ее строительство началось в 1741 году, при императрице Елизавете Петровне, по проекту И. Я. Шумахера. Место для строительства было вы­брано архитектором И. Ф. Мичуриным. В связи' с этим разобрали поварню — древнейшую каменную постройку, сооруженную в 1469 году по проекту из­вестного зодчего Василия Дмитриевича Ермолина. Остатки поварни сохранились под южным крыльцом колокольни.Строительство колокольни было закончено в 1770 году по проекту архитектора Д. В. Ухтомского, при­ступившего к руководству ее строительством в 1747 году. Весь богатый белокаменный резной декор пяти ярусов колокольни, а также золоченая глава выполнены по ри­сункам Ухтом­ского лучши­ми русскими резчиками-белокаменщиками. На коло­кольне распо­ложено уни­кальное собра­ние колоколов, древней­ший из кото­рых (Никонов) относится к 1420 году, вре­мени игумен­ства преподоб­ного Никона Радонежского.Завершить описание жем­чужины рус­ской истории и культуры — Троице-Сергиевой Лавры — хочется замечательными словами историка В. О. Ключевского, сказанными им о преподобном Сергии: «... Духовное влияние Препо­добного Сергия пережило его земное бытие и перели­лось в его имя, которое из исторического воспомина­ния сделалось вечно деятельным нравственным дви­гателем и вошло в состав духовного богатства народа. Это имя сохранило силу непосредственного личного впечатления, какое производил Преподобный на со­временников; эта сила длилась и тогда, когда стало тускнеть историческое воспоминание, заменяясь церковной памятью, которая превращала это впечат­ление в привычное, поднимающее дух, настроение. Так теплота ощущается долго после того, как погас­нет ее источник. Этим настроением народ жил целые века; оно помогало ему устроить свою внутреннюю жизнь, сплотить и упрочить государственный поря­док. При имени Преподобного Сергия народ вспоми­нает свое нравственное возрождение, сделавшее воз­можным и возрождение политическое, и затвержива­ет правило, что политическая крепость прочна толь­ко тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило — самые драгоценные вклады Преподобного Сергия, не архивные или тео­ретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание. Нравственное богат­ство народа наглядно исчисляется памятниками деяний на общее благо, памятниками деятелей, внес­ших наибольшее количество добра в свое общество. С этими памятниками и памятями срастается нрав­ственное чувство народа; они — его питательная поч­ва; в них его корни; оторвите его от них — оно завя­нет, как скошенная трава. Они питают не народное самомнение, а мысль об ответственности потомков перед великими предками, ибо нравственное чувство есть чувство долга. Творя память Преподобного Сер­гия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими стро­ителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты. Ворота Лавры Преподобного Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей — только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его»

Завершив осмотр достопримечательностей Лавры, на выходе заглянем в лавку с монастырской выпечкой, чтобы подкрепиться и восстановить силы для дальнейшей прогулки по городу.Дальше мы отправимся в «Конный двор» - один из корпусов Сергиево-Посадского музея-заповедника, где проходят интересные выставки, семинары и фестивали. Чтобы попасть в «Конный двор» необходимо при выходе из Лавры повернуть налево и пройти мимо памятника Сергию Радонежскому вдоль стены Лавры 

до пруда, который носит название Белый. По пути мы встретим гостевую избу и русскую чайную, где так же можно подкрепиться.

 

А вот и "Конный двор", здесь всегда есть что посмотреть, окунуться в историю Российского государства.

 


После посещения экспозиций «Конного двора» нужно сделать очередную передышку, присев отдохнуть на лавочке у Белого пруда, полюбоваться пернатыми, которые плавают по его водной глади. Рядом с нами будут защитники отечества.

Дальнейше наш путь лежит вокруг Лавры: пройдя вдоль Северной ее стены, спускаемся к еще одному святому источнику – источнику преподобного Саввы Сторожевского. Около источника находится купель, где совершить омовение, а также часовня, где можно поставить свечку.

