TopTurizm Яндекс.Метрика
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гид-экскурсовод в Пензе Нина Лебедева

 

Православная дорога к Сергию Радонежскому.

 

Дорогие мои путешественники !

Мы отправляемся с Вами в дальний путь , длина которого примерно 700 километров. Мы пробудем  в пути около 11 часов. Перед нами пронесутся просторы нашей любимой Родины. Наша экскурсия называется  "Православная дорога из Пензы к Сергию Радонежскому". На протяжении всего пути я буду рассказывать Вам о тех населенных пунктах, которые мы будем проезжать. Вы можете ознакомиться с картой нашего путешествия.

А сейчас приятного Вам пути. 

 

 

Как свет сойдется клином,

Так волею небес

В служении едином

Сойдутся меч и крест.

 

Одну приемлю веру,

О ней одной молюсь:

Кто защищает веру,

Тот защищает Русь.

 

И мы с тобой по чести

Одну глаголем речь,

Чтоб воссияли вместе

Святые крест и меч.

 

Одна у нас молитва,

Одна у нас мечта,

И Русь одна, и битва

За Господа Христа.

 

Е.В.Лукин «Радонежская оратория»

 

Так благословил Сергий Радонежский Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

Празднуя 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Ра­донежского, россияне отмечают начало той нравственной основы, на которой зиждется и поныне наше независимое государство, обладаю­щее полноправным суверенитетом. Они отмечают начало того дей­ствительного всенародного единения, направленного на творческое созидание, но непримиримого к внутренним нестроениям и распрям. Они отмечают сотворение той мощной духовной скрепы, которая в едином порыве соединила святой крест Сергия Радонежского и до­блестный меч Дмитрия Донского во имя свободной России и право­славной веры. Ибо, только действуя вместе в согласии и мире, сила духовная, небесная и сила мирская, земная способны и сотворить, и уберечь нашу религию, нашу культуру, наше государство.

 На первый взгляд, житие преподобного Сергия немногим отличается от жизнеописаний иных праведников, причисленных к лику святых. Он родился 3 мая 1314 года в селе Варница, неподалеку от Ростова Великого, в знатной боярской семье Кирилла и Марии. После смерти родителей юноша удалился в дремучие радонежские леса и на холме Маковец основал пустынь, где воздвигнул небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы. Старший брат, первоначально помогавший ему, не выдержал суровых испытаний и через год ушел в московский монастырь. Оставшись в полном уединении, которого духовно жаждал с отрочества, отшельник принял монашеский постриг под именем Сергия. Со временем к нему в пустынь стали стекаться монахи. Образовалась Троицкая обитель, и ее основатель по настоянию братии стал игуменом, хотя сам никогда не стремился кем-либо повелевать. Добродетельный игумен никому не отказывал в помощи, исцеляя больных, защищая бедных, увещевая богатых, примиряя враждующих князей. Слава о чудесных деяниях Сергия долетела до Константинополя: сам вселенский патриарх Филофей прислал ему грамоту, пожелав мира и благодати. Высокий духовный авторитет Сергия стал на Руси неоспорим, и поэтому именно в Троицкую обитель отправился великий князь московский Дмитрий за благословением на битву с ордынским темником Мамаем. Прозорливый Сергий предрек русскому полководцу победу на Куликовом поле, а впоследствии в память об этой победе по поручению великого князя Дмитрия построил на реке Дубенке монастырь во имя Пречистой Богородицы. Накануне кончины игумен Сергий заповедовал братии иметь страх Божий, душевную чистоту, нелицемерную любовь и отошел к Господу 25 сентября 1392 года. Вот вкратце и весь жизненный путь преподобного Сергия, в котором, кажется, нет ничего отличительного от славного пути другихх русских святых, за исключением, быть может, благословения князя Дмитрия Донского на битву и пророчества о неизбежной его победе. Но ведь и это было обычным явлением на крещеной Руси, когда тот или иной князь перед походом обращался к своему духовному пастырю за благословением. Кажется, нет ничего отличительного и в том, что Сергий установил традицию пустынножительства в дальних глухих местах и основал на Руси несколько монастырей. В куда более дальней пустыне подвизался его соратник — преподобный Стефан Великопермский, а первосвятитель Алексий, митрополит московский и всея Руси чудотворец, с не меньшей ревностью основывал обители. Да и миротворческих заслуг у того же Алексия в силу высокого положения было куда больше: он не только примирял враждующих русских князей, но и умиротворял гневливых ордынских ханов.

И все же среди этих и многих других подвижников Русской земли ныне выделяется именно преподобный Сергий Радонежский. Именно ему в первую очередь воздаются великие почести от благодарных потомков. Именно его имя первым блистает на памятных скрижалях нашего Отечества. Почему?

