TopTurizm Яндекс.Метрика
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гид-экскурсовод в Пензе Нина Лебедева

 

Святыни Нижнеломовского Казанского мужского монастыря

 

Нижнеломовском Казанском монас­тыре находится святыня Русской Православной Церкви — чудотвор­ная Казанская икона Божией Матери, явившаяся в 1643 году на источнике.

 

Ико­на сия древнего письма живописью подоб­на чудотворному образу, явленному во гра­де Казани, но на четверть аршина меньше онаго: высота — 20 сантиметров, шири­на — 16,7 сантиметров.

В 1856 году доброхотными жертвова­телями града Нижнего Ломова на иконе была устроена золотая риза с серебряной короной, убранной бриллиантами. На челе' и раменах Пресвятой Богородицы было три звезды с бриллиантами — во образ При­сно девства Божией Матери. В 1859 году для иконы был устроен серебряный киот с полукруглым верхом, украшенный дра­гоценными камнями. Внизу киота имелась накладная серебряная надпись: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Вес ки­ота составлял' 16,5 фунта и 4 золотника (почти 6 килограммов).

 Чудотворная Казанская икона Божией Матери часто и на долгое время бралась в города и селения Пензенской епархии. На это время в иконостас помещался спи­сок сей иконы. Серебряная позолоченная риза с серебряной короной, убранная дра­гоценными камнями, была устроена в 1837 году. Список был того же размера, что и сама чудотворная икона. Серебряный киот, внутри вызолоченный, весом в 3,5 фунта (1,4 кг), также украшенный драгоценными камнями, имел внизу на финифти надпись: «Казанская».

Казанский образ Божией Матери до 1700 года назывался явленным (Летопись монастыря, листы 29 и 27), а с сего года, вследствие прошения граждан Верхнего и Нижнего Ломова, по Грамоте Царя Петра I, стал именоваться не только явленным, но и чудотворным и многоцелебным образом, что свидетельствует о многочисленных чудесах и исцелениях, от иконы совершавшихся.
Запись чудес уже в первые годы явления иконы велась в монастырской Летописи. Первым чудом, совершившимся от чудотворной Казанской иконы Божией Матери, было исцеление от болезни сына воеводы града Нижнего Ломова Ивана Косагова Григория (Летопись монастыря и «История Российской иерархии», т. 5, изд. 1813г.) Сохранился письменный документ, приложенный к Летописи неизвестным лицом иноческого чина, составленный в XVIII столетии. В сем документе указываются следующие два чуда, совершившиеся от святой иконы в год ее явления:

1) города Нижнего Ломова, Пешей слободы казак Владимир Карпов, страдавший 6 лет, исцелен пред явленною иконою от черного недуга;

2) той же слободы казака Афанасия Иванова дочь Клена, не владевшая руками и ногами 30 лет, чудесно исцелена пред сим же явленным образом.
Из Летописи монастыря известны следующие чудеса от святой иконы.
Вскоре после явления иконы в 1643 году последовало следующее чудо: «Прииде от града Ломова пономарь Софоний и ста на истопнице, где стояла чудотворная икона и нача от возжженных свеч падающия капли воска собирати воедино, хотя нести сии в дом свой и получити себе корысть, и абие нападе на него ужас велии и невидимая сила десную руку, дюже собираше воск, обрати вспять, от чего он (пономарь) стал кричати вельми, дондеже опамятовался стал молиться Пресвятой Богородице со слезами и каятися о сем пред всеми и абие бысть помощию Божиею и милоетию Пресвятой Богородицы управление руки якоже и первее».
Всего в Летописи за период с 1643 по 1717 год числится 109 чудес, именно: «исцелено больных руками — 10, глазами — 60, ногами — 9, страдавших тяжкою болезнию — 19, жестоким ревматизмом — 2, внутреннею болезнию — 2, глухотою — 1, расслаблением всего тела — 4, не владевшего рукою — 1, икотою и одышкою — 1».
С 1717 по 1822 год в Летописи запись чудес не велась.
В XIX столетии засвидетельствованных в Летописи чудес значится девять. Из них известны следующие.
1) В 1822 году по случаю сильной засухи помещики Соколовы взяли чудотворную Казанскую икону Пресвятой Богородицы в свое имение село Вопиловку, где по молебном пении дождь излился обильно. После сего Соколова попросила свою сродницу отереть пыль со святой иконы. Иеромонах Платон снял со святой иконы ризу, и лишь Анна Даниловна Зайцева коснулась полотенцем святой иконы, Лик Богоматери и Богомладенца исчез, остался виден лишь один правый глаз Богоматери. Ужас объял всех людей. Наконец, придя в себя, иеромонах Платон начал служить молебен пред иконой Божией Матери. Во время чтения акафиста Лик Богоматери и прочее изображение начали проявляться, и опять образ пришел в первоначальный вид.

