TopTurizm Яндекс.Метрика
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гид-экскурсовод в Пензе Нина Лебедева

 

Пешком по Воронежу

Экскурсии в Воронеж

Пешеходная экскурсия по Воронежу ч.1

Пешеходная экскурсия по Воронежу ч.2

Пешеходная экскурсия по Воронежу ч.3

Пешеходная экскурсия по Воронежу ч.4

Пешеходная экскурсия по Воронежу ч.5

Пешеходная экскурсия по Воронежу ч.6

Пешеходная экскурсия по Воронежу ч.7

Пешеходная экскурсия по Воронежу ч.8

Пешеходная экскурсия по Воронежу ч.9

Пешеходная экскурсия по Воронежу ч.10

Пешеходная экскурсия по Воронежу ч.11

Пешеходная экскурсия по Воронежу ч.12

Пешеходная экскурсия по Воронежу ч.13

Пешеходная экскурсия по Воронежу ч.14

Пешеходная экскурсия по Воронежу ч.15

Пешеходная экскурсия по Воронежу ч.16

Пешеходная экскурсия по Воронежу ч.17

Пешеходная экскурсия по Воронежу ч.18

Пешеходная экскурсия по Воронежу ч.19

Пешеходная экскурсия по Воронежу ч.20

Пешеходная экскурсия по Воронежу ч.21

Пешеходная экскурсия по Воронежу ч.22

Пешеходная экскурсия по Воронежу ч.23

Пешеходная экскурсия по Воронежу ч.24

Пешеходная экскурсия по Воронежу ч.25

Пешком по Воронежу (часть 23)

Перед нами старое здание театра драмы имени А. Кольцова.

  Появление и расцвет театра в Воронеже связан с именами славными, фамилиями на российском публичном поприще известными. Это екатерининских времен воронежский наместник Василий Чертков, родоначальник славного рода Чертковых. Это губернатор Федор Пушкин. Это, наконец, губернатор граф Дмитрий Толстой. Именно когда эти славные мужи вершили суд да дело, в Воронеже был простор для процветания и образования и культуры. А вместе с тем и для расцвета театра.

Первый «благородный» театр появился в 1787 году в доме наместника В. А. Черткова. Играли в нем дети губернатора и высших губернских сановников того времени. «Благородный» театр существовал и в 1798 году, о чем говорит отпечатанная в губернской типографии пьеса «Опыт дружбы». С этого года во главе театра вице-губернатор князь Р. И. Ухтомский, которого современники считали прекрасным актером и большим театралом. С 1799 г. на сцене вместе с «благородными» появляются и публичные актеры. Это означает, что театр становится общедоступным.

Проезжавший в начале февраля 1802 года через город современник А. С. Пушкина Вигель в своих «Записках» оставил такое свидетельство: «В одном только Воронеже была тогда вольная труппа, составившаяся из охотников и отпущенных на волю крепостных актеров».

В современных энциклопедиях начало воронежского театра датируется ноябрем 1802 года. Это не соответствует новым данным. Первая антрепризная труппа появилась здесь при губернаторе Ф. А. Пушкине в 1801 г. Во главе ее был московский комический актер Петров, открывший сезон оперой Аблесимова «Мельник, колдун, обманщик и сват». Его сменила труппа актера В. Р. Бобровского. Во главе образованной для управления театром дирекции стоял вице-губернатор Л. С. Кологривов. Воронеж имел в то время даже своего драматурга. Это был А. М. Эллин. Под руководством этих трех усердных деятелей театр в течение нескольких лет процветал. В начале ХIХ в. его репертуаре было 37 пьес — в их числе трагедии Сумарокова, а также немецких и французских авторов, «Мещанин во дворянстве» Мольера, «Школа злословия» Шеридана и проч.

Театр того времени «много способствовал исправлению нравов, облагораживанию чувств и просвещению». «Воспоминания старожила». «Воронежские губернские ведомости», 1849, № 49.

Мы почти ничего не знаем о театре с 1807 по 1820-е годы. Но уже в конце 1820-х столичная «Северная пчела» выделяет театр в Воронеже среди прочих. Спектакли в нем давались 4 раза в неделю, когда в других 1–2 раза. В это время на воронежской сцене блистала лучшая Офелия ХIХ в. Любовь Ивановна Млотковская. Через 10 лет она снова здесь — уже в антрепризе своего мужа М. Ю. Млотковского. Ей посвящали стихи А. В. Кольцов и Н. В. Станкевич.