Сегодня, наверное, никому не надо объяснять, какое значение имела победа князя Дмитрия Донского в Куликовской битве для судеб русского народа и русского государства. С нее началось движение Руси к окончательному освобождению от монголо-татарского ига и обретению полноценной независимости или, говоря современным языком, суверенитета. Победа на Дону вдохнула в души наших предков неколебимую веру в собственную мощь, в собственные силы, развеяла рабский страх и боязнь перед иноземными завоевателями, вернула русским гордое чувство собственного достоинства. Именно такую победу предрекал Дмитрию Донскому преподобный Сергий Радонежский и именно на такую битву благословлял. Он не просто осенил крестом отважного князя, не просто окропил святой водой его верных соратников, но и преподнес неожиданный дар, отрядив в поход

двух своих иноков — Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Князь Дмитрий надеялся обрести у старца иконописный образ Господа для духовной поддержки в жестокой сече, а в результате получил нечто большее — живой образ Господних сил, способных сокрушить самого грозного врага. Мало того, накануне самой битвы, когда русские ратники стали в боевой порядок между Доном и Непрядвой, на поле Куликовом появился посланец Троицкой обители, который вручил князю Дмитрию своеручную грамотку преподобного Сергия с призывом не терять времени и мужественно сразиться с врагом: «Да поможет тебе Бог и Троица».

Как видно, преподобный Сергий оказался самым решительным вдохновителем Куликовской битвы — настоящим воином Христовым.

Но и для него этот выбор был нелегким. В отличие от других сословий, страждущих под монголо-татарским игом, православное духовенство пользовалось небывалыми привилегиями, поскольку ханы, пытаясь расколоть правящую на Руси верхушку, даровали ему свободу от всякой дани, от всякой пошлины. «Сии люди, — глумливо объяснялось в ханском ярлыке, — молитвою своею блюдут нас и наше воинство укрепляют». К тому же и главой духовенства — митрополитом всея Руси — становился иерей, нередко греческого происхождения, благословленный вселенским патриархом в далеком Константинополе.

И вот среди этого духовенства, как бы независимого на своей земле, но в той или иной степени подневольного чужеземным властителям, вдруг появился пастырь, который отказался брать всякую милостыню от окрестных крестьян, обремененных ордынскими податями. Он по­велел братии питаться своим трудом, тем самым не пожелал встать на одну сторону с угнетателями и воспользоваться ханскими приви­легиями. Более того, этот самый пастырь, незадолго до Куликовской битвы, наотрез отказался принять из рук умирающего первосвятителя Алексия русскую митрополию, потому что в противном случае ему пришлось бы сначала отправиться в Константинополь за патриаршим благословением, а потом прибыть в Орду на поклон. Совершив такие поступки, преподобный Сергий не имел бы никакого морального права призвать великого князя на решительную битву с ордынцами, при­звать русский народ к сопротивлению.

Итак, именно высокая нравственная чистота, основанная на любви к Богу, любви к родной земле, любви к ближним, позволила преподобному Сергию стать непререкаемым духовным водителем русского народа. Далекий от политических хитросплетений и чуждый всякого властолюбия, он никогда не искал благорасположения иностранных правителей, как это приходилось делать митрополиту Алексию. Даже в борьбе с междоусобицей русских князей радонежский старец имел моральные преимущества перед первосвятителем Алексием. Потому что Алексий был выпестован московским духовенством и на митрополичьей кафедре проводил политику в интересах, разумеется, московских правителей, тогда как преподобный Сергий в отрочестве претерпел от них гонения и разор. Казалось бы, он мог дать волю своим личным обидам, припомнить вынужденное переселение семьи из Ростова Великого в сельцо Радонеж, но никогда не делал этого.

Напротив, преподобный Сергий в самых разных ситуациях всегда выбирал сторону великого князя московского, считая необходимым укрепление единодержавия. Так он действовал, когда уговаривал подчиниться Москве ростовского князя Константина Васильевича, рязанского князя Олега Ивановича или нижегородского князя Бориса Константиновича. Причем, стремясь достичь единства Русской земли, он прибегал к такой крайней мере, как временное затворение всех церквей и запрещение всех богослужений в Нижнем Новгороде, чтобы вызвать недовольство православных горожан антимосковской позицией местной власти. Наконец, в 1389 году преподобный Сергий Радонежский лично засвидетельствовал Духовное завещание великого князя московского Дмитрия Донского, которое установило новый порядок передачи великого княжения, отвергая необходимость утверждения его в Орде и, в конечном счете, пресекая всякую крамолу.

 Ослепительно чистые нравственные ризы преподобного Сергия не возвышали его до гордыни, но утверждали в нем истинное благородство, не разрешая унижать других или унижаться самому. Инок Троицкой обители Епифаний Премудрый, составляя житие ее основателя, включил в него притчу о том, как однажды в Москву прибыл некий епископ из Константинополя и, услыхав о святом старце, надменно усмехнулся: «Разве может в этой земле явиться такой светильник веры, особенно в наше время?» Однако, придя в Троицкую обитель и увидев Сергия воочию, он тут же внезапно ослеп и пребывал в полной тьме, пока святой не исцелил сего раскаявшегося грека.

 Во все времена церковь благословляла народ на ратные и трудовые подвиги во имя Родины.  Не случайно очень часто православные храмы и памятники  боевой славы находятся рядом.

Перейти к экскурсии "Православная дорога к Сергию Радонежскому"

Опубликовать в социальных сетях