2)        В 1832 году купец г. Нижнего Ло­мова Иван Волков страдал расслаблением всего тела. Врачи его лечить отказались. В видении некий старец увещевал Волкова идти в Казанский монастырь к чудотвор­ной иконе. Волков упросил своих домашних принести чудотворный образ Пресвятой Богородицы в свой дом, где по совершении молебного пения расслабленный полностью исцелился.

3)         В 1849 году дочь священника села 11ачелма отца Петра Покровского Надеж­да, четырех лет от роду, была расслаблена всем телом, болезнь лишила ее даже язы­ка. После молебного пения пред чудотвор­ной иконой Богоматери девочка получила исцеление и говорить стала свободно.

4)       В 1852 году раба Божия Мария Же- лудкова, жительница пригородной слободы Кривошеевки, страдала тяжким расслабле­нием всего тела. Во сне явилась ей Свето­носная Жена и убеждала ее идти в Казан­ский монастырь. Так как больная не могла ходить, то была привезена в обитель, где но совершении молебного пения пред чу­дотворной иконой получила исцеление и на своих ногах возвратилась в дом свой.

5)       В 1856 году дворянин Павел Соколов долгое время одержим был пагубным неду­гом пьянства и так был расслаблен, что без посторонней помощи не мог ходить и даже сидеть. Соколов привезен был в Казанский монастырь, где пред чудотворной иконой 11ресвятой Богородицы совершено было молебное пение, после которого больной почувствовал себя совершенно здоровым, так что в имение свое, село Вопйловку, возвратился на своих ногах, а пагубный порок пьянства совершенно исчез.

6)       В 1866 году по случаю холеры чудот­ворная Казанская икона была перенесена в село Поим. Во время молебна раскольник Родион Морозов стоял в шапке, смеялся и изрыгал хулу на святыню. Внезапно он упал на пол, из уст его, носа и ушей хлы­нула кровь, и он тут же умер в страшных мучениях.

7)          В том же селе Поим раскольница Губряева во время шествия крестного хода с чудотворным образом Пресвятой Бого­родицы стояла у ворот своего дома, про­износила хулу на святую икону. В тот же день в конвульсиях и страшных мучениях раскольница извергла свою богохульную душу.

8)        К этому же времени относится чудо, бывшее над купцом г. Чембара Филиппом Ивановичем Кува'рдиным, который стра­дал болезнью ног и был исцелен молитвой пред чудотворной иконой Божией Матери. По сему случаю он дал обещание ежегодно брать икону в г. Чембар для служения пред нею благодарственного молебна в память своего исцеления, что и продолжалось до смерти сего человека. О сем чуде известно было в окрестностях г. Чембара и вблизи монастыря.

9)          В 1898 году уроженец Пензенской губернии Михаил Сапожников написал из Московской губернии в Казанский монас­тырь письмо с просьбой отслужить моле­бен пред чудотворным Казанским образом 11ресвятой Богородицы об исцелении его жены Зинаиды и сообщил о своем исце­лении, бывшем в 1877 году. С трех лет от рождения левая рука Михаила была пора­жена и висела как плеть. Родители при­везли сына в Казанский монастырь, где совершено было молебное пение пред чу­дотворной иконой Богоматери на источнике при южной стене Казанского храма. Пос­тепенно рука, начиная от пальца «мизинца», стала приходить в действие и вскоре совершенно исцелилась.