 

 

 

Посетив источник идем дальше вдоль стен Лавры.На нашем пути встречается больничный корпус (богадельня) . Живописный комплекс, построен в в 1893-1899 гг. по проекту А.А. Латкова. Комплекс включает главный корпус с церковью Иоанна Лествичника (закончен в 1895 г., храм освящен в 1896 г.), переходной корпус (1895-1896 гг.), инфекционный корпус для заразных больных (1894-1896 гг.) и ограду (1894-1896 гг.), которая, помимо больницы-богадельни, охватывает находящийся к югу Пафнутьевский сад. Все сооружения кирпичные, в псевдо-русском стиле, основанном на стилизации элементов архитектуры XVII века. Главный корпус - кирпичное здание, разделенное на две части находящейся посередине церковью Иоанна Лествичника. В южной части здания находилась больница, в северной - богадельня для престарелых монахов. На нижнем этаже, под церковью Иоанна Лествичника была устроена церковь Варвары. В переходном корпусе помимо переходной галереи размещались различные мастерские и типография. В советское время здания комплекса занимала районная больница. С 1989 года постройки бывшей больницы-богадельни находятся в ведении Московской духовной семинарии. 

 

 

Следующим пунктом нашего маршрута является Ильинская церковь, путь к которой также лежит дальше вдоль крепостной стены Лавры.

Церковь во имя святого пророка Божия Илии г. Сергиев Посад относится к старинным городским храмам. Она расположена в исторической части Сергиева Посада, недалеко от Троице-Сергиевой лавры, на живописном холме, склоны которого отражаются в глади вод широкого Келарского пруда. Миновав церковь и продолжив спуск по Ильинской улице попадаем к Келарскому пруду, вокруг которого организованы пешеходная и велосипедная дорожки, потому грех не воспользоваться благоустроенными путями для прогулки вдоль красивого пруда, на котором также, как и на Белом пруду, плавают птицы.

 

 

Отдохнем на лавочке рядом со святыми Петром и Февроньей Муромскими, так как посмотреть нам еще нужно много. Обогнув Келарский пруд оказываемся у протяженной лестницы, подъем по которой ведет к широко известному Музею игрушки. Я немного рассказывала Вам о нем. В этом музее представлена коллекция нашей, абашевской игрушки и еще десятки тысяч экспонатов.

 

Завершив посещения Музея игрушки спускаемся вниз и идем вдоль проспекта Красной Армии до пешеходного перехода, на котором пересекаем проспект и следуем дальше вдоль него же до улице Сергиевская. Поднявшись по этой улице в горку попадаем в финальную точку нашей прогулки – Блинная гора, или на языке жителей Сергиева Посада – «Блинка». Блинка – это смотровая площадка, откуда открывается живописнейший вид на Лавру. 

Распрощаемся с Троице-Сергиевой Лаврой, нас ждет еще одно интереснейшее место - Черниговский скит.

Гефсиманский Черниговский Скит является подворьем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Скит основан в 1844 г. наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры прп. Антонием (Медведевым) при участии свт. Филарета (Дроздова).  В 1847 г. при ските основано Пещерное отделение блаженным схимонахом Филиппом. Уединённая живописная местность привлекала монахов, жаждущих безмолвия, и скит вскоре стал местом тихого пристанища для более чем 400 монахов. После революции 1917 г. скит, как и большинство храмов и монастырей России, был закрыт. Монашеская жизнь вновь возродилась в скиту в 1990 г.

В Черниговском соборе находятся 2 чтимых списка с чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Черниговская Гефсиманская», рака с мощам прп. Варнавы Гефсиманского, рака с частичками мощей Киево-Печерских и других святых и камнем от гроба Божией Матери из Иерусалима. 

При входе в храм помещён образ Божией Матери «Молящаяся», писаный по металлу. В советское время использовалась как мишень – об этом свидетельствуют пулевые отверстия. Её присутствие напоминает нам о временах советского лихолетья. В пещерах в Иверской часовне находятся гробница прп. Варнавы Гефсиманского, а также гробница, в которой покоятся честные останки блаженного схимонаха Филиппа.

 

 На этом наше путешествие в Сергиев Посад закончилось. Конечно мы побывали не везде. Осмотреть за один день город с многовековой историей практически не возможно. Надеюсь Вам захочется еще и еще раз побывать в Сергиевом Посаде, окунуться в историю российского государства. 

"Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а что бы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, "чудного старца, святого Сергия"". 

Так писал Павел Флоренский.

 

Перейти к  экскурсии  "Православная дорога к Сергию Радонежскому"

 

Заказать поездку в Сергиев посад

 

Опубликовать в социальных сетях