Среди антрепренёров 1820-30-х гг. О. И. Калиновский, П. А. Соколов, Вышеславцев, П. П. Микульский. События воронежской театральной жизни 

 выступал здесь в 1837, 1846, 1850 и еще в 1863 году, сыграл Городничего и Бурдюкова в «Ревизоре» и «Тяжбе» Н. В. Гоголя,

 Фамусовав «Горе от ума», Сганареля в «Лекаре поневоле» Мольера, Мошкина в «Холостяке» Тургенева. Великий трагик Малого театра П. С. Мочалов был здесь в 1840, 1846, 1847и 1848 гг. Среди его ролей — Гамлет и Фердинанд в драме Ф. Шиллера «Коварствои любовь». С начала 1840-х на воронежской сцене выступал увековеченный в «Лесе» А. Н. Островского великолепный актер Николай Хрисанфович Рыбаков.

 гастроли великих актеров Малого театра. М. С. Щепкин.  

 

Новый этап в творческой жизни театра начался в середине 50 -х годов Х1Х в. с появлением драматургии А. Н. Островского. Воронежский театр с большим основанием можно назвать «Домом Островского в провинции», т. к., начиная с 1856 года, пьесы великого национального драматурга, вслед за Малым и Александринским театрами, одна за другой ставятся на воронежской сцене. Этому обстоятельству в большой степени способствовал великолепный комический актер Иван Колюбакин, близкий приятель драматурга еще в пору их совместного сотрудничества в «молодой редакции» «Москвитянина», волей обстоятельств к 

середине 50 -х годов оказавшийся в воронежской труппе. Пьесы А. Н. Островского в течение многих лет ставились на воронежской сцене, воспитывая вкус и актеров и зрителей. Тому есть прекрасное подтверждение. Великий актер Александринского театра А. Е. Мартынов для своих гастролей по России в мае — июне 1860 года избрал три города: Воронеж, Харьков и Одессу. Гастрольную поездку он начал с Воронежа, куда приехал вместе с А. Н. Островским. Здесь в мае 1860 года он имел грандиозный успех, три вечера подряд исполняя роль Тихона в «Грозе». Воронежский губернатор граф Дмитрий Толстой в честь именитых гостей устроил торжественный прием.

 В сезоне 1863–1864 годов театр имел в репертуаре десять пьес А. Н. Островского.

 В этот период в театре блистали яркие характерные актеры Дорошенко, Петров, Майорова,

 Шмитгоф… На воронежской сцене выступали в начале своего творческого пути В. Н. Давыдов и Н. Х. Рыбаков, 

в Воронеже гастролировали С. В. Шумский и негритянский актер Айра Олдридж, П. М. Садовский, А. П. Ленский, Г. Н. Федотова, М. М. Петипа, М. Н. Ермолова, М. Г. Савина… В 1895 году здесь был А. И. Сумбатов — Южин, который заметил талант юного А. А. Остужева, в будущем народного артиста СССР. В начале ХХ века в Воронеже гастролировали П. Н. Орленев и В. Ф. Комиссаржевская, П. П. Гайдебуров и Н. Ф. Скарская… В Воронеже есть улицы имени В. Ф. Комиссаржевской и А. А. Остужева.

  В начале ХХ в. в Воронеже держали антрепризу люди талантливые и образованные: А. А. Линтварёв, П. П. Струйский, В. И. Никулин. К концу 1915 года, когда шла война, театральные представления прекратились в 107 городах России. Но в Воронеже у театрального руля стоял В. И. Никулин, человек передовых взглядов. В трудные годы он сумел сохранить театр, пополнить его известными талантливыми актёрами, обновить репертуар. Новое время – новые темы

После революции 1917 года театр стал именоваться Большим Советским. С 1937-го — Воронежский драматический театр. В 20-е годы на его сцене было поставлено десять пьес А. Н. Островского. В это время частым его посетителем был писатель А. П. Платонов. В ноябре 1926 года на его сцене выступал В. В. Маяковский. В 1935 году Воронежский театр весьма успешно гастролировал в Москве. Это были первые гастроли трёх провинциальных театров в столице. Актёр Аркадий Поляков в ролях Гамлета и Отелло в трагедиях Шекспира покорил Москву.