О чудесах, совершившихся от иконы в начале XX века, настоятель архимандрит Гедеон повествует следующее. «Согласно желания Преосвященнейшего Гермогена (будущего священно мученика), епископа Саратовского и Царицынского, 15-го апреля 1906 года в г. Саратов прибыла из Н-Ломова Пензенской губернии Казанская икона Божией Матери и была Владыкою торжественно перенесена с крестным ходом, с участием городского духовенства и монашествующей братии, с вокзала железной дороги в кафедральный собор, а затем в крестовую церковь при архиерейском доме, при громадном числе молящихся.
Икона находилась в Саратове до 20-го июля и за все это время перед ней служились молебны с акафистами в присутствии многочисленного народа. Прихожане всех церквей Саратова в особо назначенные дни с крестными ходами под руководством местных священников являлись в крестовую церковь и брали чудотворную икону в приходские храмы, где пред иконой служились общие молебны с акафистом, а затем носили ее по домам для служения молебнов, по усиленной просьбе частных лиц».
Известны и случаи благодатного исцеления.
Проживавшая в Ильинском приходе мещанка Зиновия Роднова в течение восьми лет сильно страдала от порока сердца, ходила с трудом, и нa расстоянии нескольких саженей ей необходимо было садиться для отдыха. Услышав о прибытии в г. Саратов чудотворной Казанской иконы Божией Матери, она в тот же день решилась пойти помолиться пред этой иконои и усердно просить помощи в избавлении от своего недуга. С великим трудом добралась она до места пребывания иконы, крепко молилась во время служения общего молебна и по окончании молебна, когда со слезами веры прикладывалась к иконеу совершилось чудо: она мгновенно почувствовала успокоение и прекращение своей болезни. По ее словам, от сердца ее как бы отпали веревки, и она, чувствуя себя совсем окрепшей, из храма дошла до своей квартиры (на расстоянии около версты) без всякого отдыха. Об этом раба Божия Зиновия сообщила сама спустя несколько недель после исцеления и говорила, что возврата болезни не было и она чувствует себя совершенно здоровой. Прежнее же болезненное ее состояние доходило до того, что часто приходилось напутствовать ее Святыми Тайнами на дому, под страхом за ее жизнь.
Другой случай исцеления произошел с Андреем Степановичем Шлыковым, проживавшим на Соляной улице, около женского монастыря, в доме Ворониной. Продолжительное время он страдал болезнью ног. В середине мая 1906 года болезнь до того усилилась, что он совершенно не мог ходить и лежал в постели без всякого движения ног. Поэтому он попросил через своих родных принести икону к нему в дом. 20-го мая, ожидая прибытия иконы, больной усердно помолился Господу Богу и Его Пречистей Матери о своем исцелении и, по прибытии иконы, уже во время молебна почувствовал облегчение, а через день, 22-го мая, как только услышал о приближении иконы к его квартире, почувствовал еще большее облегчение своей болезни и сам мог без посторонней помощи приложиться к чудотворному образу Божией Матери.

