TopTurizm Яндекс.Метрика
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гид-экскурсовод в Пензе Нина Лебедева

 

В рамках нашей экскурсии хочу подробнее остановиться на истории Рязанского Свято-Троицкого монастыря. 

Рязанский Свято-Троицкий монастырь находится в западной части г. Рязани при впадении р. Павловки в Трубеж (приток Оки). В старину этот монастырь именовался также «Троицким Усть-Павловским», или «Троицким, что усть реки Павловки». В древности эта местность была покрыта лесом, через который пролегала дорога, ведшая из Переяславля Рязанского в Коломну.

Время основания Троицкого монастыря в точности неизвестно. Одни историки относят его к нач. XIII в. (1208 г.), когда Рязанский епископ Арсений I (1198 – 1213), при князе Романе Глебовиче, «заложил новые укрепления вокруг Переяславля Рязанского…». Другие относят время его основания к началу правления Рязанским княжеством Олега Ивановича (1351 г.), который, оберегая стольный град от многочисленных набегов, создал вокруг Переяславля Рязанского сеть монастырей-крепостей. Рязанские историки – священник Иоанн Добролюбов и Л.И. Денисов – считают, что Рязанский Троицкий монастырь был заложен вел. кн. Олегом Ивановичем Рязанским в память примирения его со св. блгв. кн. Димитрием Ивановичем Московским (Донским) в конце XIV в. По мнению же некоторых, обитель открыта во времена внука Олега Ивановича – Ивана Федоровича, в честь св. прп. Сергия, причисленного в 1452 г. к лику святых.

По свидетельству летописей, св. Димитрий Донской, не желая тратить военных сил на борьбу с вел. кн. Олегом Рязанским, поехал в Троице-Сергиеву Лавру и упросил старца-настоятеля прп. Сергия Радонежского провести переговоры с рязанским князем. Исполняя просьбу св. блгв. кн. Димитрия «тое же осени (1385 г.) в Филипово говенье игумен Сергий сам ездил на Рязань к Ольгу о мире: прежде того многи ездиша к нему, и никто возможе утолити его. Преподобный же старец кроткими словесы и благоуветливыми глаголы много беседовал с ним о мире и любви: князь же Олег преложи свирепство свое на кротость, и умилися душею, и устыдеся столь свята мужа, и взя со князем великим мир вечный». Однако прп. Сергий не «прямо вступил в княжеский дворец», а перед тем «обнощева» (переночевал) в Троицком монастыре, в котором в то время церковь и кельи были деревянные.

В XIV – XVI вв. Рязанское княжество многократно подвергалось набегам татаро-монгольских орд, поэтому все «крепости и другие записи», относящиеся к монастырской истории, были истреблены. Первое последующее упоминание о монастыре встречается лишь в конце XVI в. (Писцовые книги 1595, 1596, 1597 гг.).

Сергиевская церковь расположена в 7 м южнее Троицкого собора. Построена в 1697 г. стольником Иваном Ивановичем Вердеревским. Новая каменная церковь сооружена на месте деревянной и первоначально называлась Иоанно-Предтеченской с приделом в честь св. Сергия Радонежского. В 1752 г. по обету на средства рязанского дворянина Алексея Петровича Вердеревского (внука И.И. Вердеревского), взамен прежней Иоанно-Предтеченской была построена каменная Сергиевская церковь, а прежний храм превращен в придел (разобран по ветхости в 1815 – 1819 г. архимандритом Мелхиседеком). В 1852 г. к Сергиевскому храму на средства потомственной почетной гражданки Александры Алексеевны Анзимировой пристроен северный придел в честь иконы Божией Матери «Феодоровской», освященный 24.10.1852 г. свт. Гавриилом (Городковым). В 1888 г., параллельно Феодоровскому приделу на средства купца Димитрия Евдокимовича Юкина вновь был устроен придел в честь Иоанна Предтечи, освященный 12.11.1889 г. преосвященным Феоктистом (Поповым). Ввиду несоответствия Феодоровского придела главному храму по высоте и по ширине, он был разобран, и на его месте на средства Д.Е. Юкина выстроен новый (в 1902 – 1904 гг.), освященный 28.10.1904 г. настоятелем монастыря преосвященным Владимиром (Благоразумовым). Под этим приделом, вдоль всей северной стороны, расположен склеп площадью около 100 м? для погребения членов семейства Юкиных.