 Воронежский театр драмы начал стационироваться одним из первых в стране. В начале 1930-х годов здесь появилась группа молодых талантливых актеров, в течение последующих двух десятилетий составившая его творческую основу. Художественным руководителем театра долгое время /1930–1935, 1939–1953/ был В. М. Энгелькрон. В 30-е годы здесь работали режиссеры Я. А. Варшавский, А. И. Канин, С. Н. Воронов. В течение многих лет славу театра составляли актеры Г. М. Васильев, В. И. Флоринский, А. В. Поляков. На воронежской сцене начинали и активно работали известные всей стране А. П. Чернов, П. В. Вишняков, Четверть века работал здесь народный артист СССР С. И. Папов. Театр нередко выезжал с творческими отчетами в Москву. В его афише всегда присутствовала русская классика: А. Н. Островский, А. П. Чехов, А. М. Горький. В 1935—1936 гг. заведующим литературной частью театра был поэт О. Э. Мандельштам, находившийся в ссылке в Воронеже.

 

В эти годы ставили спектакли известные режиссёры П. Трапезников, А. Дунаев, А. Добротин, А. Грипич, М. Гершт, В. Ланской, П. Монастырский, И. Гриншпун, Г. Меньшенин, В. Соловьёв.

Наряду с пьесами идеологического содержания в репертуаре всегда была классика: А. Чехов, А. Островский, В. Шекспир, Ф. Шиллер, Лопе де Вега, П. Кальдерон. С середины 1950-х активно шли пьесы В. Розова и А. Арбузова, затем А. Володина, М. Рощина, А. Гельмана, И. Дворецкого, А. Дударева.

В 1956–60 главным режиссёром был Фирс Шишигин. В 1958 он поставил драму «Алексей Кольцов». Спектакль имел большой успех во время декады Воронежского искусства в Москве.

В 1959-м, в год 150-летия поэта, театру было дано имя А. В. Кольцова. В эти годы в театре работали С. Папов, А. Поляков, С. Ожигин, В. Рощина, В. Солопов, А. Ильин, В. Седов, Н. Ефимов, Б. Левицкий, К. Трапезникова, Б. Крачковский. В 1955 в труппу пришла Р. Мануковская, она стала Народной артисткой России, лауреатом Госпремии, снималась в кино.

В конце 1950-х здесь играл Л. Броневой.

В 1964 при театре открылся филиал Ленинградского института театра, музыки и кино.

В 1968 курс окончили, ныне Народные артисты России, А Гладнев, Л. Кравцова, Т. Семёнова. Уже во второй половине 1970-х они вошли в число ведущих актёров театра.

В 1969–83 труппу возглавлял Народный артист РСФСР Г. Дроздов. Лучшие постановки — «На дне», «Синие кони на красной траве», «Наедине со всеми». Одним из первых в стране ставил Т. Уильямса: «Трамвай «Желание», «Татуированная роза». Значительное место в творчестве режиссёра занимала публицистическая драматургия: «Хроника одного дня» (о событиях 1973 года в Чили), «Посеешь ветер…» (о советских разведчиках в ставке Мао Цзедуна). Пьесы созданы Дроздовым в соавторстве с писателем Э. И. Пашневым. За их постановку режиссёр и ряд актёров стали лауреатами Государственной премии РСФСР.

В этот период ряд интересных постановок создал режиссёр Владимир Соловьёв: «А зори здесь тихие», «Слон», «Ситуация», «Четыре капли», «Забыть Герострата…».

В 1978 театр получил почётное звание «Академический».

Иванов Анатолий Васильевич — режиссер, актер, сценарист, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1978), народный артист РФ (1994), лауреат Государственной премии РФ (1996). После окончания школы — актер театра в Вышнем Волочке. Окончил ГИТИС им. А. В. Луначарского (1969). Ученик А. В. Эфроса. Работал в театрах Южно-Сахалинска, Тамбова и Пензы.

С 1987 главный режиссер Воронежского Академического театра драмы им. А. В. Кольцова, с 1991 художественный руководитель театра.

На воронежской сцене поставил около пятидесяти спектаклей высокого художественного уровня, развивал традиции психологического театра К. С. Станиславского. Постановки русских классиков от Гоголя до Островского и Чехова, Булгакова и Вампилова имели неизменный успех на международных и всероссийских фестивалях. Многие из них вошли в фонды радио и центральных каналов телевидения. Ведущие критики России высоко оценивали творчество А. В. Иванова, как одного из выдающихся современных режиссеров страны.