Записавший этот рассказ А. Шлыкова 4-го августа был у него в квартире, где родные сказали ему, что тот чувствует себя здоровым и ушел заниматься своими делами.
Хозяйка дома, в котором совершилось дивное исцеление А. Шлыкова, сектантка П. Воронина, вразумленная чудом, обратилась к вере и брала к себе в дом чудотворную икону для служения пред нею молебна, который был совершен православным иеромонахом. Об этом случае сообщалось в «Саратовском Духовном Вестнике» (№33, 1906 год) «в назидание и утешение верующим чадам Православной Церкви и для вразумления достойных сожаления противников нашей Церкви».
Во время эпидемий, неоднократно посещавших Пензенскую губернию, заступлением и помощию Царицы Небесной, ни один из живущих в обители иночествующих не болел опасно и не умер.
В 1910 году в Пензенской губернии свирепствовала холера. В селе Кевде-Вершине умирало до 70-80 человек в сутки. Люди были в страхе и ужасе. Старики стали вспоминать, что в 1830 году, когда также свирепствовала холера, из г. Нижнего Ломова прибыла Казанская икона Божией Матери, и по милости Царицы Небесной мор прекратился. 11осле этого разговора были избраны люди и посланы в Казанский монастырь просить икону. На следующий день все село вышло навстречу иконе, был отслужен молебен, за которым слезно молились о помощи. В самом селе также отслужили молебен, а затем обнесли икону вокруг села. После этого икону стали брать в дома — и эпидемия враз прекратилась.
В память сего чуда в храме на стене была помещена чугунная доска с надписью о совершившемся чуде.
Недалеко от села Кевды, в селе Сулак, в котором тоже была холера, узнали о прекращении эпидемии в с. Кевда. Жители села стали просить святую икону, и по прибытии чудотворного образа холера прекратилась.
7 июля 1914 года крестьянка деревни Пичуры Наровчатского уезда Евфимия Яковлевна Кшнякина заявила, что сын ее Иван, двух лет и девяти месяцев от роду, совершенно не владел ногами. С больным сыном Евфимия пришла в Казанский монастырь, где попросила на источнике Божией Матери отслужить молебен о болящем, причем чудотворную икону и сына держала на руках. По окончании молебна Евфимия положила ребенка на пол и стала молиться Богу и Его Пречистой Матери об исцелении сына. Вдруг она увидела, что сын ее встал на ноги и сам пошел. И прославила она Бога за Его великую милость.
Однажды зимой священнослужители, сопровождавшие чудотворные иконы Богоматери и святого Иоанна Предтечи, переезжали на санях из г. Чембара в соседнее село по пути в Казанский монастырь. Когда ехали быстро на паре сильных лошадей, извозчик, приблизившись к оврагу, который круто спускался вдоль берега, на ходу повернул лошадей, и сани полетели в глубокий овраг. Долетев до дна оврага и опомнившись, все единодушно возблагодарили Заступницу Усердную за то, что никто не получил ни малейшего вреда, ни ушиба или ссадины, даже стекла на иконах не разбились. Одни лишь сани разлетелись на мелкие щепки. Все присутствовавшие почувствовали радость спасения от неминуемой смерти или тяжелого увечья. Извозчик повел под уздцы даже неиспугавшихся лошадей, а люди со святыми иконами пошли до села, чувствуя сладость спасения своего.

Во время страшных засух у граждан ло- мовских и окрестных деревень существовал благочестивый обычай брать святую икону Богоматери для молебствия на полях. По вере и молитве к Богородице пред Ея чудотворным образом в глазах молящихся всегда являлась милость Божия в обильном дожде, орошавшем поля их.
Между приходящими в обитель православными христианами нередко являлись и иноверные, особенно мусульмане, с приношениями и просьбами принять эти жертвы от них в знак усердия и благодарности за милости, явленные им от святыни монастырской.
Не многие из чудес оглашались всенародно, большая часть их остается ведомою Единому Богу, творящему чудеса.
Чудотворный Казанский образ Божией Матери с великим благоговением и верою почитался по всей Пензенской и даже соседним губерниям — Саратовской и Тамбовской. «Куда ни берут этот святой образ, по селам и городам, — повествует Летопись, — везде встречает его народ в несметном числе, повергаясь долу благоговейно и молясь Небесной Заступнице рода христианского».
Сохранилось несколько свидетельств об исцелениях пред Чудотворной Казанской Нижнеломовской иконой за 1910-11 гг.
26 апреля 1910 года крестьянка села Летяжевка Балашовского уезда Саратовской губернии Евдокия Поликарповна Дрогунова исцелилась от беснования, что с подписью засвидетельствовал крестьянин села Альшанка Михаил Яковлевич Струков.
От беснования были исцелены также и крестьянки села Альшанки Балашовского уезда Саратовской губернии: Анастасия Яковлевна Малюжина, Анна Андреановна Агафонова и Стефанида Николаевна Малюжина, что также засвидетельствовал Михаил Яковлевич Струков.
Крестьянка села Асиновки Аткарского уезда Саратовской губернии Пелагия Сапрыгина была исцлена от беснования, что засвидетельствовал крестьянин села Урусова Афанасий Андреевич Сафонов.
От беснования была исцелена крестьянка села Софинки Аткарского уезда Саратовской губернии, в чем удостоверила крестьянка села Выселки Матрона Андреевна Юркова.
Исцелена от беснования была Екатерина Симеоновна Щукина из деревни Славновки Аткарского уезда Саратовской губернии, о чем засвидетельствовал крестьянин этой деревни Феодор Леонтьевич Сисин.
Была исцелена от беснования крестьянка села Скачихи Уметовской волости Кирсанского уезда Тамбовской губернии Елизавета Яковлевна Кулюкина, о чем засвидетельствовал крестьянин деревни Ханищевки Бутурлинской волости Сердобского уезда Саратовской губернии Лука Егорович Павлов.
23-го февраля 1911 года крестьянка села Юлова Городищенского уезда Пензенской губернии Пелагия Яковлевна Пулина исцелилась от мучившей ее 18 лет падучей болезни, сопровождавшейся постоянной головной болью. Об исцелении засвидетельствовал племянник ее Степан Прокопьевич Трушин.
В феврале 1911 года исцелилась крестьянская девочка семи лет из села Слекотарки Сердобского уезда Саратовской губернии по имени Анна, в чем удостоверил крестьянин деревни Уваровка Чембарского уезда Пензенской губернии Прокопий Кузьмич Синягин.