Кирпичный храм с продольно-осевой композицией принадлежит к типу церквей русского барокко, восходящему к образцам I пол. XVIII в. К бесстолпному двухсветному четверику храма с востока примыкал прямоугольный алтарь, расширенный в 1913 г. по проекту рязанского епархиального архитектора И. Цеханского. Трапезная перекрыта коробовым сводом. С запада к трапезной примыкала паперть с плоским перекрытием. Двухсветный четверик храма перекрыт пологим сводом, кровля четверика – четырехгранным шатром по деревянным стропилам с железной кровлей, увенчана деревянным глухим фонарем и луковичной главкой. Антаблемент четверика сооружен из тесаного кирпича, расщепленный в виде фронтончиков по сторонам фасадов. Окна церкви верхнего и нижнего яруса в 1809 г. были соединены и, таким образом, вместо четырех окон на стенах сделано два с полукруглым верхом. В том же году в западной стене устроен вход для соединения с Предтеченским приделом. Полы церкви и приделов выложены поливными орнаментальными плитками. После закрытия монастыря в интерьере церкви росписи были заштукатурены. С южной стороны Предтеченского придела имеется вход в подвальные помещения церкви. Размеры: трапезная – 12х9 м; храм – 9х98м; алтарь – 7х9 м; левый придел – 19х8,5 м; правый придел – 19х7,4 м.

Троицкая церковь, с приделом во имя свт. Алексия, митрополита Московского, была построена на месте одноименного деревянного храма (исследователи предполагают, что он, возможно, пострадал во время пожара 3 сентября 1647 г., когда выгорела большая часть Переяславля Рязанского) в 1695 г. иждивением переяславского стольника Ивана Ивановича Вердеревского и освящен митрополитом рязанским Авраамием. Здание кирпичное, оштукатуренное и покрыто железом. Сооружена в формах русского барокко и принадлежит к типу «восьмерик на четверике». Переход от основания к восьмерику был осуществлен с помощью ступенчатых тромпов. Композиция здания предельно проста – основной продольный объем, состоящий из трехсветного храма и двухсветных трапезной и алтаря. Световой восьмерик был увенчан восьмидольным куполом, завершавшимся глухим граненым фонарем с луковичной главкой. Значительно вытянутая трапезная заканчивалась папертью и деревянным тамбуром. Трехчастная апсида имела сомкнутые своды, соединенные между собой проемами. Архитектурный декор из тесаного кирпича – типичен для конца XVII в. Внутренний декор и живопись не сохранились. В 1879 г. рязанским губернским архитектором А. Кривцовым был разработан проект на расширение трапезной церкви. В алтаре и храме были подняты на 5 аршин стены, также на 5 аршин был поднят свод, с приведением всех окон храма на одинаковую высоту. Таким образом, было устроено верхнее помещение трапезы, которое впоследствии – в 1913 г. – было разобрано. В 1949 г. здание Троицкой церкви было приспособлено под производственные мастерские завода автомобильной аппаратуры. К зданию с западной и северной стороны пристроены заводские корпуса, сильно исказившие внешний и внутренний облик храма. Размеры собора: храм – 11х11 м; трапезная – 13х11 м; апсида – 5,4х11 м.

 

Колокольня была сооружена в монастыре в 1697 г. одновременно с Троицкой соборной церковью. Она была расположена против той же церкви, в северной части монастырской ограды, обращенной к реке Павловке, и представляла собой трехъярусное кирпичное сооружение над святыми вратами. В основании имела 9,4х9,4 м. Нижний ярус был перекрыт крестовым сводом, державшим второй квадратный ярус меньшего размера. Третий ярус – высокий четверик, прорезанный проемами звона и перекрытый восьмидольным куполом с глухим барабаном и главкой.