В основе его деятельности в качестве художественного руководителя — продолжение и развитие лучших традиций русской классики, психологического театра К. С. Станиславского. В 1989 спектакль «Самоубийца» Н. Эрдмана получил приз редакции журнала «Театральная жизнь». «Женитьба» Н. В. Гоголя — лауреат Всероссийского фестиваля «Лучшие спектакли России — 90». А. Иванов впервые в России поставил спектакли «Коломба» Ж. Ануя, «Любовь по переписке» В. Войновича. Спектакль «Прости меня, мой ангел белоснежный…», по режиссерской версии пьесы А. П. Чехова «Безотцовщина», представлен на пяти фестивалях, включая Международный театральный фестиваль имени А. П. Чехова в Москве.

Особое место в творчестве А. Иванова занимают постановки пьес А. Н. Островского: «Волки и овцы» (1994), «Бесприданница» (1996), «Доходное место» (1998), «Банкротъ» (2007). Все они участвовали во всероссийских и международных фестивалях, записаны радио и телевидением. Среди лучших постановок режиссера — «Уроки музыки» Л. Петрушевской, «Там же, тогда же» Б. Слейда, «Ретро» А. Галина, «Театральный романс» по произведениям А. Н. Толстого, «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика, «Зойкина квартира» М. Булгакова, «Вишневый сад» А. П. Чехова. Спектакль «Вечно живые» В. Розова получил Гран-при на Х международном фестивале «Славянские театральные встречи» (2002). На Международном театральном форуме «Золотой Витязь» в Минске в 2005 году режиссер-постановщик получил за эту работу два диплома: «За лучшую режиссуру» и «За лучшее музыкальное оформление». Он автор пьесы и постановки по мотивам рассказов А. Платонова «Как это все далеко — любовь, весна и юность…», созданной в театре к 60-летию Великой Победы.

Театр под руководством А. В. Иванова хорошо известен в России и за рубежом. Ежегодно коллектив участвует в престижных всероссийских и международных фестивалях. В 2004 году театр представил в Мюнхене постановку «Вишневый сад» А. П. Чехова на международном фестивале, посвященном памяти А. П. Чехова.

В мае 2008 года коллектив театра в пятый раз участвовал в Международном фестивале стран Черноморского бассейна в Трабзоне (Турция).

В мае 2009 г. театр участвовал в III Межрегиональном фестивале имени Н. Х. Рыбакова в Тамбове. Народный артист РФ Анатолий Гладнев стал лауреатом фестиваля в номинации «Актер России» за роль Городничего в постановке А. В. Иванова «Ревизор» Н. В. Гоголя. На Международном фестивале «На Родине А. П. Чехова» в Таганроге с успехом показана постановка А. В. Иванова «Банкротъ» по пьесе А. Н. Островского «Свои люди — сочтемся».

А. В. Иванов ставил спектакли в Венгрии, Чехии, Молдавии. В его постановке идут спектакли на сценах Таганрога, Пензы, Нижнего Новгорода.

В 2004 г. — лауреат Форума «Золотой фонд Воронежской области».

В декабре 2005 года в Москве Анатолию Иванову вручена премия «Известность», учрежденная редакцией газеты «Известия». Ею впервые по итогам читательских опросов удостоены наиболее выдающиеся деятели российской культуры.

В 2007 г. за спектакль «Банкротъ» по пьесе А. Н. Островского А. В. Иванов удостоен звания лауреата ЦФО «За достижения в области театрального искусства».

С 1994 по 1998 гг. и с 2007 по 2009 гг.- профессор Воронежской Государственной Академии искусств. В 1998 г. выпустил актерский курс для театров Воронежа. Проводил «мастер-классс» в университете г. Анкоридж (штат Аляска, США).

Секретарь правления Союза театральных деятелей РФ (1998–2002). В 1997—2001 гг. — член Комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям РФ в области литературы и искусства.

В связи с 75-летием образования Воронежской области в 2009 году Указом губернатора Алексея Гордеева награжден знаком отличия «За заслуги перед Воронежской областью»

И сегодня коллектив театра бережно относится к художественному наследию Мастера, сохраняет в репертуаре его постановки.  

