TopTurizm Яндекс.Метрика
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гид-экскурсовод в Пензе Нина Лебедева

 

Спасский район Пензенской области

Спасский районСпасский район

 

Пересекая бесконечные поля и перелески, мы попадаем в Спасский район.

С эпохи бронзы до начала нашей эры территорию района заселяли племена срубной археологической культуры, в начале нашей эры – древняя мордва, около 8 века – буртасы, жившие чересполосно с мордвой-мокшей до конца 14 в. Культурное влияние оказывало на эти племена славяне-вятичи, оказавшиеся с 1129 г. в пределах Рязанского княжества, мурома, остатки половцев и волжские булгары. Буртасское княжество, находясь в вассальной зависимости от Волжской Булгарии, имело деревянные крепости по рекам Мокше и Ваду, развернутые фронтом против Рязанского княжества и половецких племен. По территории района проходило две крупные дороги. Одна из них в 16-17 вв. была известна как Вадовская – одно из направлений старинной большой дороги из Киева в Булгар через Вадовские ворота (в районе сел Вадинского района Ягановка, Пеньки, Бутырки), через с. Баранчеевку Спасского района, вдоль р. Шелдаис на Наровчат и Алатырь. Другая древняя дорога, Мокшанская, связывала Наровчат с Темниковом (через Шелдаис; далее в районе с. Дубровки был поворот на нынешний Спасск, оттуда на г. Темников). В период татаро-монгольского нашествия буртасы оказались данниками монголов. Их ослабевшие племена вместе с мордвой-мокшей в 1380 г. вынуждены были поддержать князя Олега Рязанского, выступившего на стороне Мамая во время Куликовской битвы (участие последнего на стороне Мамая связано, на наш взгляд, уязвимостью Рязанского княжества от Орды). В 1395 г. по спасской земле прошла армия среднеазиатского владыки Тамерлана, искавшего в наровчатской земле хана Золотой Орды Тохтамыша для расправы над ним. Не найдя Тохтамыша, бежавшего в Тюмень, Тамерлан предал огню все золотоордынские города и села, людей убивал или уводил в плен. Начавшаяся в это время чума, распространению которой способствовало огромное количество незахороненных трупов людей и скота, предельно опустошила территорию района.

Возрождение жизни началось лишь через несколько десятков лет. По старым заросшим дорогам стали ходить из района Алатыря и Темникова мордовские бортники в Замокшанье, в рощи верховьев Вороны и Хопра за диким полевым медом. От них о благодатном, забытом крае узнали в Москве. Заинтересованные в увеличении капитала для строительства крепостей, монастырей и храмов дворцовые и монастырские власти основали ряд поселений на реке Мокше, а с основанием Верхнего, Нижнего Ломовов, Керенска обратили внимание на малозаселенные земли нынешнего Спасского района. В 1654 г. к царю Алексею Михайловичу обратилось руководство Московского Новоспасского монастыря отдать монастырю пустующую землю между речками Мокрый и Сухой Липляй. Царь дал поручение шацкому воеводе изучить вопрос и отдать просимые земли монастырю с условием, что ими никто не владеет. Оказалось, что на них претендовала мордва, которой ранее пожаловал ее царь. Это было похоже на правду, однако документов на землю мордва не сохранила, и шацкие власти отписали Алексею Михайловичу, что здешним участком дикого поля незаконно владеет мордва деревень Мордовский Пимбур и Дракино. Поэтому царь пожаловал ее Новоспасскому монастырю. На месте мордовской деревни Жданки Богданова основалось в 1660-е гг. монастырское село Богданово, а также села того же Новоспасского монастыря Дерябкино и Хомутовка, Дубровка Новодевичьего монастыря и село Монастырское Московского Благовещенского монастыря. К монастырским крестьянам присоединились сотни беглых от помещиков, а также бобыли. Поначалу царские власти не преследовали беглых: они были нужны для возведения и ремонта крепостей, валов, выращивания хлеба и животноводческой продукции для служилых людей.
Часть земель была роздана служилым людям, несшим пограничную службу на линии Керенск – Нижний и Верхний Ломовы – Наровчат. Одной из главных их обязанностей являлся контроль за шелдаисской дорогой между пунктами Керенск – Наровчат и Нижний Ломов – Богданово (Спасск). Из последнего ездили в Темников и Шацк. Особое внимание уделялось верховьям Шелдаиса, где находился перекресток дорог Керенск – Наровчат и Нижний Ломов – Темников. На местных оборонительных чертах с середины 1630-х годов служили преимущественно касимовские и шацкие татары и мордовские мурзы. К концу 17 века татар и мордвы осталось незначительное количество по неясным пока причинам. Возможно, они подверглись расправе за участие в Крестьянской войне под руководством Степана Разина или были направлены в конце 17 в. под Азов. Возможно то и другое.
Одновременно с 30-40-х годов 17-го столетия шла раздача земельного жалования дворянам, служившим на здешних оборонительных линиях, а также однодворцам. Все это способствовало бурному притоку вольного и закрепощенного населения из центральных уездов России. Своеобразие района в том, что на его территории не было ни одной крупной дворянской экономии, господствовали до 1760-х годов крупные монастырские вотчины. Превращение последних в села экономических и государственных крестьян в годы ликвидации монастырского землевладения, на наш взгляд, пагубно отразилось на экономическом развитии региона. Оно еще более пало в связи с отдаленностью железных дорог и невозможностью использования мелководных рек в качестве путей доставки продукции к рынкам сбыта. 

Герб Спасского района - на синем поле золотая глиняная игрушка - свистулька. Такими игрушками славно село Абашево.

 

Перейти к экскурсии "Православная дорога к Сергию Радонежскому."

Опубликовать в социальных сетях