На колокольне находилось 8 колоколов, самый большой из них, отлитый в 1862 г., весил 258 пудов 33 фунта, колокол полиелейный, отлитый 15.07.1905 г., весил 68 пудов, один из зазвончиков также был приобретен в 1905 г. Колокольня была отремонтирована снаружи в 1905 г.

В 1919 г. монастырь был лишен своего статуса. В 1950-х гг. в колокольне были устроены мастерские местного завода автомобильной аппаратуры.

До настоящего времени колокольня не сохранилась.

 Главной святыней монастыря являлась чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Древний список пожертвовал обители потомственный гражданин г. Рязани купец Григорий Гаврилович Анзимиров после чудесного случая, произошедшего с ним благодаря этому образу. 24 октября 1852 года икона была торжественно перенесена в обитель святителем Гавриилом Рязанским и помещена в северном приделе Сергиевского храма, освященном в тот же день в честь этого образа. От иконы совершались многочисленные исцеления, свидетельства о которых зафиксированы в монастырской летописи. После закрытия монастыря в годы советской власти образ оказался за пределами обители. В настоящее время он находится в Борисо-Глебском соборе г. Рязани, а в монастыре хранится список Феодоровской иконы, сделанный в 1998 г., также прославившийся чудотворениями. До сегодняшнего дня в обители пребывает чтимая Казанская икона Божией Матери, сохранившаяся с дореволюционного времени, перед которой еженедельно совершается акафист.

В ограде монастыря находился древний некрополь, на котором производились преимущественно почетные захоронения: духовных лиц, благотворителей, людей известных фамилий. Среди них: архиепископ Иринарх (Попов), архимандрит Иоанн (Оболенский), Вердеревские, Рюмины,  Андрониковы, Нарышкины, Дубовицкие, Орловы, Медынцевы, Замятины, Живаго, княгиня М.И. Кропоткина, грузинская царица фрейлина Мария и другие.

На кладбище Троицкого монастыря упокоился знаменитый зодчий конца XVIII – начала XIX века Матвей Федорович Казаков, архитектурный гений которого во многом определил облик Москвы. В 1812 г. при спасении от наполеоновского войска М.Ф. Казаков вместе с родственниками оказался в Рязани, где вскоре скончался и согласно записи в метрической книге Николаевской «что за Лыбедью» церкви, был «погребен всем причтом в Троицком монастыре». Предположительно захоронение было произведено за алтарем Сергиевского храма. В 1914 году при расширении алтарной части останки зодчего были перезахоронены в нескольких метрах восточнее, над могилой установили памятник в виде обелиска из черного мрамора с надписью: «Здесь покоится прах зодчего Казакова Матвея Федоровича (1738 – 1812)».  При регистрации надгробий на Троицком кладбище в 1931 году под № 124 значился памятник Казакову. Однако в годы советской власти Троицкое кладбище так же, как и сам монастырь, подверглось разорению: решение о его ликвидации было принято Исполнительным комитетом Рязанского городского Совета депутатов трудящихся 13 марта 1941 г.  Окончательно оно было уничтожено в 1974 году при закладке котлованов под фундаменты зданий завода автоаппаратуры. Так, место захоронения известного зодчего было утеряно. В 2002 году, в период празднования 190-летия со дня кончины М.Ф. Казакова была предпринята попытка отыскать останки выдающегося архитектора на основании архивных данных и показаний свидетелей, однако поиски не увенчались успехом.

Троицкий монастырь был лишен своего статуса в 1919 г., но оба его храма продолжали действовать в качестве приходских церквей. 23 апреля того же года было создано братство Свято-Троицкого монастыря, которое возглавил иеромонах Прокл (Кузнецов), в будущем архимандрит, наместник обители. Впоследствии он был арестован и дважды находился в ссылках.  Полностью храмы были закрыты в 1940 г. В зданиях монастыря в различные годы размещались Учебный комбинат, мастерские завода автоаппаратуры, автошкола, использовались они и в качестве жилых помещений.

Исторический статус Свято-Троицкому монастырю был возвращен Указом Святейшего Патриарха Алексия II († 2008) от 26 декабря 1995 г.

 

 

Перейти к экскурсии " Православная дорога к Сергию Радонежскому"

 

 

Опубликовать в социальных сетях