В 1987—2009 гг. на сцене Кольцовского театра спектакли ставили и приглашенные режиссеры. Среди них Валерий Тищенко («Спортивные сцены 1981года» Э. Радзинского, «Свалка» А. Дударева, «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» В. Войновича, «Там, в замке, за маленькой рощицей» Ж.-М. Риба), Юрий Котов («Игра любви и случая» П. Мариво, «Холод-жар, или страсти по…» М. Кроммелинка), 

Анатолий Кузнецов («Иван Васильевич» М.Булгакова), Михаил Бычков («Коварство и любовь» Ф. Шиллера), заслуженный артист России Юрий Лактионов («Хлопотун, или Дело мастера боится» А. И. Писарева), Владимир Салюк («Не боюсь Вирджинии Вулф» Э. Олби, «Семья для женщины легкого поведения» по пьесе Э. де Филиппо «Филумена Мартурано», «Сладкоголосая птица юности» Т. Уильямса), заслуженный артист России Евгений Малишевский («Утешитель вдов» Д. Маротта, Б. Рандоне), Евгений Марчелли («Лев зимой» Д. Голдмена), народный артист Республики Армения Ваге Шахвердян («Дом Бернарды Альбы» Г. Лорки, «Без вины виноватые» А. Н. Островского).К 65-летию Великой Победы восстановлена постановка А. В. Иванова 2000 года «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова.

Новый творческий этап театра начался со спектакля «Арест» по пьесе Ж.Ануя. Это название для постановки было предложено известным режиссёром, лауреатом национальной театральной премии «Золотая Маска», заслуженным деятелем искусств РФ Владимиром Петровым. Спектакль, ставший российской премьерой пьесы легендарного французского драматурга в год его столетия, был тепло принят публикой, признан «Событием сезона 2010-2011 г.г.», а главное, определил вектор дальнейшего развития театра: обращение к лучшим образцам мировой драматургии, высокая постановочная культура, современный театральный язык, зрелищность. В 2011 году Владимир Сергеевич Петров стал художественным руководителем театра.

 В это время по инициативе губернатора Воронежской области Алексея Гордеева активизировались работы по реконструкции-реставрации исторического здания театра. К работе над дизайном интерьеров и внешнего облика здания был приглашён художник Юрий Купер. Владимир Петров, пытаясь восстановить корневые связи театральной истории Воронежа, предложил вернуться к очень старому названию – «Городской Зимний театр». В буквальном смысле это реализовано не было, но серьёзно повлияло на стиль здания – сдержанные, прохладные тона снаружи и внутри, коллекция зимних пейзажей в нижнем фойе.

 В 2012 году после шестнадцатилетнего перерыва коллектив театра вернулся в своё историческое здание, оснащённое по последнему слову техники. Первой премьерой, сыгранной на Малой сцене, была «Река Потудань» А.Платонова (реж.В.Петров, худ.Ю.Купер). Спектакль вошёл в программу Второго Международного Платоновского фестиваля искусств. Большая сцена открылась спектаклем «Приручение строптивой» А.Застырца (реж.В.Петров, худ.А.Бугаева).

 Репертуар составили спектакли «Мост короля Людовика Святого» Т.Уайлдера, «Чайка» А.Чехова, «Энциклопедия» Э.Шмитта, «Театр» («Шум за сценой»), М.Фрейна, «Море» И.Бунина, «Академия смеха» К.Митани в постановке художественного руководителя театра В.Петрова; «Танец Дели» И.Вырыпаева, «Как я стал» Я.Пулинович, 

«Метель» В.Сигарева, «Женитьба» Н.Гоголя, «С любимыми не расставайтесь» А.Володина в постановке очередного режиссёра Н.Рака. Для постанов

ок приглашались режиссёры А.Баргман («Входит свободный человек» Т.Стоппарда), А.Слюсаренко («Рита» Э. Филиппо, «Тартюф» Ж.Мольера), В.Кривошеев («Лёгкий способ бросить курить» М.Дурненкова), А.Загораев «Волшебные кольца Альманзора» Т.Габбе.

 Театр активно работает на Большой и Малой сценах. Современная драматургия воплощается на экспериментальной Малой сцене, Большая сцена предоставлена традиционному и классическому репертуару.

Опубликовать в социальных сетях