1-го марта 1911 года была исцелена от беснования крестьянка села Новая Толковка Нижнеломовского уезда Пензенской губернии Анна Феодоровна Швирева, о чем засвидетельствовал крестьянин того же села Димитрий Григорьевич Швирев.
Исцелена была от беснования сороколетняя крестьянка деревни Потьма Балашовского уезда Саратовской губернии Евдокия Сергеевна Родникова, страдавшая 25 лет. Об исцелении засвидетельствовал мещанин города Сердобска Саратовской губернии Георгий Васильевич Кузнецов.
6-го марта 1911 года исцелилась от падучей болезни крестьянка деревни Авдотино атского уезда Тамбовской губернии Акилина Михайловна Алексиева, в чем удостоверил крестьянин села Ростовки Сердобского уезда Саратовской губернии Леон Ефимович Тимохин.
25-го марта 1911 года исцелился от падучей болезни двадцатисемилетний крестьянин села Алексеевка Сердобского уезда Саратовской губернии Иаков Егорович Богатов, о чем засвидетельствовал крестьянин села Краснополье Алексеевской волости 11ензенской губернии Максим Вишунин.
25-го марта 1911 года исцелилась от падучей болезни крестьянка села Алексеевка Сердобского уезда Саратовской губернии Пелагия Сушкова, в чем уверил крестьянин села Краснополье Алексеевской волости Пензенской губернии Максим Павлушин.
22-го июня 1911 года крестьянка деревни Новая Петровского уезда Саратовской губернии Макрина Савельевна Макарова исцелилась от падучей болезни, которой страдала 25 лет. Об исцелении засвидетельствовал крестьянин Иван Тюлюкин.
Несчетные сонмы народа стекались в обитель для поклонения Божией Матери, особенно в день празднования явления Ея святыя иконы во граде Казани — 8 июля. В сей день богомольцы стекались в таком множестве, что священнослужители едва успевали служить многочисленные молебны и акафистово пение Богородице.
Кроме торжественного служения в монастыре, в день Казанской иконы Божией Матери, ежегодно из города Нижнего Ломова совершался крестный ход. Предание говорит, что сей крестный ход начался со времени основания обители, и надобно полагать, что он был современен явлению чудотворной иконы. Каждый год 8 июля перед Божественной Литургией из городских церквей града Нижнего Ломова духовенство, взяв хоругви и святые иконы, направлялось крестным ходом в Казанский монастырь. Настоятель с братией встречал крестный ход у монастырских Святых враг с чудотворным Казанским образом Божией Матери, и все вместе шли к источнику, где явилась святая икона. Здесь настоятель вместе с братией и всем городским духовенством совершал Богоматери акафистово пение с водосвятием.
Над святым источником в 1890 году, вместо обветшавшего сооружения была установлена «новая просторная благолепная сень на восьми чугунных и деревянных столбах, убранная чугунной и деревянной резьбой».

Другой святыней Казанской обители является чудотворный образ святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Устное предание говорит, что икона сия явилась на роднике в селе Серый Ключ Нижнеломовского уезда. По преданию, в то время, когда явилась икона святого Иоанна Предтечи, села Серый Ключ еще не существовало, а было только несколько изб, в которых жили казаки. Увидев явленную икону на ключе, казаки дали знать о сем гражданам города Нижний Ломов. Жители, прибыв на место явления, взявши сию икону, перенесли ее в город и поставили в церковь, но икона чудесным образом скрылась и опять была обретена на месте прежнего своего явления. Это повторялось несколько раз. Наконец, иноки Казанской обители пожелали взять сию икону в храм Пресвятой Богородицы, с тем чтобы в честь святого Иоанна Предтечи соорудить особый храм. Когда же ночествующими икона была принесена в монастырь, то уже более не возвращалась на прежнее место своего явления. Тогда сразу же приступили к сооружению храма, в который после и внесли сию святую икону.

Образ сей простой древней живописи в длину — 7 верш. (31см), в ширину — 6 верш. (24,7см). Святой Иоанн Предтеча изображен на ней в образе Ангела с крыльями. Серебряная в позолоте риза с венцом, украшенная драгоценными камнями, была устроена в 1831 году усердием наровчатского помещика Павла Ивановича Соколова в благодарность за милости, полученные им от Господа чрез сей святой образ. Серебряный киот изготовлен был по заказу во граде Москве в 1850 году, усердием граждан града Краснослободска по великой их вере в сей святой образ. Внутри киота в сиянии находилось изображение Святого Духа в виде голубя, обложенное драгоценными камнями.
На место явления иконы 24 июня (в день празднования Рождества святого Иоанна Предтечи) и 29 августа (в день Усекновения его честной главы) из ближайших селений стекались богомольцы для совершения молебнов. Народ православный имел к сей иконе особое благоговение, так, что при посещении обители почти одинаково почиталась сия икона вместе с Казанским образом Божией Матери. Молебны на источнике никогда не совершались без образа святого Предтечи. Во времена засухи и эпидемий из обители выносились для молебнов оба святых образа, пред которыми с одинаковым благоговением возносились усердные молитвы.
Поскольку икона святого Иоанна Предтечи часто и на долгое время вместе с Казанскою иконою Божией Матери выносилась в города и селения Пензенской губернии, то вместо нее в обители оставался список иконы. Риза и венец на списке были серебряными в позолоте, украшенными 18-ю драгоценными камнями. На ризе, на свитке в руке святого Предтечи текст: «Се Агнец Божий вземляй грехи...» (Ин. 1, 29) Икона была помещена в медном посеребренном киоте с полукруглым верхом. Риза и киот были устроены усердием братии монастыря в 1881 году.

По преданию, Иверская икона Божией Матери в Казанской обители была списана с Московской Иверской иконы Пресвятой Богородицы архимандритом Варлаамом, когда он был в Московском Донском монастыре наместником, и привезена была им в Нижнеломовский монастырь, когда он вторично был назначен настоятелем оного. Икона была написана в старинном греческом стиле. Кованая, серебряная в позолоте риза на сей святой иконе была устроена, по просьбе отца настоятеля, Бронницким почетным гражданином Иваном А. Кононовым в 1860 году в Москве и фабрикантом церковной утвари Полтавцевым. По художественному изяществу работы риза сия составляла многоценную редкость.

Иверская икона Божией Матери с благоговением почиталась жителями города Нижнего Ломова и приходящими на поклонение в обитель богомольцами. Во время общественных бедствий Иверскую икону брали в крестные ходы, и при молебствии о бездождии, по вере своей, часто получали помощь Царицы Небесной. Поэтому пред сею иконою поклонялись с таким же благоговением и верою, как и пред чудотворным явленным Казанским образом Божией Матери.

 

Опубликовать в социальных сетях